Отец городов русских. Настоящая столица Древней Руси - Андрей Буровский страница 16.

Шрифт
Фон

Сила аргументации Фроянова поистине потрясает, но городские жители Руси - это прекрасный пример того, что можно заниматься вполне "городскими" профессиями, ремеслом и торговлей (и заниматься весьма успешно), но при этом оставаться по своей психологии людьми аграрно-традиционного общества. Русский горожанин и IX–XIII веков, и гораздо более поздних периодов истории Руси жил, одевался, думал, строил свою жизнь почти так же, как богатый крестьянин. И осмысливал мир в тех же самых категориях.

Глава 6
ГОСУДАРСТВА РУСИ

Первые государства

Арабские путешественники и географы - Ибн Фадлан, Ал-Джанхани упоминают о государствах славян, которые существовали еще в VIII веке, до завоеваний Рюрика и его потомков: о Куявии, Артании и Славии.

Артания - это, вероятно, Причерноморская Русь, Тмутаракань.

Куявия - ясно, Киев (если, конечно, не страна куявов на Средней Висле).

Славия арабских и персидских авторов - это, скорее всего, государство словен ильменских.

Если Куявия - Киев, то получается - два эти государства возникли на пути из варяг в греки и, что характерно, - как раз в тех местах, где "путь" выводит к границам славянского мира. А Артания - Тмутаракань тоже лежит на окраине мира восточных славян.

Мусульмане не упоминают государства волынян - может быть, оно расположено слишком далеко к западу от них. Но и это государство лежит на крайнем западе Руси, на границе обитания восточных славян.

Это "окраинное" положение первых государств доказывает - государственность восточных славян и Руси вызревала вовсе не в центре страны, была следствием развития не ее сельского хозяйства и народных промыслов.

Тут может быть два объяснения: одно из них - это "оборонный" характер государства: мол, русских вечно все обижают, им приходится обороняться. Особенно сильно "они все" давят на окраины, там вырастают государства. Такое суждение просто принципиально неверно - в смысле, оно неверно не по каким-то идеологическим или нравственным соображениям. Это мнение неверно фактологически, оно не подтверждается реальными обстоятельствами жизни Руси.

Во-первых, славянские племена порой воевали друг с другом даже более жестоко, чем с иноплеменниками. Почему же государство не возникло от войн древлян с северянами? Во-вторых, и на севере Руси, и на западе не было таких уж страшных врагов, против которых требовалось объединение. Западнославянские племена, в VIII–IX веках постепенно формировавшие будущую Польшу, совершенно не враждебны племенам белых хорватов и волынян. Королевство Польша и Венгрия XI–XIII веков так же мирно уживаются с Галицко-Волынской Русью. А государство возникает!

Так и на севере. Нет ни одного достоверного свидетельства нападения варягов на города Руси. Наука не знает ни одного русского города, погубленного нашествиями скандинавов. С финноуграми славяне вообще живут с меньшим числом конфликтов, чем друг с другом. А древнейшее государство на севере - вот оно.

Второе объяснение - это "торговый" характер древнейшего русского государства. В торговле появляется пресловутый "прибавочный продукт" - те материальные ценности, которые можно изъять у владельца и потратить на какие-то общие цели. Торговля требует организации не одной фирмы или торгового дома - а в масштабах городов и стран. Она требует управления финансами, создания денежной системы - а это не масштаб самой огромной торговой компании и не предмет договора даже самых могущественных богачей.

О том, какую роль играла торговля на Руси, говорит такой факт: на Руси никогда не существовало права захватить иноплеменника и зарубежного торговца. В германском праве оно есть и носит очень выразительное название Wildfang - то есть "поимка дикого". Согласно Wildfang'у, община и государство обязаны охранять жизнь, свободу и имущество только члена общин и государств, которые заключили договор с данной общиной и государством. Если договора нет, то этот человек - "дикий", Wild, и его вполне можно убить, продать в рабство, а имущество его присвоить.

В Германии такой закон был; на Руси - не было. По-видимому, для Руси было важнее передвижение купцов и их товаров.

Наконец, торговля требует обороны, умения отбиться от множества жадных рук, которые тянутся к чужим богатствам. Трудно судить о политике Артании или Куявии VIII века - для этого мы слишком мало знаем. Но возникает тут одна ненавязчивая аналогия…

Невольная аналогия

Вся эта повернутость восточных славян на торговлю невольно напоминает, как возникло первое государство и у западных славян. В IX–X веках рождаются польские и чешские государства, отдаленных потомков которых мы уже хорошо знаем. Но в VII веке у этих государств появляется предшественник: некое "государство Само". Некоторые ученые считают его не государством, а племенным союзом, - но в любом случае, это первое надплеменное объединение западных славян. И основал его торговец по имени Само.

Само - торговец-франк. Впрочем, многие называют его и славянином, который жил среди франков и знал их язык. Что такое славянское происхождение Само - исторический факт или желание придумать себе "правильного" предка, - не знаю. Но в любом случае, славянин или франк - но он торговец.

Само торговал в землях славян и в 623 году возглавил восстание славян против кочевников-аваров. Победив аваров, славяне избрали Само своим князем. Само оказался неплохим князем: он объединил славян на территории Чехии, Словакии, Моравии; в его государство вошла часть земель словенцев и хорватов, часть земель лужицких сербов.

Само успешно воевал с аварами и франками, вторгался в пределы Франкского государства и Тюрингии, а в 631 году разбил союз франков, лангобардов и алеманнов. Побежденные племена Само облагал данью, а сбывал эту дань в Византию - это давало необходимые средства, чтобы отбиваться от врагов и облагать данью все новые племена.

После смерти Само в 658 году его государство развалилось. У него были две черты, объединявшие его с древнейшими государствами восточных славян: это государство возникло на славянском пограничье; и создал его бывший торговец.

Видимо, и для западных славян торговля играла особую роль объединителя. Ведь без необходимости торговать люди оказывались разобщенными по своим углам. Это вам не запад и не восток, где всем тесно и где всех всем всегда видно. Это непроходимые славянские леса, где можно жить, месяцами и годами не видя других людей. Вот только соли в этих лесах нет, а так все совершенно замечательно.

Скорее всего, с экономической точки зрения, первые государства восточных славян были примерно такими же. По крайней мере, совершенно достоверно известно, что организация международной торговли - одна из первых задач, которые решает Киевское государство в IX–X веках.

Киевская Русь - торговая фактория Рюриковичей

Действительно - не успели Аскольд и Дир залезть на престол князей Киева, "прихватизировать" честь, которая им вовсе и не полагалась, как они начинают войны с Византийской империей. В 864 году они стали киевскими князьями, а уже в 866-м состоялся первый поход на Константинополь.

Чем закончился этот поход и что вообще надо было в Константинополе Аскольду и Диру, - Бог весть, об этом летопись не сообщает. Но вот что было нужно в Константинополе князю Олегу, - это уже известно хорошо.

Аскольд и Дир не были вассалами Рюрика. До 882 года Новгород и Киев существовали сами по себе, как два независимых государства. В 882 году Олег создал единое Киево-Новгородское княжество под управлением одной династии. Идя из Новгорода по пути из варяг в греки со своим многоплеменным воинством, Олег сначала овладел городами Смоленском и Любечем и поставил там своих людей.

Говоря попросту - в 882 году объединилась вовсе не Русь. Большая часть племен восточных славян, иже еще и Русь рекомые, не были объединены в государстве потомков Рюрика. Единственное, что объединилось в 882 году, - так это путь из варяг в греки. Ядро будущей Киевской, а вернее - Киево-Новгородской Руси - этот водный путь, этот стержень от Балтики к Черному морю. Уже позже на этот стержень окажутся "нанизаны" все племенные союзы славян и многие племенные союзы угрофиннов.

В 907 году Олег идет на Константинополь. В летописном рассказе об этом походе слишком много фантастического, чтобы принимать весь рассказ полностью всерьез. И ладей у Олега было две тысячи, войска больше 100 тысяч человек, - уже фантастика. И якобы Олег вел на Византию вятичей (а они вовсе и не входили тогда в его государство), тиверцев и уличей (а с ними Олег воевал, они не признавали его власти).

Уже в Византии Олег велел поставить корабли на колеса, и, когда ветер надул паруса, корабли лихо побежали на этих колесах, до полусмерти напугав греков. И пытались лукавые, хитрые греки вынести еду и питье для русского воинства, но вещий Олег, умевший видеть скрытую суть вещей, велел не пить и не есть. Разумеется, Олег был прав - еда и питье были отравлены.

Византийские источники как-то не сообщают ничего ни про корабли на колесах, ни про попытки отравить разом все русское воинство. То ли греки, как и полагается невероятно хитрым и подлым людям, попытались спрятать концы в воду, то ли все-таки это фантастика. Все же Византия находилась на совершенно другом уровне общественного развития, чем Русь. В византийских документах куда последовательнее отделяли скучные факты от романтических преувеличений. Да и подчеркнуть лишний раз способность Олега к ясновидению не входило в задачи византийцев. Кстати, число русских воинов византийские летописцы тоже называют реалистичное: около 30 тысяч человек.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке