Поэтому факту прекращения прихода к избранному народу пророков Божиих есть другое объяснение, и содержит оно две причины. Первая заключается в том, что пророки Божии, начиная от Моше и до Малахи, возвестили избранному народу все действия и волю Божию относительно положения человека в мире, условие и метод избавления его от зла и смерти. А от избранного народа требуется лишь ожидание осуществления этой воли Божией, сохраняя условие метода спасения.
Вторая причина прекращения прихода пророков к избранному народу, особенно после разрушения Храма, заключается в том, что мудрецы и толкователи Танаха, составив себе образ действий Машиаха по желанию сердца своего, стали воспринимать страдания и гонения их народа не как следствие нарушения условия Завета Божия, но как жертву, которую должен совершить избранный народ для условия спасения язычников, чтобы Машиах, придя в мир, благословил Свой народ на проповедь истины Божией.
Господь Бог, видя упорство учителей Израиля в своих представлениях о методе работы Машиаха в мире, оставил евреев испытывать воздействие диавола до конечных дней мира, до времени, когда в мир придёт пророк, обетованный Малахи. Но продолжает надеяться на здравомыслие Своих избранных, говоря: "Встаньте на дорогах, оглядитесь, расспросите о древних путях; какой путь лучше – по тому и ступайте, и найдёте покой душе своей". Ирмеягу 6.16.
Последующая история жизни еврейского народа ярчайшим образом свидетельствует о верности нашего объяснения причины прекращения прихода пророков в мир. Массовые преследования и уничтожение евреев, имеющих обетование Всевышнего о защите их от зла других народов, должны были обратить внимание иудейских раввинов на верность своего понимания смысла и цели прихода в мир Машиаха.
К сожалению, пересмотра своих воззрений на смысл своей избранности у Бога и цели прихода Машиаха в мир у вас не произошло. И оказались вы в положении, о котором говорит пророк Иеремия: "Прошла жатва, окончилось лето – а нам не пришла помощь". Ирмеягу 8.20.
Чтобы понять, о каких "древних путях" говорит Всевышний, надо обратиться к основам повествования о сотворении мира, о природе и положении в мире первого человека. Но прежде, для верного понимания этих вопросов, хочу обратить ваше внимание на то, что говорит Всевышний о людях, размышляющих о методе и условии спасения от зла мира, как им кажется, знающих волю Божию по этому вопросу. "Мысли Мои – не ваши мысли, и пути Мои – не ваши пути, – говорит Господь. Ибо как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои – мыслей ваших". Йешаягу 55.8,9.
Как вы думаете, что побудило Господа обратиться к Своему избранному народу с таким предостережением относительно надежды и веры о своём предназначении в мире людей? Эти слова Всевышнего являются не только укором за оставление первоначально преподанного через пророка Моисея служения Всевышнему (Ирмеягу 2.11), но обращают внимание на неверное понимание и толкование основной цели, смысла и природы сотворённого Всесильным мира существ, изложенного Моисеем в Торе и дополненном в раскрытии тайны творения в последующих пророчествах Божиих людей – пророков.
Исторические свидетельства отступления народа Израиля от заповедей Божиих и постоянное стремление к подражанию жизни окружающих их народов являются доказательством различия между Божиим исполнением метода спасения людей от зла мира и власти диавола и человеческим представлением о Божием плане спасения.
Были же у Господа обоснования сказать через пророка Иеремию: "Даже аист в небе знает сроки свои, голубь, ласточка и журавль прилетает вовремя; а народ Мой не знает законов Господних! Что же говорите вы: "Мудрецы мы, с нами закон Господен"? Ведь извратило его лживое перо писцов! Вот, слово Господне отвергли они – в чём же мудрость их?" Ирмеягу 8.7–9.
Эти слова Всевышнего нельзя понимать лишь в узком значении, для конкретного времени жизни избранного народа перед Вавилонским пленением. Ибо и до этого пленения, и после возвращения из Вавилона жизнь народа Израиля была наполнена элементами языческого вероисповедания, о чём с сожалением говорит Господь: "Ибо не говорил Я отцам вашим и не давал заповедей им, когда вывел их из земли египетской, касательно всесожжений и других жертвоприношений; но вот что Я заповедал им: "Внимайте голосу Моему, и Я буду Богом вашим, а вы – народом Моим; и следуйте только тем путём, который Я указал вам, чтобы вам благоденствовать". Но они не внимали и не преклонили уха своего, а поступали по разумению своему и произволу злого сердца своего и повернулись ко Мне спиною, а не лицем". Ирмеягу 7.22-24.
Таким образом, основной причиной постоянного стремления избранного народа к подражанию образу жизни окружающих их народов является неверное понимание не только природы сотворённого мира существ и положения человека в нём, но и произошедшего изменения в сознании жизни человеком, повлекшее переориентацию образа и смысла его жизни. Требование себе царя для управления общественной жизнью народа лишь подтверждает справедливость слов Господа, сказавшего, что "пути Мои выше путей ваших и мысли Мои – мыслей ваших".
Поэтому, для выявления истинного пути спасения человека от зла мира и власти диавола, необходимо увидеть действительное положение человека в мире существ и его природу личности. В противном случае мы окажемся в заблуждении относительно метода спасения человека из мира зла и смерти и будем бороться на стороне диавола, думая, что отстаиваем Божию истину.
О человеке как венце творения Божия
Существует распространённое и устойчивое понятие, что человек, в сотворённом Всевышним мире существ, является его венцом, то есть тем, положение которого завершает творение Божие, и мир начинает функционировать согласно воле Творца. Между тем понятие "венец творения" содержит в себе два представления и метода действий для созидателя.
Первый метод понятия "венец творения" иллюстрирует строительство, к примеру, дома, когда возводимый объект имеет одно основание и одно начало (фундамент). А "венцом творения", то есть завершением строительства, будет укладка его верхнего звена и крыши.
Другое понятие "венец творения" характеризует строительство моста или железной дороги, начатое с двух сторон, то есть имеющее два основания. И "венцом творения" в этом случае будет звено, соединяющее эти ветви строительства.
Важным моментом в определении положения человека в ряду сотворённых существ является свидетельство диалога между Богом и Иовом, когда Иов вопрошал у Господа себе суда за несправедливое, как ему казалось, испытание и лишение блага его жизни. На что Всесильный ответил Иову: "Где был ты, когда основал Я землю? Поведай – если разум в тебе, чтобы понять! Кто определил её размеры – разве узнаешь ты? Или кто приложил к ней мерную рейку? Во что её основы опущены, или кто заложил краеугольный камень её при ликовании утренних звёзд, когда торжествующе воскликнули все Ангелы". Иов 38.4–7.
Эти слова Божии к Иову позволяют сказать, что мир духовных существ, Ангелов, был сотворён прежде сотворения не только человека, но и материального мира и жизни на земле. Стало быть, первые пять стихов книги Брейшит, где говорится о том, что "в начале сотворения Всесильным неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а Дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: "Да будет свет", и стал свет. И увидел Всесильный свет, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы", – относится к повествованию сотворения духовного мира и обитающих в нём духовных существ, Ангелов.
При этом важно заметить, что слова Господа: "Да будет свет" – следует понимать как возникновение сознания своего бытия и окружающего мира у сотворённых существ духовного мира, как свет жизни, который позволил им созерцать творение Богом материального мира и жизни на Земле. Сотворение же материального мира и жизни на земле начинается со слов Господа: "Да стекается вода, что под небом, в одно место, и да явится суша. И назвал Всесильный сушу землёю, а стечение вод назвал морями" (ст. 9, 10).
В изложенном Моисеем процессе сотворение мира достаточно подробно говорится о методе сотворения и природе тел существ материального мира, но нет описания метода сотворения природы тел существ духовного мира. Между тем, в других местах Торы и у пророков мы можем увидеть, что для существ духовного мира закон жизни и условие существования твари в материальном мире не являются препятствием для осуществления действий, выходящих за пределы закона жизни на земле.
Этот факт говорит о том, что закон бытия и природа тел существ духовного мира совершенно иные, нежели закон жизни твари на земле. Таким образом, перед нами предстают две совершенно разные по своему условию бытия формы жизни, отражающие многообразие проявления Божией воли при сотворении Им мира существ.
Если твари материального мира природой своих тел имеют прах земной, то по аналогии творения существ материального мира можно с уверенностью сказать, что тела существ духовного мира составлены из элементов первозданной земли, о которой сказано, что в начале сотворил Бог небо и землю.
Хотя слова "аналогия сотворения" больше подходят к сотворению тел существ материального мира, ибо существа духовного мира были сотворены прежде, но в силу того, что мы не имеем описания сотворения мира духовных существ, приходится говорить об аналогии сотворения существ применительно к духовному миру. К слову сказать, представление о том, что существа духовного мира обладают бессмертными телами, справедливо лишь по отношению к условию существования тел тварей материального мира. Потому как истинным бессмертием (вечностью) обладает только Сущий. Бессмертие же сотворённых существ обуславливается волей Божией.