Приняв за исходную точку анализа платоновский диалог "Алкивиад" (Алкивиад I) Мишель Фуко в публикуемом курсе лекций рассматривает античную "культуру себя" I-11 вв. н. как философскую аскезу, или ансамбль практик, сложившихся пол знаком древнего императива "заботы о себе". Дальний прицел такой установки полная "генеалогия" новоевропейского субъекта, восстановленная в рамках заявленной Фуко "критической онтологии нас самих". Речь идет об истории субъекта, который в гораздо большей степени учреждает сам себя, прибегая к соответствующим техникам себя, санкционированным той или иной культурой, чем учреждается техниками господина (Власть) или дискурсивными техниками (Знание), в связи с чем вопрос нашего нынешнего положения - это не проблема освобождения, но практика свободы. .
Содержание:
Вместо предисловия 1
Лекция от 6 января 1982 г. Первый час 2
Лекция от 6 января 1982 г. Второй час 9
Лекция от 13 января 1982 г. Первый час 14
Лекция от 13 января 1982 г. Второй час 19
Лекция от 20 января 1982 г. Первый час 23
Лекция от 20 января 1982 г. Второй час 31
Лекция от 27 января 1982 г. Первый час 36
Лекция от 27 января 1982 г. Второй час 43
Лекция от 3 февраля 1982 г. Первый час 48
Лекция от 3 февраля 1982 г. Второй час 53
Лекция от 10 февраля 1982 г. Первый час 57
Лекция от 10 февраля 1982 г. Второй час 64
Лекция от 17 февраля 1982 г. Первыи час 68
Лекция от 17 февраля 1982 г. Второй час 74
Лекция от 24 февраля 1982 г. Первый час 79
Лекция от 24 февраля 1982. Второй час 85
Лекция от 3 марта 1982 г. Первый час 89
Лекция от 3 марта 1982 г. Второй час 95
Лекция от 10 марта 1982 г. Первый час 100
Лекция от 10 марта 1982 г. Второй час 107
Лекция от 17 марта 1982 г. Первый час 111
Лекция от 17 марта 1982 г. Второй час 118
Лекция от 24 марта 1982 г. Первый час 122
Лекция от 24 марта 1982 г. Второй час 129
Краткое содержание курса 133
Фредерик Гро. Место курса в творчестве Фуко 137
А. Г. Погоняйло. Мишель Фуко: История субъективности 147
Краткое содержание курса 165
Примечания 167
Вместо предисловия
Мишель Фуко преподавал в Коллеж де Франс с января 1971 г. до своей смерти в июне 1984 г., за исключением 1977 г., когда он воспользовался годичным отпуском, полагающимся каждому профессору раз в семь лет. Его кафедра называлась "История систем мысли".
Она была создана 30 ноября 1969 г. по инициативе Жюля Вюйемена и по решению общего собрания преподавателей Коллеж де Франс взамен кафедры "Истории философской мысли", которой вплоть до своей кончины руководил Жан Ипполит. 12 апреля 1970 г. то же общее собрание избрало Мишеля Фуко профессором новой кафедры. Ему было сорок три года. 2 декабря 1970 г. Мишель Фуко прочитал свою инаугурационную лекцию.
Обучение в Коллеж де Франс подчинено особым правилам. За год преподаватель обязан отработать 26 учебных часов, не более половины из которых могут составлять семинарские занятия. Ежегодно он должен излагать результаты собственных исследований, всякий раз обновляя содержание лекций. Присутствовать на лекциях и занятиях может кто угодно, не требуется ни записываться на эти курсы, ни писать итоговую письменную работу. Преподаватель также не может лишать кого-либо права присутствовать на своих лекциях.4 В уставе Коллеж де Франс сказано, что преподаватели имеют дело не со студентами, а со слушателями.
Лекции Мишеля Фуко читались по средам с начала января до конца марта. Аудиторию, весьма многочисленную, составляли студенты, преподаватели, специалисты, просто интересующиеся, среди которых было много иностранцев. Слушатели занимали сразу два амфитеатра Коллеж де Франс. Мишель Фуко часто жаловался на возникавшую в связи с этим дистанцию между ним и его "публикой", на то, что лекционная форма курса ограничивает возможности общения.5 Он мечтал о семинаре, который создал бы условия для действительно совместной работы. И он пытался что-то такое сделать. В последние годы по окончании лекций он отводил много времени ответам на вопросы слушателей.
Вот как описывал в 1975 г. корреспондент "Нувсль Обсер-ватср" Жерар Петижан атмосферу его лекций: "Фуко выходит на арену, как в воду бросается, быстро, решительно, перешагивает через чьи-то ноги, добирается до своего стула, раздвигает микрофоны, чтобы положить бумаги, снимает пиджак, зажигает лампу и, не медля, начинает. Громкий, впечатляющий голос, звучащий через усилители - единственная уступка современности в полутемном зале, освещаемом лампочками, упрятанными в раковинах под мрамор. На триста мест приходится пятьсот человек, теснящихся, заполняющих малейшее свободное пространство […] Никаких ораторских приемов. Все прозрачно и чрезвычайно действенно. Какие-либо импровизации исключены. У Фуко есть двенадцать часов на то, чтобы объяснить в публичных лекциях смысл работы, проделанной им за истекший год. Поэтому его речь предельно уплотнена, как исписанная страница письма, которое приходится дописывать на полях, - так много еще надо сказать. Четверть восьмого. Фуко умолкает. Слушатели устремляются к его столу. Не для того чтобы поговорить с ним, но чтобы выключить магнитофоны. Никаких вопросов. В этой шумной толпе Фуко совсем один". А вот что говорил по этому поводу сам Фуко: "Надо бы обсуждать сказанное. Порой, когда лекция не удалась, достаточно пустяка, одного вопроса, чтобы все встало на место. Но его так и не задают. Во Франции всякое скопление народа делает невозможным какой-либо разговор по существу. А раз нет обратной связи, то это больше похоже на театр. Я перед ними - что актер или акробат. И когда перестаешь говорить, чувство полнейшего одиночества…".
Мишель Фуко подходил к своему преподаванию как исследователь: он разведывал сюжеты будущей книги, поднимал целину новых проблем, формулируя их, скорее, как приглашение возможных коллег к сотрудничеству. Вот почему курсы в Коллеж де Франс не повторяют опубликованных книг. И это не их наброски, даже если темы общие. У его лекций свой собственный статус. Среди "философских актов" Мишеля Фуко они отличаются особым характером дискурса. В них совсем по-особенному развертывается проект некой генеалогии взаимоотношений знания и власти, сообразно которому с начала 1970-х годов ведется его работа, - вопреки преобладавшей до той поры археологии дискурсивных формаций.
Кроме того, лекции так или иначе соприкасались с современностью; их слушателя не только занимал складывающийся неделя за неделей рассказ, не только пленяла строгость изложения - они проливали свет на сегодняшние вопросы. Искусство Фуко состояло в умении совместить современность с историей. Он мог говорить о Ницше или Аристотеле, психиатрической экспертизе XIX века или христианском пастырстве, и слушателю это помогало лучше понять наше время и события, свидетелем которых он был. Впечатление, которое производили эти лекции Мишеля Фуко, было связано с редким сочетанием у него ученой эрудиции, личной вовлеченности и умения трудиться над фактом.