Повесть "Доктор Ираклий Глосс", опубликованная только в 1921 году, по-видимому, является одним из самых ранних прозаических опытов Мопассана. Писатель работал над нею в 1875 году. В письме к матери от 6 октября этого года Мопассан сообщал (упоминая об одном эпизоде из XXII главы): "Я решительно не знаю, как справиться с главой о служанке и обезьяне в "Ираклии", и это причиняет мне массу затруднений".
Повесть была закончена около 1877 года, но Мопассан не печатал ее, будучи неудовлетворен ею. Действительно, это еще первая проба сил, произведение ученическое и несамостоятельное, в котором французская критика отмечает вольтеровское влияние. В творчестве Мопассана повесть эта стоит совершенно особняком. Она необычна для него по своей форме и технике.
Содержание:
ГЛАВА I - Чем был в духовном отношении доктор Ираклий Глосс 1
ГЛАВА II - Чем был в физическом отношении доктор Ираклий Глосс 1
ГЛАВА III - На что доктор Ираклий употреблял первую половину суток 1
ГЛАВА IV - На что доктор Ираклий употреблял вторую половину суток 2
ГЛАВА V - О том, как господин декан все надежды возлагал на эклектизм, доктор - на откровение, а господин ректор - на пищеварение 2
ГЛАВА VI - О том, каким образом переулок Старых Голубей оказался путем в Дамаск для доктора и как осенила его истина в виде рукописи о переселении душ 2
ГЛАВА VII - О том, каким образом можно двояко толковать один и тот же стих Корнеля 3
ГЛАВА VIII - Каким образом по той же самой причине, по которой можно крепче короля стоять за королевскую власть и быть набожнее римского папы, можно также сделаться большим приверженцем переселения душ, чем Пифагор 4
ГЛАВА IX - Медали и их оборотные стороны 4
ГЛАВА X - О том, что скоморох может быть хитрее ученого доктора 4
ГЛАВА XI - Где доказывается, что Ираклий Глосс отнюдь не был свободен от всех слабостей сильного пола 4
ГЛАВА XII - О том, что учитель совсем не то, что укротитель 5
ГЛАВА XIII - О том, как доктор Ираклий Глосс очутился точно в таком же положении, как добрый король Генрих IV, который, выслушав спор двух адвокатов, решил, что они оба правы 5
ГЛАВА XIV - О том, как Ираклий чуть не съел зажаренных на вертеле прекрасных дам былых времен 5
ГЛАВА XV - О том, как господин ректор толкует божественные заповеди 5
ГЛАВА XVI - О том, как доктор прозрел после сорок второго чтения рукописи 6
ГЛАВА XVII - Что предпринял доктор Ираклий Глосс, чтобы разыскать автора рукописи 6
ГЛАВА XVIII - Где доктор Ираклий с изумлением узнает автора рукописи 6
ГЛАВА XIX - О том, как доктор очутился перед ужаснейшей альтернативой 6
ГЛАВА XX - В которой доктор ведет маленький разговор со своей служанкой 7
ГЛАВА XXI - О доказанности того положения, что достаточно одного нежно любимого друга, чтобы облегчить бремя самой глубокой печали 7
ГЛАВА XXII - В которой доктор открывает, что его обезьяна походит на него еще более, чем он думал 7
ГЛАВА XXIII - О том, как доктор заметил, что его обезьяна недостойным образом обманула его 7
ГЛАВА XXIV - Эврика! 7
ГЛАВА XXV - "Ego sum qui sum" 8
ГЛАВА XXVI - О чем шел разговор в лавке мадам Лаботт, торговки фруктами (Огородная улица, д. № 26) 8
ГЛАВА XXVII - О чем доктор Ираклий нимало не подумал, как тот дельфин, который, вытащив из воды обезьяну, опять ее утопил и пустился искать какого-нибудь человека, чтобы ее спасти 8
ГЛАВА XXVIII - Вы убедитесь все историею сей, - Как мы, к нам равному спеша на избавленье, - Котят охотнее спасая, чем детей, - Великое родим в соседях возмущенье, - И как, хоть все пути приводят в Рим людей, - Приводит в желтый дом нас перевоплощенье... - ("Балансонская звезда") 9
ГЛАВА XXIX - О том, как, спасшись от Харибды, можно иногда попасть к Сцилле 10
ГЛАВА XXX - О том, что пословица: "Чем больше сумасшедших, тем больше смеха" - не всегда бывает вполне справедлива 10
Примечания 11
Ги де Мопассан
Доктор Ираклий Глосс
ГЛАВА I
Чем был в духовном отношении доктор Ираклий Глосс
Весьма ученый человек был этот доктор Ираклий Глосс. Хотя никогда даже самое маленькое сочиненьице, носящее его имя, не появлялось у книгопродавцев просвещенного города Балансона, все жители считали доктора Ираклия весьма ученым человеком.
Как получил он степень доктора и какой науки, никто не мог бы этого сказать. Известно было только, что его отца и деда сограждане называли докторами. Их звание перешло к нему по наследству вместе с их именем и их имуществом; в его роду и отцы и сыновья были докторами, так же как и сыновья и отцы носили имя Ираклий Глосс.
Впрочем, если у доктора Ираклия Глосса и не было диплома, подписанного и засвидетельствованного всеми членами какого-нибудь прославленного университета, то из этого еще не следует, что он не был весьма достойным и весьма ученым человеком. Достаточно было увидеть сорок уставленных книгами полок, сплошь закрывавших все стены его просторного кабинета, чтобы вполне убедиться, что никогда доктор ученее его не украшал собою город Балансон. Наконец, всякий раз, когда об особе доктора заходила речь в присутствии господина декана или господина ректора, все видели, что они таинственно улыбались. Передают даже, что господин ректор однажды горячо восхвалял его по-латыни перед архиепископом; свидетель, который это рассказывал, приводил в виде неоспоримого доказательства следующие слышанные им слова:
- Parturiunt montes: nascitur ridiculus mus.
Притом господин декан и господин ректор по воскресеньям обедали у него.
Итак, никто не посмел бы усомниться в том, что доктор Ираклий Глосс - весьма ученый человек.
ГЛАВА II
Чем был в физическом отношении доктор Ираклий Глосс
Если верно, как это утверждают некоторые философы, что существует полная гармония между духовным и физическим обликом человека и что можно прочитать в чертах лица главные свойства характера, то доктор Ираклий не был создан для того, чтобы опровергнуть данное утверждение. Это был человек небольшого роста, живой и нервный. В нем было нечто от крысы, от муравья и от таксы, то есть он принадлежал к семье неутомимых искателей, грызунов и охотников. Глядя на него, нельзя было представить себе, чтобы вся изученная им мудрость могла войти в эту маленькую голову, но скорее можно было вообразить, что он сам внедрялся в науку и, грызя ее, жил в ней, как крыса в толстой книге. Что было в нем особенно странно, это его необыкновенная худоба; его друг декан предполагал, быть может, не без основания, что несколько столетий доктор Ираклий Глосс пролежал забытый между страницами какого-нибудь фолианта рядом с розой и фиалкой, потому что он всегда был очень кокетлив и сильно надушен. Его лицо было не шире лезвия бритвы, так что оправа его золотых очков, чрезмерно выступая к вискам, напоминала грот-рею корабля. "Не будь он ученым доктором Ираклием, - говорил иногда господин ректор Балансонского университета, - из него, верно, вышел бы отличный ножик для разрезывания бумаги".
Он носил парик, тщательно одевался, никогда не болел, любил животных, не питал ненависти к людям и обожал зажаренных на вертеле перепелок.
ГЛАВА III
На что доктор Ираклий употреблял первую половину суток
Проснувшись утром, доктор тотчас вставал, умывался, брился, съедал небольшую булочку с маслом, которую обмакивал в чашку шоколада с ванилью, и выходил в свой сад. Сад не очень обширный, как водится в городе, но приятный, тенистый, цветущий, безмолвный, - если бы я посмел, я сказал бы: рассудительный. Словом, постарайтесь вообразить, каков должен быть идеальный сад философа, ищущего истину, и вы почти точно представите себе сад, который доктор Ираклий Глосс обходил три или четыре раза, все ускоряя шаг, раньше чем приступить ко второму завтраку, обычно состоящему из зажаренных на вертеле перепелок. Эта маленькая прогулка, говорил он, была превосходна: она оживляла замедленное сном кровообращение, освежала мозг и подготовляла пищеварительные органы к деятельности.
После этого доктор завтракал. Затем, как только было выпито кофе - а он выпивал его одним глотком, - доктор, никогда не поддаваясь сонливости от начавшегося пищеварения, надевал свой длинный сюртук и выходил из дому. И каждый день, пройдя мимо университета и проверив свою луковицу эпохи Людовика XV по высокомерному циферблату университетских башенных часов, он исчезал в переулке Старых Голубей, откуда выходил только, когда пора было идти домой обедать.
Что же делал доктор Ираклий Глосс в переулке Старых Голубей? Что он там делал? Боже милосердный! Он искал там философскую истину, и вот каким образом.