Летопись о гибели князя Олега Святославича
Повесть временных лет начинает историю княжения сыновей Святослава рассказом о первой жертве семейного раздела княжеских столов - древлянском князе-посаднике Олеге (статьи под 975-977 гг.).
Убийство Люта древлянским князем Олегом Святославичем. Миниатюра Радзивилловской летописи
Однажды ему донесли, что в его охотничьих угодьях появился сын Свенгельда ("Свенальдич"), именем Лют, который, выехав из Киева на "ловы", "гна по звери в лесе", пока волей или неволей не нарушил границы "Деревьской земли". Олег убил браконьера. "И о том бысть межю ими ненависть Ярополку на Олега, и молвяше всегда Ярополку Свенальд: "Пойди на брат свои и прими волость его", хотя отмьстити сыну своему". Свенгельд добивался правды в полном соответствии с законом русским: "Убьеть муж мужа, то мъститъ брату брата, или сынови отца, любо оту,ю сына..", Видимо, поэтому речи воеводы в конце концов были услышаны: "Поиди Ярополк на Олга, брата своего, на Деревьску землю. И изиде противу его Олег, и ополчистася". Однако в бою Олег не устоял и побежал "с вой своими в град, рекомый Вручий [Овруч]". Путь к городским воротам лежал через мост, перекинутый надо рвом. Преследуемые беглецы ринулись по нему всем скопом, тесня и сбрасывая друг друга в ров. Вместе со многими простыми воинами спихнули вниз и Олега. Под тяжестью придавивших его людей и лошадей князь задохнулся (по сведениям Иакова Мниха, мост, не выдержав тяжести, рухнул и придавил Олега во рву).
Ярополк, войдя в город, не нашел среди пленников брата. На вопросы о его судьбе один древлянин сказал: "Аз видех, яко вчера спехнуша с мосту". Тогда Ярополк послал людей искать брата во рву, "и влачиша трупье из гробли [рва] от утра и до полудне". Тело Олега, найденное под грудами мертвецов, вытащили и положили на ковре. "И приде Ярополк, над нем плакася, и рече Свеналду: "Вижь [смотри], сего ты еси хотел!"
Бегство древлянского князя Олега Святославича. Миниатюра Радзивилловской летописи
Гибель древлянского князя Олега Святославича. Миниатюра Радзивилловской летописи
И погребоша Ольга на месте у города Вручога, и есть могила его и до сего дне у Вручего". Ярополк же "перея власть [волость]" брата своего.
Фраза о могиле Олега, существующей "и до сего дне" (это выражение характерно для статей Повести временных лет, подвергшихся редакции в XII в.), показывает, что в данном случае мы имеем дело с довольно поздним преданием, связанным с каким-то "Олеговым курганом" в окрестностях города Овруча. Насколько эта краеведческая справка соответствует действительности, видно по другой летописной записи, свидетельствующей, что настоящая могила Олега Древлянского была разрыта уже в 1044 г., когда "кости" его были вынуты из земли и перезахоронены в киевской церкви Святой Богородицы (Десятинной). Впрочем, сама легенда, которой воспользовался летописец в статьях под 975 и 977 гг., вероятно, в главных чертах отразила истинное происшествие. Однако нельзя не заметить, что в ней уже предана полному забвению историческая подоплека схватки Ярополка с Олегом, а в качестве движущей интриги выступает мотив мести за убитого древлянским князем "Свенальдича". Свести вслед за летописцем все дело к личной неприязни Свенгельда к Олегу мы, конечно, не можем.
Причины распри Святославичей
Борьба Ярополка с Олегом и Владимиром, имевшая обманчивый вид исключительно внутреннего междоусобия, находилась в непосредственной связи с упомянутым выше обострением русско-чешских отношений.
В 972 г. произошло событие, замеченное всей Европой. После десятилетних дипломатических усилий, перемежавшихся с военным нажимом, Отгон I добился от Византии признания его титула "императора августа Священной Римской империи германской нации". Договор был скреплен женитьбой его старшего сына, соправителя и наследника Отгона II, на византийской принцессе Феофано, племяннице василевса Иоанна Цимисхия. В следующем году, на Пасхальной неделе, победитель пышно отметил свое торжество на имперском съезде в Кведлинбурге. В продолжение празднеств в императорскую резиденцию одно за другим прибывали посольства из соседних стран с поздравлениями новому цезарю.
Среди тех, кто "явился с большими дарами", саксонский хронист 70-х гг. XI в. Ламперт Херсфельдский отметил и послов "от Руси" (Ruscorum). С какой целью прибыли они в Кведлинбург? Вероятно, не только затем, чтобы чествовать Отгона I. Как мы помним, буквально только что, за год или два перед Кведлинбургским съездом, чешский князь Болеслав II оторвал от Русской земли изрядный кусок Северо-Восточного Прикарпатья и Подолии вместе с Червенскими городами. К тому же 973 г. был годом учреждения Пражско-Моравской епископии, и этот вопрос, по всей видимости, обсуждался на съезде в Кведлинбурге, поскольку Болеслав II явился туда лично. Восточные границы нового диоцеза не могли не интересовать и посланцев Ярополка. Мы не знаем, вынашивались ли в Киеве планы возврата в обозримом будущем карпатских земель, или там стремились только не допустить дальнейшего продвижения чешских дружин на восток. Однако ясно, что в том и другом случае Ярополку было важно заручиться поддержкой Отгона I против Болеслава II, являвшегося вассалом германского императора.
Неизвестно, как откликнулся Отгон I на предложения Киева. В том же 973 г. он умер. Но обстоятельства сложились так, что в самом скором времени германская сторона сама должна была проявить живейшую заинтересованность в союзе с Русской землей, направленном против Чехии. Едва Отгон II успел освоиться с положением самодержавного "императора римлян", как в июне 974 г. баварский герцог Генрих II Сварливый поднял против него мятеж. Болеслав II и польский князь Мешко (Мечислав) I присоединились к непокорному вассалу императора. В этой ситуации Отгон II безусловно испытывал острую нужду в союзниках, и его обращение к Ярополку с предложением создания античешской коалиции выглядит с точки зрения сложившейся расстановки сил вполне естественным и закономерным.