Книга "Что делать?" сыграла выдающуюся роль в борьбе за революционную марксистскую партию рабочего класса России, в победе ленинско-искровского направления в комитетах и организациях РСДРП, а затем, в 1903 году, на ее II съезде.
В настоящем электронном издании воспроизводится часть 6-го тома Полного собрания сочинений В.И. Ленина: полностью приводятся текст редакционного предисловия к тому (стр. VII – XVI), текст работы (стр. 1 – 192) и текст примечаний в конце тома, относящихся к работе (№№ 1 – 94, стр. 465 – 505). Из-за наличия примечаний к тексту сносок, нумерация примечаний в электронном и бумажном изданиях различаются.
Содержание:
Предисловие 1
ЧТО ДЕЛАТЬ? - Наболевшие вопросы нашего движения 3
Предисловие 3
I. Догматизм и "свобода критики" 4
II. Стихийность масс и сознательность социал-демократии 8
III. Тред-юнионистская и социал-демократическая политика 15
IV. Кустарничество экономистов и организация революционеров 27
V. "План" общерусской политической газеты 41
Заключение 47
Приложение. - Попытка объединения "Искры" с "Рабочим Делом" 48
Поправка к "Что делать?" 50
Примечания 50
Комментарии 55
Предисловие
{VII}В шестой том Полного собрания сочинений В.И. Ленина входят книга "Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения" (осень 1901 – февраль 1902 года) и произведения, написанные в январе – августе 1902 года.
В России в это время происходило дальнейшее углубление и обострение революционного кризиса; все более массовый характер принимало революционное движение против самодержавно-помещичьего строя. Демонстрации и стачки рабочих Петербурга, Екатеринослава, Ростова-на-Дону, Батума в феврале – марте 1902 года, первомайские демонстрации в Саратове, Вильно, Баку, Нижнем Новгороде и других городах были ярким свидетельством растущей активности и политической зрелости рабочего класса – авангарда всенародной борьбы против царского самодержавия. На восстание против помещиков поднялись крестьяне Харьковской, Полтавской, Саратовской губерний; "аграрными беспорядками" были охвачены также многие другие местности, особым упорством и организованностью отличались выступления крестьян Гурии (Кутаисская губ.). "Крестьяне решили, – и решили совершенно правильно, – что лучше умирать в борьбе с угнетателями, чем умирать без борьбы голодною смертью" (В.И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 6, стр. 385).
В этой обстановке исключительно большое значение приобрела борьба ленинской "Искры" против {VIII}"экономизма", являвшегося главным тормозом рабочего и социал-демократического движения в России, за идейное и организационное сплочение революционных марксистских элементов российской социал-демократии, за создание партии нового типа, непримиримой к оппортунизму, свободной от кружковщины и фракционности, партии – политического руководителя рабочего класса, организатора и вождя революционной борьбы против самодержавия и капитализма.
Выдающуюся роль в борьбе за марксистскую рабочую партию сыграла вышедшая в марте 1902 года книга В.И. Ленина "Что делать?". В ней Ленин обосновал и развил применительно к новой исторической обстановке идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о партии как революционизирующей, руководящей и организующей силе рабочего движения, разработал основы учения о партии нового типа, партии пролетарской революции. В этом замечательном произведении революционного марксизма русские социал-демократы нашли ответы на волновавшие их вопросы: о соотношении сознательного и стихийного элементов рабочего движения, о партии как политическом вожде пролетариата, о роли российской социал-демократии в назревавшей буржуазно-демократической революции, об организационных формах, путях и методах создания боевой революционной пролетарской партии.
Книга "Что делать?" завершила идейный разгром "экономизма", который Ленин рассматривал как разновидность международного оппортунизма (бернштейнианства) на русской почве. Ленин вскрыл корни оппортунизма в рядах социал-демократии: влияние буржуазии и буржуазной идеологии на рабочий класс, преклонение перед стихийностью рабочего движения, принижение роли социалистического сознания в рабочем движении. Он писал, что оппортунистическое направление в международной социал-демократии, сложившееся в конце XIX – начале XX века и выступившее с попыткой ревизии марксизма под флагом "свободы критики", целиком заимствовало свои "теории" из буржуазной литературы, что пресловутая "свобода критики" – это {IX}не что иное, как "свобода превращать социал-демократию в демократическую партию реформ, свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных элементов" (настоящий том, стр. 9).
Ленин показал, что между социалистической идеологией пролетариата и буржуазной идеологией идет непрерывная и непримиримая борьба: "...Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной" (стр. 39 – 40). Социалистическое сознание, разъяснял он, возникает не из стихийного рабочего движения, оно вносится в рабочее движение революционной марксистской партией. И важнейшей задачей пролетарской партии является борьба за чистоту социалистической идеологии, против буржуазного влияния на рабочий класс, против оппортунистов – проводников и носителей буржуазной идеологии в рабочем движении.
Ленин раскрыл величайшее значение теории научного социализма для рабочего движения, для всей деятельности революционной марксистской партии рабочего класса: "...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией" (стр. 25). Ленин указывал, что значение передовой теории особенно велико для русской социал-демократии, в силу исторических особенностей ее развития и стоявших перед ней революционных задач.
В книге "Что делать?", как и в других ленинских произведениях искровского периода, серьезное внимание уделено обоснованию тактики пролетариата России и его партии. Рабочий класс, писал Ленин, должен и может возглавить общенародное демократическое движение против самодержавно-помещичьего строя, стать авангардом всех революционных и оппозиционных сил русского общества. Поэтому организация всестороннего политического обличения самодержавия являлась важнейшей задачей российской социал-демократии, одним из непременных условий политического воспитания пролетариата. Это был один из "наболевших {X}вопросов" социал-демократического движения в России. "Экономисты", проповедуя глубоко ошибочные и вредные взгляды на классовую борьбу пролетариата, ограничивали ее областью экономической, профессиональной, борьбы. Такая политика, политика тред-юнионизма, неизбежно приводила рабочее движение к подчинению буржуазной идеологии и буржуазной политике. В противовес этой оппортунистической линии Ленин выдвинул и обосновал важнейшее положение марксизма-ленинизма о первостепенном значении политической борьбы в развитии общества, в пролетарской борьбе за социализм: "...Самые существенные, "решающие" интересы классов могут быть удовлетворены только коренными политическими преобразованиями вообще; в частности, основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата" (стр. 46).
Большой вред социал-демократическому движению в России нанесло преклонение "экономистов" перед стихийностью в области организационных задач пролетариата, их "кустарничество" в вопросах партийного строительства. Источник кустарничества "экономистов" Ленин видел в принижении задач социал-демократии до уровня тред-юнионизма, в смешении двух типов организации рабочего класса: профессиональных союзов для организации экономической борьбы рабочих и политической партии как высшей формы классовой организации рабочего класса. Ленин считал первой и самой важной задачей русских социал-демократов создание общероссийской централизованной организации революционеров, т.е. политической партии, неразрывно связанной с массами, способной руководить революционной борьбой рабочего класса. Как приступить к созданию такого рода организации, какой избрать путь, – Ленин показал еще в статье "С чего начать?", напечатанной в мае 1901 года в "Искре" № 4 (см. Сочинения, 5 изд., том 5, стр. 1 – 13), и подробно обосновал в книге "Что делать?".{XI}