Интерес и несомненная польза этого издания состоит в том, что увлеченный читатель замечательным образом может превратиться в благодарного зрителя. Когда расширив круг своих познаний, углубившись в увлекательный мир чувств, мыслей, сопереживаний, возникнет желание подтвердить или опровергнуть это в живом общении с героями живописных произведений, с шедеврами изобразительного искусства непосредственно в залах музея.
Содержание:
Георгий Ефимофич Миронов - Лики России (От иконы до картины). Избранные очерки о русском искусстве и русских художниках Х-ХХ вв 1
О России с любовью 1
Русские художники в литературных портретах Георгия Миронова 2
Древняя Русь 2
Штрихи к портрету предка 2
Красно украшенная земля русская 3
Связь времен и искусств 6
"Московское царство" /XV–XVI вв./ 7
Золотой век русской живописи 7
Групповой портрет в историческом интерьере: Феофан Грек. Дионисии. Рублёв 9
Скульптура, мелкая пластика, ювелирное искусство 13
Эпоха "Смутного времени" /XVII в. / 15
Иконопись XVII века. Находки и утраты 15
Ювелирное искусство 19
Лубок. Русская народная картинка 20
Первое столетие российской империи / XVIII в. / 21
Народная культура века "Русского просвещения". Резьба и роспись по дереву 21
XVIII век сквозь призму искусства "Русского классицизма" 23
Пермская деревянная скульптура 26
Ярославские фрески начала XVIII века 27
Русский лубок – зеркало времени 27
Портрет в контексте истории. Василии Баженов – "Кирпичный гений" 29
Ювелирное искусство 31
"Есть и из нашего народа добрые мастера". Иван Никитин 32
Жизнь и наблюдения Алексея Антропова 35
XIX век в лицах 36
"Любимец моды легкокрылой…" Орест Кипренский (1782–1836) 36
"Великий Карл". Карл Брюллов (1799–1852) 40
"Душа живая, русская и религиозная…" Иван Николаевич Крамской 44
Служители истины: художники-передвижники. Их роль в художественной культуре XIX в. 48
Портрет художника в интерьере его картин. Василий Иванович Суриков 52
"Образ эпохи". Российская провинция. Портрет в портрете 57
Культура в контексте истории 60
Перья российской "жар-птицы": народное искусство 63
Русский костюм XIX в. и его отражение в современной ему литературе и искусстве 68
Исторические грёзы Виктора Васнецова 69
Православная Русь глазами Михаила Нестерова 71
Держава Николая Рериха 75
Музыкальный мир живописи или поиск гармонии Борисова-Мусатова 78
Два чуда Бориса Кустодиева 83
Ювелирное искусство России XIX в.: от Кеибеля к Фаберже 85
Россия и Центральная Европа. Ювелирное искусство. Грани взаимовлиянии 86
Грани искусства 88
Встречи с искусством (эссе) 88
Картины в нашем доме 91
Художники в нашем доме 92
На пути к палитре 93
Мир глазами художника 93
Искусство и здоровье 94
Рождение гармонии Обывательские мысли вслух, после выставки в ЦДРИ 95
Библиография 96
Коротко об авторе 97
Иллюстрации 97
Георгий Ефимофич Миронов
Лики России (От иконы до картины). Избранные очерки о русском искусстве и русских художниках Х-ХХ вв
Посвящается моей жене и другу, искусствоведу Ларисе Малининой
Издание осуществлено при поддержке Корпорации "Развитие и Совершенствование"
Руководитель проекта академик С. В. Баранова
Об авторе: Георгий Ефимофич Миронов – член Союза художников, Ассоциации искусствоведов, Международного художественного фонда, доктор исторических наук. Лауреат премии им. В. Маяковского Центрального Дома работников искусств за литературные произведения, посвящённые художникам.
О России с любовью
Работы профессора Г. Е. Миронова хорошо известны мировой научной общественности. Его монографические историко-библиографические очерки, вошедшие в десятитомник "История государства Российского: Свидетельства. Источники. Мнения", представляют собой уникальное явление в историографии. Здесь информация об отечественной истории, сообщаемая как специальными, так и популярными печатными источниками, ставится в широкий культурный и социальный контекст и преподносится таким образом, что оказывается равно интересна и доступна и профессиональным историкам, и самому широкому кругу читателей. Г. Е. Миронову принадлежит честь разработки нового жанра исторического исследования. По умению увидеть и осмыслить исторические события не только через собственно исторические источники, но и через источники литературные и изобразительные (живопись, кинематограф, фотография и т. д.), он занимает одно из первых мест в российской науке. Г. Е. Миронов – один из немногих, кто активно разрабатывает тему "Русское искусство в контексте истории государства Российского". Он сумел в своих книгах блестяще продемонстрировать, сколь много о повседневной жизни и исторических событиях, об истории народной психологии говорят нам произведения выдающихся художников. Памятники искусства рассматриваются
Г. Е. Мироновым не только с эстетической точки зрения, но и как свидетельство хода истории, как концентрированная память эпохи. В его книгах популярность изложения материала удачно сочетается со строгой научностью подхода. Г. Е. Миронов показывает, как постепенно вырабатывался "тот гуманный, внутренне свободный интеллигентный слой, которому предстоит играть выдающуюся роль в истории и культуре XIX–XX столетий". История культуры у Г. Е. Миронова чрезвычайно персонифицирована, но отнюдь не представляет собой мозаику портретов политических и культурных деятелей. Через биографии глубже постигаются процессы, проистекавшие в российской истории и культуре (эти два понятия образуют в работах Г. Е. Миронова нерасторжимое единство).
Книги Г. Е. Миронова "Древняя Русь" (X–XIV вв.), "Московское царство" (XV–XVI вв.), "Россия – поиск пути", "Россия – выбор пути", "Обретение гармонии", "Пассионарная Россия" и др., посвященные историографии России, прочно вошли в российскую историческую литературу, рекомендованы для поступающих на исторические факультеты, студентам, лицеистам, преподавателям истории в качестве обязательной литературы при изучении и преподавании истории России. Это первый в отечественной науке опыт популярной историографии столь объемного и дискуссионного материала, каким является отечественная история. В этих монографиях Г. Е. Миронова рассказ о книгах вписан в более общий контекст разговора об исторических концепциях, трактовках событий и личностей, о научных дискуссиях, художественных вымыслах писателей. Впервые в нашей исторической науке рассказ об истории государства и об истории культуры, национального искусства ведется не параллельно, а один в контексте другого. Потребность в книгах, которые систематизировали бы и прокомментировали для неспециалистов множественные источники и исследования, была очевидна, что и сделало книги Г. Е. Миронова, по признанию прессы, интеллектуальными бестселлерами. Замечательное свойство книг Г. Е. Миронова еще и в том, что ему удается органично связывать исторические источники и исследования с логикой развития исторического мышления общества.
Сегодня библиотеки страны, школы, лицеи и вузы широко используют книги Г. Е. Миронова в пропаганде как научно-исторической, так и художественной и искусствоведческой литературы.
Отличительная черта Г. Е. Миронова и в том, что он работает на стыке наук. Проблемам русского искусства был посвящен целый ряд статей Г. Е. Миронова, опубликованных в отечественных газетах и журналах. Его попытки впервые представить русское искусство в контексте истории государства и общества в книгах вызвали большой интерес научной общественности. Найденные ученым историографические и искусствоведческие приемы рассмотрения искусства в контексте истории получили дальнейшее развитие в книге, которая представлена читателю.
Профессор Баранов В. В., президент Центра научного и информационного сопровождения национальных проектов