Злой рок надел рабские цепи и свёл на османской галере-каторге четырёх воинов: русского казака Сафонку Иванова; бывшего монаха храма Шаолинь, мастера боевых искусств китайца Хуа То; отуречившегося грека Искандар-бега, ставшего мусульманским полководцем; военного вождя южноафриканского племени зулусов Мбенгу.
Их драматичные жизненные пути, дружба и вражда, борьба за свободу и власть описаны в этом приключенческом, историческом романе, действие которого происходит с 1586 по 1607 год.
Книга издана за счет средств автора и в авторской редакции.
Содержание:
От автора 1
Дикое поле, 26 июня 1604 года 1
Воронеж, 30 мая 1604 года 3
Италия, окрестности Неаполя, лето 1591 года 4
Китай, провинция Хэнань, весна 1583 года 5
Южная Африка, 1603 год 9
Дикое поле, июнь 1604 года 11
Греция, декабрь 1592 года 15
Китая, провинция Хэнань, осень 1584 года 17
Южная Африка, декабрь 1600 года 18
Дикое поле, июнь - август 1604 года 21
Турция, Стамбул, 1595 год 28
Китай, провинция Хэнань, весна 1585 года 29
Южная Африка, 1603 год 31
Дикое поле, сентябрь 1604 года 33
Венгрия, Керестешское поле, 25 октября 1596 года 35
Китай, провинция Хэнань, лето 1597 года 38
Южная Африка, 1603 год 39
Дикое поле, сентябрь 1604 года 42
Венгрия, Керестешское поле, 26 октября 1596 года 44
Китай, провинция Хэнань, город Чжэнчжоу, февраль 1582 года 47
Индийский океан, Аравийское море, 1604 год 51
Азов - Черное море - Стамбул, осень 1604 года 52
Китай, провинция Хэнань, город Чжэнчжоу, лето 1582 года 58
Турция, Стамбул, декабрь 1604 года 61
Китай, провинция Хэнань, город Чжэнчжоу, лето 1582 года 62
Средиземное море, 1605–1606 годы 68
Турция, Стамбул, декабрь 1603 года 69
Китай, Пекин, осень 1597 года 73
Средиземное море, конец декабря 1606 года - начало января 1607 года 77
Китай, провинция Хэнань, осень 1597 года 81
Средиземное море, 10 января 1607 года 85
Примечания 93
Юрий Пульвер
ГАЛЕРНЫЕ РАБЫ
От автора
Главный герой романа, воронежец Сафонка Иванов, жил на самом деле. К сожалению, мы знаем о нем очень мало. Лишь несколько точек на карте Азии и Европы начала семнадцатого столетия обозначают его одиссею.
В 1604 году он был пленен ногайскими татарами, в Азове продан в рабство. В Стамбуле отказался принять мусульманство и был отправлен на галеры. Через несколько лет его отбил испанский флот, Сафонка попал в Испанию, откуда отправился домой. Прошел через всю Европу, охваченную Тридцатилетней войной, и 22 августа 1624 года был допрошен в Москве патриархом Филаретом. Об этом сохранилось письменное свидетельство, из него мы и знаем о первом воронежце, совершившем длительное заграничное путешествие.
Прообразом другого героя-китайца послужили мастер боевых искусств Ху Вэйчуан, живший в XVI веке, и безымянные, но в реальности существовавшие жители Поднебесной - не то послы, не то разведчики, прошедшие обучение в иезуитском колледже в Макао и отправленные в Ватикан к римскому папе.
Остальные персонажи вымышлены, но читатель легко угадает за двумя из них - Искандаром и Мбенгу - черты и особенности характера известных государственных деятелей, волею автора перенесенных (в порядке, так сказать, эксперимента) в другие исторические эпохи.
Изучая то далекое время, пришлось одолеть не одну книгу. И чем больше я читал, тем яснее понимал: хотя о жизни людей XVII века написано немало художественной литературы, практически все мы, за исключением узких специалистов, совершенно не представляем себе, как же все-таки жили на самом деле наши предки.
Большинство из нас находится в плену примитивной концепции, вульгарно трактующей исторический процесс. С развитием феодализма, мол, русский трудовой народ жил все хуже и хуже, а появление крепостного права еще усугубило его и без того тягостное положение… Проецируя эту мысль на тысячелетия назад, приходишь к выводу о "золотом веке" первобытного стада человеко-обезьян, что, конечно же, не соответствует действительности.
В первоисточниках и трудах подлинно объективных, не тенденциозно настроенных исследователей содержатся такие факты, которые ломают стереотипы, сложившиеся со школьной парты, переворачивают кверху ногами представление о былом собственной страны. На рубеже XVI–XVII веков, до Смуты, как указывали иностранцы, мясо на Руси было настолько дешевым и обильным, что продавали его "не на вес, а по глазомеру". Русский рубль служил предметом спекуляции в банках и меняльных конторах Европы! Воронежский крестьянин, поднимавший целину, имел четыре-шесть лошадей, а казак - вдвое больше!
Да, случались неурожаи, голодные годы, моры и войны, но в целом-то русский народ (да и прочие тоже) размножался и если не очень уж и богател, то вовсе не оскудевал, не столь уж нищенствовал, как описывают иные "исторические" романы.
Откуда же тогда Хлопко, Болотников, Разин, Булавин, Пугачев и их менее знаменитые предшественники и последователи?
У Ленина есть гениальная мысль, что одной из главнейших причин социальных переворотов и недовольства масс является не абсолютная степень обнищания народа (пролетарий при капитализме жил все-таки лучше раба, но бунтовал ничуть не меньше), а "ножницы", разрыв между уровнем жизни "верхов" и "низов". Вот он-то веками не менялся, а то и расширялся, поддерживая классовый антагонизм…
Если мы находимся в неведении относительно материального бытия русского общества на рубеже шестнадцатого - семнадцатого веков, то что же говорить о духовном аспекте?! Способны ли мы понять до конца, как усложняли существование, как деформировали разум средневекового человека религия, суеверия, различные поверья, обычаи и традиции, о которых его потомок лишь краем уха слыхивал… Мы осовремениваем - бессознательно или намеренно - наше прошлое, пытаемся приблизить его к себе за счет нахождения сходства, а на разительные отличия закрываем глаза.
Вот почему многие из поступков персонажей, обычаев, традиций, обрядов, которые читатель встретит в романе, наверняка покажутся ему невероятными, противоестественными и отвратительными. Но ни один из них не выдуман, все существовали в действительности у разных народов примерно в то время, когда жил Сафонка Иванов, а многие продержались до конца прошлого и даже до нынешнего века. Фантазия автора лишь сложила из сонмища разрозненных отдельных фактов, как из кусочков мозаики, целостную картину "гишпанского вояжа".
Похож ли он на тот, взаправдашний? Сказать трудно. Но… Палеонтологи по одной косточке восстанавливают подлинный облик давно исчезнувших с лица планеты животных. Почему же невозможно это в историческом повествовании? И я верю: так могло быть, а может, так и было… Хочу, чтобы ты, читатель, поверил тоже.
Дикое поле, 26 июня 1604 года
Аркан петлей свернулся на шее, сдавил горло. Земля вздыбилась бешеным конем, встала верстовой стеной, затмевающей свод небесный. Трава, кусты закувыркались перед глазами, колючки впились в одежду, рванули кожу. Тело, как колесо тележное, промяло упругий степной ковыль.
Длилось это мгновения. Кровавая пелена затянула очи, удушье вцепились в глотку, и Сафонка ушел в царство тьмы - по ту сторону боли и других чувств.
Очнулся он от сильных шлепков по щекам. С натугой размежил веки и в сизом тумане узрел над собой чужой лик: круглый, коричневатого цвета, с приплюснутым носом, ощерившимся в торжествующей ухмылке редкозубым ртом, с черными прорезями-зенками. В ноздри хлынул дух никогда не мытого тела, смешанный с запахами конского пота, бараньих шкур, овечьего сала и какими-то другими, незнакомыми.
Поганый, татарин…
Ногаец еще несколько раз плюхнул по щекам, приводя пленника в чувство. Ошеломленный, плохо соображающий Сафонка попытался схватить врага и дать чику в ответ, но застонал от неожиданной резкой боли: руки были стянуты спереди сыромятным ремешком.
Пинками и угрожающими окриками татарин заставил его встать, привязал висевший на шее русского аркан к луке седла и пустил коня рысью. Чтобы не задохнуться, Сафонке пришлось бежать за ним.