Одно имя на всю жизнь стали давать лишь с появлением обряда крещения, когда человека называли именем святого покровителя, а оно не осмысливалось и потому не менялось. "Вплоть до христианства и клерикальной регистрации новорожденных у людей не было еще собственных навсегда неизменных имен, даваемых, как наши, при крещении; не было и метрических книг, в которые они записывались бы, как обязательные на всю жизнь", – пишет Н. А. Морозов.
А ученые зачастую сочиняют исторические книги свои так, будто имена были даны Богом сразу и непреложно, одновременно с созданием человека! Вот в интересном и очень грамотно составленном сборнике "Страницы русской истории" (составитель П. П. Афанасьев, Москва, изд-во МАИ, 1995) вдруг встречаем такой пассаж:
"По пути из придунайских мест славяне оставили заметный след в Закарпатье. Они задержались там, может быть, в V-VI вв. И до сих пор там бытуют русские (древние) имена, например Юрий, Михаил, Лука, Иван, Андрей и т. п.".
Вот ЭТО называется историей? На основании ТАКИХ представлений пишутся школьные учебники? Перечисленные имена и не древние, и не русские. Почитаешь некоторых простодушных историков и сиди, думай: по пути откуда и куда? Кто и когда? Где оставил "след"?…
Латинский календарь Руси
"… Считать новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом… По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… Чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни" (Указ Петра I).
Итак, с 1700 года Новый год у нас – с января. А до Петра был с сентября. Для летописания это важно или нет? Судите сами. Летописец пишет: "было се октября 1700 года от Рождества Христова". А тут бац – указ: Новый год с января. Значит, год спустя летописец опять напишет: "октября 1700 года". По старому-то началу года этот октябрь уже должен относиться к 1701-му, ан нет, ведь начало отсчета года переменилось!.. Как определит будущий историк истинную дату?
А ведь на Руси были времена, когда начало года было и не 1 января, и не 1 сентября, а… 1 марта! Немного дальше мы рассмотрим этот странный, казалось бы, факт поподробнее, а пока порассуждаем о трудностях "пересчета" летописных годов, возникающих из-за разных дат начала годов у разных летописцев.
Обычному человеку редко приходится заниматься переводом событий, датированных в каком-нибудь чуждом летоисчислении, на наш обычный счет… пожалуй, большинству из нас вообще не будет нужды в такой работе. Но уж если придется, голову себе сломаешь. Вы скоро в этом убедитесь; вот маленький пример.
Известно, что финансовый отчетный год начинается 1 марта, учебный – 1 сентября, а наш обычный год идет с 1 января. Представьте, что муж-бухгалтер и жена-учитель пытаются объяснить сыну-лоботрясу, какой нынче год. Сын пишет месяцы:
и говорит:
– Здесь у меня записаны 1997, 1998 и 1999 годы. Какие месяцы в этом списке относятся к каким годам?
– Элементарно, – отвечает папа-бухгалтер. – Первые январь и февраль 1996-го финансового года, а далее с марта по февраль – 1997 год, и затем до марта идет 1998 год.
(-1, это когда финансовый папин год и год обычный не совпадают, а 0 – когда совпадают.)
Мама-учитель не согласна.
– Если считать учебный год с сентября, – говорит она, – то получится вот что:
Сынок возмущен:
– Что это у вас тут все время 1996 год вылезает! – говорит. – Мне надо, чтобы все начиналось 1997 годом.
– Хорошо, – соглашается папа и быстренько переделывает таблицу:
(Теперь у него получились "плюсовые" – годы несовпадения.)
Мама решила не отставать и тоже переделала свою табличку:
Ничего не понял сынок, сел и заплакал.
Эта шутка отражает реальную картину русской хронологии. Юлианские годы летописца могли начинаться и в марте, и в сентябре, причем по отношению к обычному "январскому" юлианскому году начала лет могли происходить и с опережением, и с опозданием. Например, 20 января 1997 года у финансиста (и у всех, кто живет по мартовскому году) может быть либо: А) той же датой, либо: Б) 20-м января 1996 года. Или у нас идет 20 октября 1997 года, а у финансиста это либо: А) 20 октября 1998 года, либо: Б) та же дата, что и у нас.
Похожая ситуация и с учителем (и всеми людьми, живущими по сентябрьскому календарю). "Сентябрьский" человек может признаться, что у нас 20 января 1997 года, но 20 октября того же вашего 1997 года у него вдруг оказывается в 1998 году. Либо он согласится на одинаковую с вами дату 20 октября 1997 года, но 20 января того же года сочтет годом 1996-м.
Наш январский, привычный год:
Мартовский год по наложению А:
Сентябрьский год по наложению А:
Мартовский год по наложению Б:
Сентябрьский год по наложению Б:
Работать с русскими летописями трудно, так как неизвестно, как считал время летописец: если по мартовскому году, то по какому варианту, а по сентябрьскому – то, опять же, по какому варианту?
Это можно определить, если тексты содержат ряд событий, датированных не только в годах, но также и в днях юлианских месяцев, а также упоминают об астрономических явлениях, которые допускают математическую проверку. Обычно астрономы проводят свои вычисления, пользуясь юлианским календарем с январским началом года. Это облегчает нашу задачу, так как в русских летописях используется юлианский счет. Поэтому:
1) если большинство событий совпадают день в день с нашими для них вычислениями, то и автор считал события по юлианскому январскому календарю, а частичные беспорядочные уклонения должны быть отнесены или к опискам, или к фантазерству автора;
2) если в большинстве случаев события от марта до декабря расчеты подтверждают, а в январе и феврале относят их к следующему году, то автор начинал свой год с марта по наложению А;
3) если вычисления дают годы на 1 меньше летописных от марта до декабря, а в январе и феврале оба счета совпадают, то год автора начинался с марта по наложению Б;
4) если даты автора оправдываются расчетами только от января до августа включительно, а от сентября до декабря получаются годы на 1 менее, то автор начинал свой год с сентября по наложению Б;
5) если оправдываются вычислениями только даты автора от сентября до декабря, а от января до июля включительно расчеты показывают годы на 1 больше, то год автора начинался с сентября по наложению А.
Мы не будем касаться здесь прочих неточностей, возникающих от неизвестности, как считают в этом летоисчислении начало суток: с полуночи, как мы, или с заката солнца, как евреи, или с восхода солнца, как "древние классики", или даже с полудня, как астрономы недавнего времени; разница не превышает плюс-минус одного дня, бог с ней. И не станем рассуждать о сложности перевода дат, обозначенных в лунном арабском или более мудреном лунно-солнечном еврейском календаре; для этого составлены особые вспомогательные таблицы. Мы рассказываем только о трудностях, возникающих из-за различия начала юлианского года, употребляемого во все Средние века (и даже в Новое время на Востоке).
Ведь из-за того, что мы считаем началом года 1 января, византийцы 1 сентября, а латиняне 1 марта, разница в переводе их счёта лет на наш, как вы уже убедились, может доходить до плюс-минус одного года. А если много позже переписчик-толкователь неправильно пересчитал годы из давней летописи, ошибившись или в определении летописного начала года (март или сентябрь), или в наложении (А или Б), то его ошибка может составить уже два года. А это не шуточки! Например, если какое-либо нападение неприятеля датируется 1237 годом, а в начале 1238-го он обнаруживается на западе, то вывод прост: неприятель пришел с востока. Если же произошла ошибка – всего в один год! – и нашествие было в 1238 году, то, значит, не с востока, а с запада пришел враг.