Тайный советник - Валентин Пикуль

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Тайный советник файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Содержание:

  • ОТ АВТОРА 1

  • Потомок Владимира Мономаха 1

  • Тепло русской печки 5

  • В трауре по живому мужу 7

  • "Ошибка" доктора Боткина 10

  • Тайный советник 13

  • Битва железных канцлеров 16

  • Человек, переставший улыбаться 19

  • Вольное общество китоловов 21

  • Генерал на белом коне 23

  • Как попасть в энциклопедию? 27

  • Вольный казак Ашинов 30

  • Реквием последней любви 33

  • Король русской рифмы 36

  • Рязанский "американец" 38

  • Памяти Якова Карловича 41

  • Синусоида жизни человеческой 44

  • Шарман, шарман, шарман! 47

  • Быть главным на ярмарке 48

  • Завещание Альфреда Нобеля 50

  • Клиника доктора Захарьина 53

  • Желтухинская республика 55

  • Душистая симфония жизни 57

  • Генерал от истории 60

  • Человек известных форм 63

  • В ногайских степях 66

  • Букет для Аделины 69

  • Ужин у директора государственного банка 71

  • Трагедия "русского Макарта" 73

  • Решительные с "Решительного" 75

  • Граф Полусахалинский 77

  • Проклятая Доггер-банка 79

  • Известный гражданин Плюшкин 81

  • Пень генерала Драгомирова 84

  • Не от крапивного семени 86

  • Ничего, синьор, ничего, синьорита! 88

  • Портрет из Русского музея 90

  • Письмо студента Мамонтова 92

  • Дама из "Готского Альманаха" 94

  • Мичман флота в отставке 97

  • Зина - дочь барабанщика 99

  • Ртутный король России 101

  • Выстрел в отеле "Кломзер" 105

  • Закройных дел мастерица! 108

  • Обворожительная кельнерша 109

  • Старая история с новым концом 111

  • Зато Париж был спасен 114

  • Гусар на верблюде 116

  • Был город, которого не было 120

  • Мясоедов, сын Мясоедова 121

  • "Не говори с тоской: их нет…" 123

  • Комментарии 125

Валентин Пикуль
Тайный советник
Исторические миниатюры

ОТ АВТОРА

Определение жанра - дело непростое. До сих пор не пойму, чем длинный рассказ отличается от короткой повести. Хотя разница между повестью и романом более ощутима, и роман, мне кажется, оставляет больше простора для читательских размышлений и домыслов, нежели повесть. Впрочем, еще никто не возражал Гоголю, который нарек свои "Мертвые души" поэмой…

Не берусь точно определить жанр предлагаемых мною исторических очерков, которые не рискну называть историческими рассказами. Я всегда называл их миниатюрами, и смею думать, что вряд ли ошибался. Давно любя русский классический портрет, я с особой нежностью отношусь к живописи миниатюрной.

Она - интимна, к ней надо приглядываться, как к книжному петиту. Были такие миниатюристы на Руси, которые укладывали портрет в размер пуговицы или перстня, изображая человека разноцветными точками. В широких залах музеев камерная миниатюра теряется. Но она сразу оживает, если взять ее в руки; наконец, она делается особо привлекательной, если ты знаешь, кто изображен и какова судьба этого человека…

На этом, наверное, я мог бы и прервать свое авторское вступление. Но чувствую надобность рассказать, как и когда я, писавший большие исторические романы, вдруг пришел к жанру исторической миниатюры.

Это случилось давно, еще в пору моей литературной молодости. Все мои попытки сочинять рассказы кончались неудачей, ибо рассказы получались очень плохими. И вот, неожиданно для себя, я написал первую из своих миниатюр по названию "Шарман, шарман, шарман!" - о странной и стремительной карьере офицера А. Н. Николаева. Читателям она понравилась, и я тогда же решил испытать свои силы в этом новом для меня жанре.

По сути дела, изучая материалы о каком-либо герое в полном объеме, пригодном для написания романа, я затем как бы сжимаю сам себя и свой текст, словно пружину, чтобы "роман" сократился до нескольких страничек прозы. При этом неизбежно отпадает все мало существенное, я стараюсь изложить перед читателем лишь самое насущное.

Для меня, автора, каждая миниатюра - это тот же исторический роман, только спрессованный до самого малого количества страниц. Писание миниатюр - процесс утомительный, берущий много времени и немало кропотливого труда. Так, например, миниатюру о художнике Иване Мясоедове в 15 машинописных страниц я писал 15 долгих лет, буквально по крупицам собирая материал об этом странном человеке, о котором в нашей печати упоминалось лишь изредка.

Позволю себе еще одно авторское примечание.

Собрав свои миниатюры под одной обложкой, я не желал бы представить перед читателем только героику нашего прошлого, ибо в жизни не все люди герои; картина былой жизни была бы однобокой и неполной, если бы я не отразил и людей, живших не ради свершения подвигов, а… просто живших.

Хорошая жена и мать - разве она недостойна того, чтобы ее имя сохранилось в нашей памяти? Наконец, разве мало в нашей истории заведомых негодяев, мерзавцев или взяточников? Эти отрицательные персонажи тоже имеют право на то, чтобы их имена сохранились в грандиозном Пантеоне нашей истории…

Я человек счастливый, ибо прожил не только свою жизнь, настоящую, но и прожил судьбы многих героев прошлого.

О великом значении истории в духовной жизни народа издревле было сказано очень много, и здесь я напомню лишь слова знаменитого Цицерона:

НЕ ЗНАТЬ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ТЫ РОДИЛСЯ, ЗНАЧИТ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ НЕРАЗВИТЫМ РЕБЕНКОМ.

Это веское мнение знаменитого оратора древности я мог бы подкрепить многочисленными афоризмами русских мыслителей, но из великого множества их высказываний напомню лишь слова нашего славного историка В. О. Ключевского: "История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого…"

Итак, перед нами сборник исторических миниатюр.

Все они расположены в хронологическом порядке.

А этот порядок для читателя - самый удобный.

Потомок Владимира Мономаха

Алексей Борисович князь Лобанов-Ростовский…

Назвав это имя, хочется задать школьный вопрос:

- Дети, поднимите руки, кто его знает?

Дети "этого не проходили". Князя знают лишь историки и дипломаты, ибо он сумел прожить две жизни - как историк и дипломат. У меня, автора, дня не проходит, чтобы я не обращался к трудам Алексея Борисовича. Допустим, понадобилось выяснить, на ком был женат безвестный поручик Данила Глинка - ответ нахожу в родословных книгах князя; забираюсь в дебри стародавней политики - и опять возникает его имя. Наконец, он ведь был и просто человек - со своими личными страстями, с кризисами сердечных мук, он терпел унижения, падал и снова возвышался. "Но князь Лобанов всегда оставался порядочным человеком", - судили современники, служившие с ним.

Добавлю, что Лобановы-Ростовские при их въезде в город Ростов Великий имели право принимать особые почести - со звоном церковных колоколов и с пальбою из пушек, но сами от этих почестей отказались.

Кстати уж, скажу сразу, что Лобанов-Ростовский не имел земельной собственности, помещиком никогда не был, а жил на свои кровные - от жалованья. Читателям, сызмала воспитанным на школьной "премудрости", наверное, это обстоятельство покажется странным, однако же это было именно так…

Юный князь Алексей Борисович выходил в жизнь из Царскосельского лицея в 1844 году с чином титулярного советника; получивший золотую медаль, он был занесен на мраморную доску и, наверное, как и все лицеисты, приветствовал свое будущее словами лицейского гимна на слова Дельвига:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: "Шествуйте, сыны!"

Евгений Шумигорский, редко поминаемый нами историк, писал, что в Лицее "были живы тогда предания пушкинской эпохи, и в глазах его воспитанников имя их знаменитого однокашника неразрывно соединялось с понятием любви к родной земле и к ее родной старине". Вот это - последнее - очень важно для нас: врожденный, а не навязанный свыше патриотизм всегда неотделим от жажды познания истории своего народа…

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора