Убийство Агна по приказу Скиальфы. Гравюра Г. Гамильтона. 1830 г.
"Заглядывая" в магический янтарный шар, Один открывал прошлое и будущее земель, где возникнет столица шведов, судьбу еще не существующего города. Видения и подсказывали ему названия.
Даже самое фантастическое предание становится частицей истории народа, страны, города.
В путеводителе "Стокгольм", изданном Товариществом М.О. Вольфа в конце XIX века, приводится, возможно, одна из первых легенд, связанных со шведской столицей: "... На том месте, где возвышаются теперь древнейшие здания Стокгольма, в первые века по Р.Х. стояли только рыбачьи хижины - то была земля бедная и неизвестная... Двенадцатый потомок Иглингов, Агн, только что воротился из набега на Финляндию, где опустошил несколько округов, и привез Скиальфу, дочь убитого им князя.
Он пристал к берегам (озера) Меларен и захотел жениться на той княжне, которую поверг в нищету и сиротство. Девушка не противилась и приняла обручальное кольцо, но в душе чувствовала только ненависть и жажду мщения...
В назначенный для бракосочетания день Агн собрал своих сподвижников и отпраздновал счастливое событие таким неумеренным употреблением меда, что зашатался и упал в беспамятстве. Скиальфа воспользовалась этим, освободила пленных своих земляков, напала на врагов, отрезала канаты судов и отправилась в Финляндию. Место этой драмы долго называлось Агновым.
Шведы стали посещать его из любопытства. Оно показалось им приятным и удобным, и мало-помалу жилища и поселки покрыли берега..."
Согласно другой легенде, Агн со своим войском после похода в Финляндию высадился на остров Стаден, который по воле Одина когда-то был назван "Бегущим Кораблем".
Ведь предводитель асов с помощью янтарного шара знал все, что произойдет через годы и века на землях, на которых возникнет Стокгольм. Так что в честь будущего избавления от плена Скиальфы Один и назвал остров "Бегущим Кораблем".
Пропавшая скульптура
В XVI веке, в период освобождения от датского ига, в архитектуру Швеции проникает влияние Возрождения. Начинается расцвет шведского изобразительного искусства.
Путеводитель по Стокгольму.
Загадочный экспонат
До середины XVII века в Национальном музее Стокгольма хранилась серебряная скульптура Одина. Так, по крайней мере, утверждают исследователи городских тайн.
Высота этого изваяния составляла половину ярда, т.е. 45- 46 сантиметров. Вождь асов левой рукой опирался на щит, а правой указывал куда-то вдаль. На этом щите было обозначено контурами пятнадцать островов. Четырнадцать из них входит в состав Стокгольма. А вот пятнадцатый... Возможно, он и являлся островом, на котором когда-то и находился Второй Асгард.
Конечно, это всего лишь предположение любителей тайн. Даже им о серебряном изваянии Одина мало что известно. Кем и когда оно было изготовлено? Как попало в Национальный музей Стокгольма и куда потом подевалось?
Автору этой книги не удалось найти ответы, подтвержденные историческими документами.
Считается, что началу собрания Национального музея Стокгольма положил шведский король Густав I в XVI веке. Основатель знаменитой королевской династии Ваза, по свидетельству современников, был страстным коллекционером произведений искусства.
После смерти Густава I его коллекция продолжала пополняться творениями европейских мастеров. Картины и скульптуры поступали в Стокгольм из многих стран. Не оставались без внимания и произведения шведских живописцев и ваятелей.
Есть предположение, что серебряная скульптура Одина появилась в Стокгольмской коллекции еще в XVI столетии. Но в тот период церковь строго следила, чтобы древние изваяния божеств не выставлялись напоказ, дабы не смущать христиан. Так серебряная скульптура Одина оказалась в темном чулане стокгольмского музея вместе с другими языческими творениями.
Дочь Густава Адольфа II
В XVII веке шведская сокровищница искусств понесла серьезную утрату. Виной этому, как говорят стокгольмцы, стали "женщина и пожар".
В 1654 году произошло важное для страны событие: королева Швеции Христина отреклась от престола и покинула страну.
Эта умная, образованная и, как считали ее современники, весьма обольстительная коронованная особа вывезла немалую часть художественных сокровищ. Возможно, в бесценном багаже Христины оказалось и серебряное изваяние Одина.
По крайней мере, когда сильный пожар уничтожил в XVII столетии множество шедевров Национального музея Стокгольма, этой скульптуры там уже не было.
Христина Шведская. Портрет XVII в.
Историк, доктор Коббе в начале XIX века писал о шведской королеве Христине: "Она дарила лучшие коронные имения, оделяя их сверх того привилегиями, кои приличествовали только дворянским поместьям. Она уничтожила долги уступкою недвижимых имуществ и продала их на миллион...
При всем том эта дщерь Густава Адольфа II обладала великими качествами. Чуждая слабостей своего пола, но не лишенная и прелестей онаго, Христина соединяла в себе ум проницательный с красноречием и удивительною памятью. Она славилась своей необыкновенной ученостью.
Двор ее, отличавшийся простотою в других отношениях, блистал собранием ученейших современников..."
Увлечение королевы историей и древними языками вызвало в Швеции различные кривотолки. От сплетен не защищены даже первые лица государства.
И в знатных домах, и в лачугах Стокгольма ходили слухи, будто королева Христина тайно поклоняется языческому божеству Одину. Вместе с ней совершают древние мистерии известные в Швеции Магнус Делагарди, штальмейстер Мональдески (впоследствии казненный по приказу королевы Христины), лейб-медик Бурделот, графиня Беата Делагарди, граф Тотт и другие приближенные к трону особы.
Поговаривали, будто штальмейстер Мональдески отыскал в запасниках художественного хранилища серебряную скульптуру Одина и установил ее в укромном месте в покоях Христины. Конечно, сделал он это с ведома государыни.
Возможно, подобные слухи распускали недруги королевы, желающие очернить ее в глазах церкви и подданных.
Доктор Коббе отмечал, что в 1648 году во время болезни Христина дала обет перейти из протестантской церкви в католическую. "...с того времени она старалась сложить с себя государственное бремя.
...этому намерению способствовали всеобщее негодование на правление Христины и ее решительное отвращение к супружеству. Когда королева торжественно изъявила чинам свою волю отречься от престола, собравшийся в Упсале сейм вручил корону Пфальцграфу Карлу Густаву; а Христине представил для приличного содержания острова Норкфнинт, Эланд, Готланд, Эзель, Нейклостер и Вольгаст".
Несбывшиеся планы
Конечно, стремление Христины Августы подчинить королевской власти аристократию и Государственный совет вызвало недовольство многих представителей высшего сословия страны. Даже расширение привилегий дворянства и раздача ему казенных земель не смогли умиротворить шведскую аристократию.
Особенно возмутил высшее дворянство и духовенство Швеции тайный переход Христины в католичество. Подобное в протестантской стране было непростительно даже королеве.
Христина Августа покинула Швецию. За ней следовал огромный обоз художественных ценностей. Осенью 1654 года в Брюсселе она официально отказалась от протестантской веры, а вскоре, посетив Инсбрук, бывшая королева Швеции приняла католичество.
Долгое время Христина жила в Риме. Здесь она раздаривала знакомым и влиятельным лицам картины и ювелирные украшения, вывезенные из Стокгольма.
Но бывшая королева Швеции не собиралась долго пребывать в Вечном городе. Были у нее далеко идущие политические планы. Христина вознамерилась стать королевой Польши. Несколько лет она колесила по Европе, вербуя и отыскивая сторонников этой идеи среди самых влиятельных людей.
Не во всех городах ее ожидал радушный прием. Так, из-за козней недоброжелателей при французском королевском дворе Христина покинула Париж раньше намеченного срока. А лорд-протектор Англии Оливер Кромвель запретил ей въезд в свою страну.
Согласно преданию, именно Кромвелю Христина собиралась подарить серебряное изваяние Одина. Ее притязания на польский трон не сбылись. Бывшая королева Швеции умерла в Риме в 1689 году.
"Отзовись серебряный Один"
Часть художественных ценностей, вывезенных из Стокгольма, после смерти Христины бесследно исчезла.
Некоторые из ее современников считали, будто в своих записях экс-королева упоминала, что хотела вернуть в Швецию серебряное изваяние Одина. Неизвестно, насколько верны эти слухи. Немало страниц из мемуаров и деловых бумаг Христины Августы было похищено после ее кончины.
Во второй половине XVIII века в Амстердаме были опубликованы отрывки из ее воспоминаний. Но о серебряном изваянии Одина, впрочем, как и о многих других тайнах Христины, там ничего не говорилось.
У исследователей загадок прошлого есть предположение, что сакральная скульптура все же вернулась в Стокгольм и по-прежнему хранит на своем щите месторасположение Второго Асгарда.
Как изваяние Одина снова оказалось в Швеции? Где именно хранится?.. На эти вопросы у любителей древних тайн нет однозначного ответа.