Рис. 23. Колоннада храма Юпитера в Дамаске
В 633 году византийцы уступили Сирию арабам, а в 661 году первый халиф династии Омейядов Муавия Бин Абу Суфьян сделал Дамаск столицей своего огромного халифата, простиравшегося от Инда до Нила. Для мусульманских паломников, направлявшихся на хадж в Мекку, Дамаск был последним населенным пунктом перед началом изнурительного, длиной почти в месяц, перехода через Аравийскую пустыню. И на месте, где стояла базилика Святого Иоанна Крестителя, была построена мечеть, которая известна под названием мечеть Омейядов. Ныне она является одной из главных достопримечательностей Дамаска.
Во время расчистки территории под фундамент мечети в 708 году был случайно обнаружен подземный склеп. Оказалось, что в нем покоится голова святого Иоанна Крестителя (по местному преданию). Фанатичный мусульманин халиф Валид решил тут же избавиться от христианской святыни, однако, едва его руки коснулись черепа, на халифа нашло такое оцепенение, что он не мог даже двинуться. Узрев в этом знак свыше, владыка повелел соорудить для реликвии специальный саркофаг и поместить его внутрь новой мечети.
Здесь, правда, имеются разногласия, и далеко не все разделяют упомянутое местное предание. И мечеть Омейядов считается местом нахождения головы Иоанна Крестителя прежде всего среди мусульман. Католики утверждают, что она хранится в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о голове в Амьене (Франция), привезенной из четвертого крестового похода, и в турецкой Антиохии, а также о нахождении ее в одном из монастырей Армении. Истину, как часто бывает в подобных случаях, установить невозможно.
Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям – как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришел с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами. Когда Иисус пришел к Иоанну креститься, Иоанн опознал в нем Мессию. А во время самой процедуры крещения "отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!". Таким образом при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.
Рис. 24. Александр Иванов "Явление Христа народу"
Иоанн обличал преступления против праведности, и в том числе преступления тетрарха (одного из четырех правителей) Галилеи Ирода Антипы, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это обличение Иоанн был заключен тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника.
Дочь Иродиады Саломея в день рождения Ирода Антипы "плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним". В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую ее просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение ее брака, попросила голову Иоанна Крестителя и "Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей" (Мк. 6: 26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсек ему голову и, принеся ее на блюде, отдал Саломее, а та "отдала ее матери своей". Тело Иоанна было погребено его учениками, а голову, согласно преданию, Иродиада не позволила похоронить вместе с его телом и спрятала ее в своем дворце, откуда голова была выкрадена благочестивой служанкой и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе (в Иерусалиме).
Как уж эта голова могла попасть в Дамаск – не известно. Но поклониться ей в мечеть Омейядов ныне приходят не только мусульмане, для которых Иоанн – это пророк Яхья, но и многочисленные христиане. Приходят фактически на место, где располагался храм Хадада (он же Баал), что было даже архелогически зафиксировано обнаружением базальтовой стелы, изображающей сфинкса и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Таковы причуды сирийского перекрестка миров…
Рис. 25. Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов
Утверждается, что за 10 лет строительства грандиозной мечети было потрачено 11 миллионов динаров – сумма, которая копилась в сокровищнице халифа семь лет. В строительстве участвовало 12 тысяч рабочих. Были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел из Афин, Рима, Константинополя и стран Арабского Востока.
Мечеть представляет собой огромный комплекс. От шума Старого города ее закрывают мощные стены. Внутренний двор мечети, вымощенный черно-белыми полированными плитами, имеет форму прямоугольника длиной 125 и шириной 50 метров. В него ведут четверо ворот. Посередине двора находятся фонтан и бассейн для омовений. С трех сторон двор окружает сводчатая галерея с колоннадой, а с четвертой стороны располагается молельный зал, в центре которого и располагается гробница Иоанна Крестителя. Интерьер мечети имеет богатое убранство: стены покрыты инкрустацией из мрамора, пол устлан множеством ковров.
Фасадная часть внутреннего двора и окружающие колоннады облицованы цветным мрамором, декорированы мозаичной плиткой и покрыты позолотой. По преданию, для работы над мозаикой халиф пригласил константинопольских мастеров.
Минареты мечети сохранились еще со времен Ибн Валида. Юго-восточный минарет носит имя пророка Исы (Иисуса). Согласно местному поверью, именно по нему накануне Страшного суда с небес на землю сойдет Мессия. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Мессии, имам мечети каждый день стелет новый ковер. Впрочем, имеется целый ряд самых разных версий, где именно должен появиться Мессия, и каждый верующий имеет возможность выбора своей версии…
Рис. 26. Кладка стен мечети Омейядов
Наше же внимание привлекло вовсе не богатое внутреннее убранство мечети или легенды, с ней связанные, а ее внешние стены. При их создании рабочие явно использовали в качестве строительного материала каменные блоки более древних сооружений – как минимум храма Юпитера, а то и даже храма Хадада, – хотя сейчас, конечно, уже не установить, в состав какого именно древнего сооружения какой конкретный блок входил…
Крепость Крак-де-Шевалье
Из Дамаска путь нашей экспедиции пролегал в Ливан, где мы осмотрели несколько древних объектов. Обратно из Ливана в Сирию мы въехали уже по другому шоссе, ведущему на север страны в сторону Алеппо. И первым объектом на нашем пути стала знаменитая средневековая крепость Крак-де-Шевалье, внесенная в 2006 году в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Географические координаты Крак-де-Шевалье – 34°45′25'' с. ш. 36°17′40'' в. д.
Средневековье – не наша тема. Однако мощность крепостей крестоносцев в регионе, имеющем очень древнюю историю, позволяла надеяться на то, что некоторые из этих крепостей создавались "не на пустом месте", а в местах более древних сооружений. И это давало надежду на то, что в кладке крепостей крестоносцев обнаружатся каменные блоки более древних конструкций или даже какие-то более-менее целостные остатки предыдущих сооружений. И позднее, в ходе израильской экспедиции 2010 года мы имели возможность убедиться, что это не было голой идеей – в самом первом замке и резиденции Тевтонского ордена крестоносцев, крепости Монфорт, обнаружились остатки конструкции, которая, возможно, была на месте этого замка задолго до крестоносцев.
Крепость Крак-де-Шевалье особенно привлекала к себе внимание. Во-первых, потому что это самая мощная крепость крестоносцев на Ближнем Востоке. А во-вторых, можно встретить утверждение, что ее заложил еще фараон Рамзес II в ходе войны с хеттами. Правда, это утверждение весьма сомнительно, поскольку после битвы у Кадеша на реке Оронт (см. ранее) фараон вернулся в Египет, а Кадеш расположен южнее и восточнее Крак-де-Шевалье, то есть войска Рамзеса II сюда не должны были дойти…
Единственное, что достоверно известно из арабских хроник, это то, что до крестоносцев в 1031 году крепость занимал курдский гарнизон эмира Алеппо. В те времена крепость называлась Хысн аль-Акрад – "Замок курдов". Но что именно она собой представляла в это время, неизвестно. А то, что мы видим сейчас, является более поздним сооружением.
По созвучию франки сначала назвали крепость Крат, а затем, по схожести с арабским термином "карак" (крепость) стали называть Краком. Таким образом Крак-де-Шевалье в переводе со смешанного арабско-французского означает "Крепость рыцарей".