Житие Одинокова - Дмитрий Калюжный

Шрифт
Фон

Это роман о войне - но показанной с необычной стороны. Малоизвестно, что согласно переписи населения, проведённой перед войной, верующими была половина сельского населения и четверть городского. В ходе войны, под угрозой близкой смерти, к вере обратилось большое количество красноармейцев. Документально подтверждено, что Сталин получал с фронта письма от командиров с просьбой разрешить в войсках проведение православных служб. Воистину, наша Армия, как и всегда, воевала за веру, царя и Отечество, только царь назывался в то время Сталиным.

Главы про основного героя, красноармейца (позже лейтенанта) Василия Одинокова, в ходе боёв проделавший духовный путь от убеждённого комсомольства до православия, перемежаются с главами о событиях в Ставке Верховного главнокомандования. Имеются литературные вставки от имени якобы "автора романа", фронтового корреспондента Мирона Семёнова, и документальные вставки (приказы, переписка Сталина с Черчиллем и Рузвельтом, статьи из газет военного времени).

Роман заканчивается событиями сентября 1943 года, когда Сталин - единственный за всю историю глава государства с семинарским образованием - вернул отношения светской власти и Церкви в нормальное русло, помог в проведении церковного Собора, после длительного перерыва избравшего Патриарха Московского и всея Руси.

Содержание:

  • Вступление 1

  • Глава первая 1

  • Глава вторая 3

  • Глава третья 5

  • Глава четвёртая 6

  • Глава пятая 8

  • Глава шестая 10

  • Глава седьмая 13

  • Глава восьмая 16

  • Глава девятая 18

  • Глава десятая 20

  • Глава одиннадцатая 22

  • Глава двенадцатая 25

  • Глава тринадцатая 27

  • Глава четырнадцатая 29

  • Глава пятнадцатая 32

  • Глава шестнадцатая 36

  • Глава семнадцатая 39

  • Глава восемнадцатая 42

  • Глава девятнадцатая 46

  • Глава двадцатая 47

  • Глава двадцать первая 50

  • Глава двадцать вторая 53

  • Глава двадцать третья 57

  • Глава двадцать четвёртая 59

  • Глава двадцать пятая 62

  • Глава двадцать шестая 66

  • Приложения: документы эпохи 70

Дмитрий Калюжный
ЖИТИЕ ОДИНОКОВА
Документальный роман

Вступление

Детство я провёл в коммуналке, в Москве.

Дом наш был знатный! Возвели его, пятиэтажного, аккурат перед началом Первой мировой, и заселилась в него богатая знать: купчины, промышленники, генералы и чиновники московского правительства. В каждой квартире семь комнат, да при кухне закуток для кухарки, и в прихожей ещё "служебная" комнатушка для горничной.

Но после 1917 года вся эта публика куда-то сгинула, а дом наполнили люди простые: крестьяне, бросившие нивы, чтобы стать пролетариями, и пролетарии, возжелавшие стать студентами. Селился и прочий всякий народ, включая прощелыг и милиционеров.

Сначала в доме часто менялись жильцы: одни въезжали, другие уезжали, но с установлением контроля властей за порядком всё кое-как успокоилось. Когда я родился, комнаты были заняты разными семьями, на входной двери было приколочено несколько почтовых ящиков, а косяк украшали восемь разномастных кнопок от электрических звонков. И при каждом звонке имелась табличка с фамилией. Помимо нашей, помню несколько: "Туголесовы", "Бреннер" (эта Бреннер уже на моей памяти чудесным образом превратилась в Иванову и сменила табличку), "Сидоровы"…

Один из моих соседей был журналистом: писал статьи, репортажи - в общем, производил контент для наполнения страниц журналов и газет. Начинал в тридцатые годы на Алтае, был военным корреспондентом во время Великой Отечественной. После Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957) поселился в Москве и работал в "Огоньке". Когда мы с ним стали общаться, уже пенсионерствовал.

По сути, он - автор книги, которую вы держите в руках.

Написал он её о своём друге Василии Одинокове, которого на фронте звали Васей Блаженным. Самого себя тоже "вставил" в книгу, но под выдуманным именем: Семёнов Мирон Васильевич. Это имя он использовал как псевдоним для статей в "Вечёрке". Придумал себе замечательную подпись: "Мир. В. Сем", в таких завитушечках, что получалось "Мир всем". Я его только под этим именем и знал.

Книгу его советские издательства печатать отказались.

Много позже я, ознакомившись с архивом писателя, понял, в чём была причина отказов. Редакторы наверняка углядели в тексте "мистику" и "религиозное мракобесие". Кроме того, ещё одного героя романа - И. В. Сталина - Мирон Васильевич показал не так, как это было принято после ХХ съезда партии.

Наша семья в конце концов получила квартиру, и мы уехали из той коммуналки. За следующие годы я виделся с Мироном Васильевичем только два или три раза. А в 1993 году мне позвонила оттуда соседка Света, поселившаяся в комнате Бреннер-Ивановой в 1975-м, после того как та уехала в Израиль, и сообщила, что старик умер, и уже даже похоронили. Я немедленно приехал. Наследников у покойного не оказалось: жена умерла давным-давно, дочь сгинула в нетях. Взять в его комнате соседям было нечего, кроме дряхлой мебели, книг и бумаг. Мебель они поделили, а выносить оставшееся барахло на помойку всем было лень - вот меня и позвали.

Я стал владельцем бюстика Сталина и нескольких коробок, набитых рукописями, газетными вырезками, блокнотами и прочими записями. Была среди них и папочка, озаглавленная "Житие Василия Блаженного. Документальный роман". Бывая на даче, где эти коробки лежали у меня долгие годы, я иногда просматривал папки старого журналиста. И вызрела у меня мысль переработать его книгу - в том виде, в каком она была, её всё равно никто бы не издал. И вообще, так, как он, сейчас не пишут.

Переделав начисто главы романа, я вставил между ними документы, письма, выдержки из записной книжки Мирона Семёнова (которые не всегда понятно, к какому времени относятся), хранившиеся в его папках.

Дмитрий Калюжный

Глава первая

Экзамены по общественным дисциплинам на геологическом факультете, проходившие по традиции при открытых дверях, превратились в дискуссию! Понятно, почему. В зале сидели не только ожидавшие своей очереди студенты, но и зрители. Преподаватель, доцент Иван Степанович Загребский, пригласил старшекурсников, а некоторые экзаменуемые пришли с девушками, ведь сдачей общественных дисциплин заканчивался учебный 1940/1941 год, и, сдав экзамен, можно уже было идти гулять. Отдохнуть давали всего несколько дней, а в последнюю неделю июня у всех студентов начиналась производственная практика "в поле". Иначе говоря, они, будущие геологи, скоро отправятся в неведомые края.

В таких условиях хочешь не хочешь, а дискуссия разгорится обязательно! Кто-то хочет перед девушкой своей блеснуть эрудицией, а кто-то… А неважно, по какой причине - но факт есть факт: плавное течение экзамена прервалось.

Отвечала Надя Присыпкина, одна из пяти в их учебной группе девиц, и отвечала на вопрос о разнице между организацией труда при капитализме и при социализме. Оттарабанив мнения классиков марксизма о капиталистической эксплуатации наёмного труда, она затем восторженным голосом поведала о преимуществах свободного труда при социализме и перешла к описанию счастья, которое ждёт человечество, поскольку свободный труд намного производительнее несвободного и социалистическая экономика непременно побьёт капиталистическую.

Кто-то крикнул с места, не поднимая руки:

- Социализм велик не потому, что экономически выгоден, а потому, что справедлив!

- Одно другому не мешает! - весело возразил другой.

- Это что за неорганизованные вопли? - возмутился доцент Загребский. - Извольте придерживаться общепринятых правил диспута.

Тут-то и началось.

Капитализму припомнили и хищничество колонизаторов, и кризисы, и ссудный процент. Один из старшекурсников привёл известный случай, произошедший в США несколько лет назад: ради того, чтобы сохранить высокую цену на апельсины и бензин, монополисты уничтожили "лишние" апельсины, заливая их "лишним" бензином.

- В голодной Америке империалистический президент Рузвельт приказал уничтожить шесть миллионов голов свиней! И запахать десять миллионов акров хлопковых плантаций!

- Это не по теме, - заметил преподаватель. - Мы говорим об организации труда.

Старшекурсник засмеялся и сел, а руку поднял Вася Одиноков. Дождавшись разрешения преподавателя, саркастически сказал:

- Конечно, организация труда по уничтожению апельсинов и свиней была на высшем уровне. И этот труд оплатили! А вот основной закон социализма - в справедливой оплате не просто какого-то, а общественно полезного труда! От каждого по способностям, каждому по труду. Вся проблема в полезности труда. Разве уничтожение продуктов питания полезно обществу? Вот если бы зарплату платили не за уничтожение, а за распределение апельсинов и бензина среди бедных, тогда…

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке