В этом году (1981) отмечается двухсотая годовщина выхода в свет "Критика чистого разума" Иммануила Канта - дата, принадлежащая мировой истории. Редкий юбилей проходит столь сухо, как этот. Это - трезвый праздник, ученые отмечают его исключительно в своем кругу. Шестьсот исследователей Канта, собравшиеся в Майнце,- вовсе не карнавал, разве что не было недостатка в бесконечно длинных змеях из бумаги. Полезно пофантазировать и представить себе, что бы произошло, если бы среди наших современников появился виновник торжества... Разве не бывает таких тягостных празднеств, во время которых приглашенные втайне надеются, что юбиляру что-нибудь помешает прийти, потому что все они, апеллирующие и взывающие к нему, при его появлении непременно почувствовали бы себя пристыженными? Какими бы мы предстали перед проницательнейшим человечным взором философа?
Кто бы скрепя сердце принял на себя обязанность сделать для Канта обзор истории начиная с 1795 года, когда философ опубликовал свою работу "К вечному миру"? У кого бы хватило нервов информировать его о состоянии Просвещения, о том, как происходил выход человека из состояния "несовершеннолетия по собственной вине"? Кто был бы настолько легкомыслен, чтобы решиться объяснить ему суть тезисов Маркса о Фейербахе? Я допускаю, что прекрасный
юмор Канта помог бы нам выйти из неловкого положения - оцепенения "немой сцены". Он все же был человеком конца XVIII столетия, когда даже рационалисты еще не были такими закосневшими, как сегодня иные из тех, кто выдает себя за крайне раскрепощенных.
Вряд ли кто-то из занимавшихся Кантом не задумывался над загадкой из области физиогномики - над загадкой его внешнего облика. Если следовать ключевому правилу римлян "В здоровом теле - здоровый дух", то разгадать ее невозможно. Если правда, что "дух" находит подходящее ему тело, то в случае с Кантом это был дух, который развлекался физиогномической иронией и психосоматическими парадоксами. Это был дух, который поместил в маленькое, худое тело великую душу, за сутулостью скрыл гордую осанку, а за сдержанным характером ипохондрика - .компанейский, тихий и сердечный юмор,- скрыл будто специально затем, чтобы утереть нос позднейшим почитателям витального и атлетического.
Разрешение физиогномической загадки Канта вряд ли следует искать в его личности. Скорее, она в той позиции, которую он избрал по отношению к истории духа и чувственности. Эпоха Просвещения настолько развила диалектику рассудка и чувственности, что разорвала их. Во всем творчестве Канта прослеживаются противоречия такого рода. В языке его главных трудов проявляет себя насилие, которое процесс мышления учиняет над чувственным, особенно в немецкой голове. То, что такой художник слова, как Бенн,- и сам отмеченный печатью духа естественнонаучного века - оказался способен на протест, заклеймив философов как "насильников при помощи духа", показывает, как современный цинизм может выступить против воззрений, некогда считавшихся великими и находивших общественный отклик, против познания, которое нацелено на явно нарушенное соотношение интеллекта и чувственности. Роберт Музиль, выступавший, с уверенностью можно сказать, гарантом рациональности даже и за пределами тех границ, в которых она чувствует себя дома, описал впечатление от чтения Канта в достопамятном отрывке из "Душевных смут воспитанника Тёрлесса":
Тёрлесс как раз утром купил себе дешевое издание той книги, которую видел у своего профессора, и воспользовался первой же переменой, чтобы приступить к чтению. Но - не понял ни слова, то и дело натыкаясь на сплошные скобки и сноски, а когда принимался прилежно читать предложение за предложением, не отрывая глаз от текста, у него возникало такое ощущение, будто старая, костлявая рука вывинчивает из его головы мозг.
Когда он спустя примерно полчаса в изнеможении перестал читать, оказалось, что он добрался всего лишь до второй страницы, а лоб его покрылся каплями пота.
Но затем он стиснул зубы и прочел еще одну страницу до того, как
закончилась перемена.
Вечером, однако, он уже не имел ни малейшего желания браться за книгу. От страха? От отвращения? Он и сам не знал толком. Его мучило со всей жгучей ясностью лишь одно - то, что у профессора, столь
В мире, который дал множество трещин и в котором появилось множество перспектив и точек зрения, "обобщенные взгляды" на целое бросают, скорее, умы скромные и простодушные, чем умы просвещенные, воспитанные на данностях. Никакое Просвещение не осуществляется без разрушения в том или ином смысле и без разрушения перспективистско-конвенциональных моралей; в психологическом плане это связано с распадом личности, а в плане литературном и философском - с упадком критики.
Но как же объясняется то противоречие, что важнейший ренессанс критики в XX веке связан с именем Вальтера Беньямина, который, с одной стороны, убедительно доказывал, что час критики миновал, а с другой - принадлежал к школе Критической Теории и намеревался идти гораздо дальше? Он говорит, что невозможно занять отстраненную "позицию", обеспечивающую надлежащий обзор, поскольку вещи подступили к нам вплотную. Однако с точки зрения отсутствия точки зрения - которую надлежит описать более точно и обстоятельно - критика достигла прогресса и обрела впечатляющие формы. Спрашивается: с какой же позиции она выступает? Какая у нее перспектива обзора? И от чьего имени она говорит?
Я полагаю, что школа Критической Теории нашла временное Я, от лица которого ведется критика, и отыскала "позицию", которая обеспечивает ей перспективу обзора для действительной критики, позицию, которую не принимает в расчет обычная теория познания. Я желал бы назвать ee позицией "страдания a priori". Это не позиция для возвышенной отстраненной критики, обеспечивающая панорамное видение всего в целом, а позиция предельной приближенности - микрология.
Если вещи обрели опасную близость к нашему телу, то непременно возникнет критика, которая выразит это. От нее потребуется не надлежащая дистанция, а надлежащее приближение. Словечко "затронутость" (Betroffenheit) имело успех именно по этой причине. Таковы всходы, семена которых были посеяны Критической Теорией, предстающей ныне в новых формах и обретающей влияние на тех людей, которые вряд ли когда-либо слыхали о ней. Вопрос к "затронутым": разве не восхитительно обнаружить, откуда взялся образец, в соответствии с которым они строят свою критику? В остальном же следует заметить, что маньеризм "затронутости" также воспроизводит недостатки своего забытого первоисточника.
Поскольку представление о суверенитете головы никогда не соответствовало истине, новая критика намерена спуститься от головы ко всему остальному телу. Просветительство желает двигаться сверху вниз - как в образовательной политике, так и в том, что касается психосоматики. Открыть живое тело как орган, чувствующий мир,- значит обеспечить реалистическую основу для философского познания мира. Это как раз то, что начала делать критическая теория -
неуверенно, с колебаниями, часто прибегая к эстетическим шифрам, мучаясь со всякого рода щекотливыми вопросами.
Критическая.Теория исходила из предпосылки, что в "мировой скорби" нам открывается априорное знание об этом мире. То, что мы воспринимаем от него, упорядочивается в психосоматической системе координат страдания и наслаждения. Критика возможна постольку, поскольку страдание говорит нам о том, что "истинно и ложно". При этом Критическая Теория, как и в прежние времена, делает "элитарное" допущение о существовании ненарушенной чувствительности и восприимчивости. В этом знак ее силы и знак ее слабости; этим обосновывается ее истинность и ограничивается сфера, в которой она безусловно значима. Фактически требуется чересчур много элитарного чувства. Оно питается отвращением к трупному яду нормальности в стране твердых лбов и бронированных душ. Не приходится надеяться на то, что удастся убедить противников определенного рода; существует представление о всеобщности "истины", которое создает алиби для тех, кто не способен понимать;, там, где способность к разуму основывается не на "вчувствующемся" самопостижении, не имеет убеждающей силы даже весьма солидная аргументация из области теории коммуникации.
В этом пункте "чувствительной восприимчивости" Критическая Теория никогда не находила понимания у своих противников, прежде всего у логиков. Наверняка найдутся мыслители, умы которых стали столь энергичны, а нервные структуры столь нечувствительны, что весь подход Критической Теории покажется им плаксивым. "Чувствительная" теория вызывает подозрение. Фактически ее основатели, в первую очередь Адорно, имели чересчур суженное понятие о чувствительном, исходя из предварительно сделанного допущения о возможности наивысшей восприимчивости души и эстетического воспитания - из допущения, которое никогда не удастся обосновать рационально; их эстетика доходит чуть ли не до порога отвращения ко всем и к каждому. Едва ли есть что-то из происходящего в "практическом" мире, что не вызывает у нее страдания и оказывается избавленным от подозрения в жестокости. Для нее все связано тем или иным образом преступными узами соучастия с "ложной жизнью", в которой "нет ничего правильного". В первую очередь ей подозрительно все то, что выглядит как наслаждение, удовольствие и согласие,- она усматривает в этом мошенничество, деградацию и "ложное" расслабление. Она, особенно в лице Адорно, не могла не почувствовать резонанса, вызванного своими преувеличениями. Представление о воплощении разума в теле, которое она выдвинула, заведя речь о наивысшей восприимчивости и чувствительности, не могло удержаться в тех границах, которые были очерчены первоначально. Происходящее сегодня демонстрирует нам, сколь много обличий может принимать критика, исходящая из живой телесности.