Стокгольм. История. Легенды. Предания - Бурлак Вадим Никласович страница 10.

Шрифт
Фон

Нашлись и такие, кто отчаянно ринулся в зеленоватую дымку, окутавшую дом алхимика. Этим смельчакам было не до общего веселья. Они тут же одурманивались, падали на землю, кувыркались в траве, как расшалившиеся котята, и истошно орали всякий вздор.

Власти узнали об этой вакханалии и прислали на Риддархоль-мен целый отряд городских стражников. Но к их появлению подозрительный зеленый дым исчез и веселье само собой прекратилось.

Стражи порядка постучали в дом алхимика. В ответ - тишина. Командир отряда приказал взломать дверь. Люди ворвались в дом, но хозяина не обнаружили. Как он мог незаметно выбраться, когда вокруг был народ?.. Ответить на это не смогли ни стражи порядка, ни любопытные горожане.

Как повелось издавна, все необъяснимое свалили на нечистую силу.

В данном случае жители Стокгольма решили: видимо, отвар из ядовитых грибов настолько удался, что явились призраки берсеркеров, отведали его и навсегда забрали с собой алхимика. Теперь он в неземной жизни потчует волшебным напитком "неистовых воинов"...

В те времена Риддархольмен быстро застраивался. Вскоре после исчезновения алхимика его дом снесли. А знатоки стокгольмских тайн утверждают, что на том месте была возведена одна из королевских капелл.

История с пропавшим ученым надолго осталась в памяти жителей шведской столицы. В городской песне, сложенной примерно в XVIII веке, подвыпивший ремесленник жалуется, что в пиво ему подлили "берсеркерово зелье", оттого он и не может стоять на ногах.

Даже в начале ХIХ столетия шведы говорили о разбуянившемся человеке: "Берсеркеры затуманили его разум..."

Записанное и звучащее слово

Воспоем победы Славных конунгов.

Воспоем удаль их воинов,

Да и своих Трудов ратных

Не забудем упомянуть...

Из песни скальдов

Творцы давних веков

Согласно преданию, в эпоху викингов на островке Ландхольмен, расположенном в западной части Стокгольма, собирались скальды. Почему они избрали именно этот клочок суши, на этот счет есть разные предположения.

Вадим Бурлак - Стокгольм. История. Легенды. Предания

Эсайас Тегнер. Гравюра ХIХ в.

Как отмечалось в средневековой литературе: "Песни скальдов раздавались на празднествах, пиршествах и на могилах знатных покойников, в честь которых наследники давали торжественные пиры... Сам Один покровительствовал скальдам..."

Эти певцы - поэты скандинавских народов слагали стихи и саги о воинских подвигах, о богах, героях и, конечно же, о любви.

В книге Е.Я. Кулаковой "Грот "Швеция"", изданной в конце ХIX века, о скальдах говорится: "Они пользовались большим почетом, жили в чертогах конунга или короля, служили ему советниками, сопровождали его на войну и развлекали конунга и его приближенных песнями и рассказами...

В сражениях эти песни воодушевляли воинов, а сам скальд бился в первых рядах, чтоб потом воспеть все славные подвиги, совершившиеся перед его глазами. С арфою в руках он восхвалял мужество, храбрость и изрекал мудрые советы жизненного опыта.

Вадим Бурлак - Стокгольм. История. Легенды. Предания

Титульный лист "Саги о Фритьофе" Э. Тегнера. 1825 г.

Особенно воспевалась храбрость: главнейшею заслугою считалась смерть в бою, за что сулился рай, а естественная смерть, называвшаяся "смертью на соломе", вела за собой для воина позор и ад".

Немало творений средневековых скальдов вдохновляло писателей, художников, композиторов более поздних времен. Известный шведский поэт Эсайас Тегнер в 1825 году завершил работу над "Сагой о Фритьофе". Это произведение основано на сказаниях и песнях скальдов.

В "Саге о Фритьофе" воспеваются подвиги и приключения молодого викинга из крестьянской семьи и его любовь к дочери короля.

В 1841 году произведение Тегнера было переведено на русский язык. Отрывки из "Саги о Фритьофе" становились подлинно народными песнями.

В XIX столетии шведские студенты, устраивая на острове Ландхольмен пикники и пирушки, неизменно исполняли строки из поэмы Тегнера, в которых Фритьоф прощается с родиной:

О мощный север,

Чело земли!

Покинуть должен

Я твой предел.

Горжусь рожденьем

Средь чад твоих.

Страна героев,

Прости, прости!

***

Простите, скалы,

Вы славы сень,

Скрижали Тора,

Отца громов!

Давно знакомых

Озер краса,

Зубчатый берег,

Прости, прости!..

После смерти Эсайаса Тегнера в 1846 году пропала часть его черновиков. Исследователи тайн полагают, что среди них были наброски стихотворений о собраниях, пирах и своеобразных пе-сенно-поэтических турнирах скальдов на Ландхольмене в Средние века.

"Остров несмолкающей песни"

И все же почему певцы - поэты далеких времен - облюбовали именно этот неприметный островок? В исторических документах ответа нет. Но любители древних тайн считают, что нередко за дерзость, неуживчивость, язвительность, за насмешки над влиятельными людьми скальдов изгоняли из чертогов конунгов и королей.

Самых непокорных и задиристых на какое-то время высылали на пустынный "остров несмолкающей песни" - якобы так в раннем Средневековье назывался Ландхольмен.

Скальды могли вызвать гнев и недовольство правителей не только сатирическими и ехидными стихами. Считалось, что все они были в той или иной степени колдунами и предсказателями.

Вкусив "мед поэзии", дарованный самим Одином, скальды, помимо творчества, занимались ворожбой, гадали, проклинали недругов, вызывали злых духов, насылали на людей сон и болезни.

В поэтических строках древних скандинавов звучали явные и скрытые угрозы, недобрые предсказания и пожелания:

Есть в тебе сила, Есть у тебя много серебра, Владеешь ты кораблями и землями. По твоему повелению Множество воинов готовы Взяться за мечи и копья. Но власть и богатство Уже не в силах тебя спасти. Позор! Не в битве падешь ты, А рухнешь замертво В ближайшую ночь полной луны. Не воинская слава склонится

Над твоим холодным телом, А обрадованная родня и слуги...

Какому же конунгу или королю понравится подобное поэтическое предсказание обнаглевшего песнетворца? За такие слова, конечно, следовало наказание.

Однако непросто было расправиться с дерзкими поэтами - предсказателями. Ведь скальды утверждали, что свои способности получили от Одина и что они лишь озвучивают пожелания богов.

Возможно, потому и существовало наказание: ссылать скальдов на пустынные острова. Может быть, правители надеялись таким образом остудить строптивый нрав своих поэтов.

В старину бытовало поверье, что песня, спетая на Ландхоль-мене, уже никогда не смолкнет. Она лишь становится тише, наливается шелестом деревьев, птичьим гомоном, криками зверей, плеском волн, завыванием ветра, скрипом корабельных снастей, звоном оружия...

И все произнесенное и спетое скальдами на Ландхольмене можно услышать в самых дальних морях и землях через много веков. Надо только уметь распознавать заветные искомые звуки.

С силой великой, с силой целебной…

Считается, что в эпоху викингов скальды не записывали своих творений, а запоминали их. Однако есть предположение, что примерно в IX-X веках они все же увековечивали стихи на камнях, дощечках, а впоследствии - и на пергаменте. Записи делались с помощью рун. Возможно, первоначально руны являлись магическими знаками. Их вырезали на дереве, выбивали на металле, высекали на камне.

Древнейший рунический алфавит состоял из 24 знаков. Примерно с IX века у скандинавских народов появился "младший рунический алфавит" из 16 знаков.

В Южной Норвегии найдено копье с одной из древнейших рунических надписей. Относится она примерно ко 11-111 векам. Только в Швеции обнаружено более 2500 надписей, сделанных "младшим руническим алфавитом".

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке