- Может, и так, - не стал спорить митрополит. - Но сказано еще там же у Матфея: "Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними", - а в лукавой усмешке Симона, тщательно упрятанной в бороду, хотя и не до конца (и тоже с умыслом - пусть великий князь видит), сквозило непреклонное и жесткое: "Миром мы тебе ничего не отдадим. Так что - будем воевать или как?"
- Что-то я не помню, чтобы кто-то из апостолов Христа владел людьми, - только для того, чтобы оставить последнее слово за собой, проворчал Иоанн, но Симон не уступил ему даже в малом:
- А все потому, что ты, сын мой, без должного внимания чел святые книги. В евангелии от Иоанна Христос так и говорит своим ученикам: "Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их", - но тут же примирительно заметил: - Хотя тут ты прав, сын мой. В те времена все было иначе - и лучше, и чище. Но сейчас другие лета, да и где ты видишь в нашей церкви хоть одного апостола? Те же, кто тщится повторить древних и ныне не имеют ни лугов, ни сел, ибо уходят в пустынь, в места дикие и необжитые, и там, отрыв малую нору, живут, славя учителя нашего Христа.
Крыть было нечем, и Иоанн, как ни грустно было ему проигрывать, смирился с неудачей, отчасти расквитавшись за нее чуть позже, когда самый ярый из противников "нестяжателей", а следовательно, и его, великого князя, новгородский архиепископ Геннадий был уличен в том, что, вопреки недавнему решению собора, продолжал брать мзду за посвящение с иереев и диаконов, и даже больше прежнего.
Ревностный раздуватель церковных костров под еретиками был немедленно свержен со своей епархии и по его собственной просьбе помещен в Чудов монастырь, где от тоски и позора спустя полтора года скончался - Иоанн III всегда старательно платил свои долги.
Следующую попытку хотел, но не успел осуществить спустя много лет его сын - Василий III Иоаннович - ему тоже до зарезу понадобились церковные земли. Однако еще больше он нуждался в наследнике престола, а его жена Соломония, урожденная Сабурова, за двадцать лет ни разу так и не забеременела.
И тогда состоялась обычная торговая сделка - митрополит Даниил, образно говоря, ударил с Василием по рукам, плюнув на прямые запреты развода со стороны сразу четырех патриархов и вопреки четким словам Христа, гласящим, что "кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует", взял на себя и грех развода, и насильственное пострижение несчастной, и соединение великого князя узами вторичного брака с Еленой Глинской, купив за это у Василия лояльность до скончания его правления.
У нынешнего государя, в отличие от Василия III, слабых мест не имелось. Правда, наследников тоже пока не было - Анастасия Романовна успела к этому времени родить только слабенькую хворую Аннушку, которая, не прожив и года , скончалась, но это был лишь вопрос времени.
Поначалу Иоанн, с подачи своего круга ближних людей, хотел решить вопрос о монастырских землях келейно, переговорив об этом с митрополитом. Намеков, пускай и весьма откровенных, владыка Макарий упорно не хотел воспринимать, и тогда Иоанн простодушно выпалил просьбу открытым текстом. В ответ на это митрополит разразился многоречивым ответом, причем не устным, один на один, а прислал его дарю письменно.
Чего стоил один только высокопарный заголовок: "Ответ Макария митрополита всея Руссии от божественных правил святых апостолов, и святых отец седьми соборов, и поместных, и особо сущих святых отец, и от заповедей святых православных царей к благочестивому и христолюбивому и боговенчанному царю, великому князю Ивану Васильевичу, всея Русии самодержцу, о недвижимых вещах, вданных богови в наследие благ вечных". Эвон как закрутил владыка.
В ответе действительно было все, начиная от божественных правил святых апостолов и правил "святых отец седьми соборов", заканчивая заповедями святых православных царей. И всюду сквозило одно - грешно "благочестивому и христолюбивому и боговенчанному царю, великому князю Ивану Васильевичу, всея Руссии самодержцу" даже заикаться "о недвижимых вещах, вданных богови в наследие благ вечных".
Мало этого, владыка, будто в издевку, повелел своим переписчикам размножить это послание и разослать по всем епархиям для епископов. Возможно, в этом было сокрыто всего-навсего желание ознакомить их, что он, Макарий, крепко стоит на страже интересов церкви, но получилось, как показалось царю, что митрополит не просто утер государю нос рукавом своей широкой рясы, но еще и прилюдно этим похвастался.
"Ну погоди, владыка, - обиженно подумал Иоанн. - Ты у меня еще попляшешь. Я тебе туда еще так высморкаюсь - утонешь. Не мытьем, так катаньем, но все равно своего добьюсь", - решил он.
И в лето 7059-е, двадцать третьего дня месяца просинца двор кремля наполнился всеми духовными мужами Руси. Митрополит и девять святителей все архимандриты и игумены, включая ряд бояр и прочих советников, которые должны были обеспечить самую горячую поддержку Иоанну, внимали юному царю, которому вновь удалось блеснуть и красноречием, и вдохновением.
Глава 4
СТОГЛАВ
С намека начал он свою речь, прося отцов церкви о помощи в деле укрепления христианской веры, а также устроении всего православного христианства, предлагая помощь в поддержании веры и благочестия. Намеком же и закончил ее, заявив о необходимости прекращения споров и разногласий на соборе.
Присутствие же бояр - и это был блестящий ход Иоанна - объяснялось просто. Надлежало принять, освятив подобной мерой, исключительно мирской документ - новый Судебник. В нем практически ничего не касалось церкви, только изъятие тарханных грамот прозвучавшее мельком, да и то лишь тех, которые были выданы в малолетство царя. Но получалось разумно. Участвуя в утверждении мирского указа, священнослужители тем самым как бы дозволяли боярам и прочим советникам Иоанна принять участие в обсуждении духовных дел. А как же иначе? Коли одно всем миром решаем, так и другое тоже.
И во второй речи царя не было перехода к самому главному - следовал лишь намек за намеком, начиная с определения главной цели собора - всеобщего исправления в соответствии с божественным писанием. Вновь прозвучало там желание государя предложить вопросы во исправление церковному благочинию и царскому благозаконию, причем вслед за этим шел перечень лиц, к которым обращался Иоанн и включающий в себя не только весь священный собор, но и прочих князей, бояр, воинов.
Намеки следовали и дальше, отчего митрополит мрачнел с каждой минутой. Так, обращаясь к духовенству, князьям, боярам, ко всем христианам, царь предложил им раскаяться в своих грехах, процитировав взятые из Ветхого Завета примеры кары господней за согрешение без покаяния.
Далее излагалось пространное поучение о гибели царств, основной причиной чего, по мнению Иоанна, являлось разложение нравов, забвение норм священного писания.
"Отдайте мирское, верните мне земли", - не говорили - кричали строки его речи, включая ее концовку - обращение к духовенству, которое, по мнению Иоанна, прежде всего должно просвещать, учить благочестию, соблюдению заповедей господних. При этом он не забыл упомянуть про неверие в бога, а также про жадность и распущенность - главные пороки, которые он призвал искоренить.
Особенно Макарию не понравились слова о жадности. Впрочем, ему многое не понравилось. Например, отказ государя от ответственности за соборные решения, если они будут противоречить священным правилам.
"Ишь как вывернулся, - размышлял митрополит и еще раз произнес про себя пышущие жаром слова царя: - "Убо есмь аз непричастен. Вы о сем дадите ответ в день страшного суда". Получается, что если решим не по-твоему, - мысленно обратился он к Иоанну, - то ты тогда оставляешь право не соглашаться и продолжать воевать за свое? Так, что ли?"
Сами вопросы тоже были далеко не так невинны, как это могло показаться неискушенному человеку. Нет, поначалу они и впрямь выглядели безобидно и касались общей картины беспорядков, на которые следовало обратить внимание и которые необходимо было исправить.
Но даже там, где речь вроде бы шла всего-навсего о различных нарушениях в порядке богослужения - звонят в колокола не вовремя, поют не там, где нужно, и не тогда, когда нужно, да и вообще исполняют церковную службу не по уставу, далее следовали хитрые предложения. Например, не просто учинить обо всех этих непорядках указ по уставу и по священным правилам, но также учредить церковных старост для контроля над причтом.
А уж потом речь и вовсе пошла о злоупотреблениях церковных чиновников. Прямо об этом не говорилось, но, указывая духовенству на его обязанность уставляти и поучати своих подчиненных, Иоанн в открытую заметил, что пагубное их поведение ведет к упадку нравов прихожан.