---------------------------------------------
Сергеев Иннокентий
Иннокентий А. Сергеев
. . .
- Я вижу,- сказал он,- что за этот год в вашей жизни не произошло сколько-нибудь значительных перемен.- Пожалуй, вы правы,- сказал я.- И вы снова не открыли дверь.- Увы.- Что же помешало вам на этот раз?- Я подумал, а не проще ли застрелиться?- Так почему же вы не застрелились?- Это было бы слишком просто.- Вы не застрелитесь. И знаете, почему?- Знаю.- А вы не думали о том, что может быть жизнь и вне замка?- Вы полагаете?- Моя скромная персона тому доказательство. Я бываю в замке редко, почти никогда, и всё же не считаю свою жизнь пустой и бесцельной.- Вы - другое дело. У вас всегда был выбор. Что же до меня, то у меня выбора не было и нет.- И всё-таки, на что вы надеетесь?- Вам это непонятно?- Признаться, нет. Если эта дверь не более чем легенда, то во всём этом нет никакого смысла. А если нет, и это правда, что тот, кто откроет эту дверь, навсегда должен будет покинуть замок, жизни вне которого вы не мыслите, то не безумием ли будет ваш поступок?- Угрозы не всегда выполняются.- Это акт отчаяния.- Может быть.- Вы очень серьёзно относитесь к этому, и быть может, напрасно. Потому-то вы до сих пор и не сделали этого.- Я ко всему отношусь слишком серьёзно.- Вы полагаете?- Надо же что-то ответить.- Это вовсе не обязательно,- сказал он.- Вся эта история с дверью выглядит как нелепость, но ещё более нелепо надеяться получить награду за нарушение закона.- Как бы там ни было, а рискнуть стоит. Да и чем я рискую...- Вы не можете знать этого, пока не рискнёте. Может быть, жизнью.- Это ненастоящая жизнь.- Жизнь всегда настоящая, как и смерть.- Не бывает смерти вообще, смерть предельно конкретна. Важно как, когда, при каких обстоятельствах она происходит.- Представьте себе, что вы идёте и проваливаетесь в бездонную шахту, и погибаете. Вы готовы к этому?- Я думаю, что не обязательно быть готовым к чему-то, чтобы это произошло. Всё подлинно важное происходит незаметно или внезапно. Нужно просто открыть эту дверь.- Но вы снова её не открыли.- Да.- А что вы считаете подлинно важным?- Я не хочу говорить об этом.- А хотите, я скажу, что я о вас думаю?- Нет.- Почему?- он посмотрел на меня с улыбкой.- Потому что это неважно,- сказал я.- Что ж,- сказал он.- Если я не ошибаюсь, вы хотели о чём-то рассказать мне?- Я должен вам кое-что объяснить... Или понять...- Так начинайте,- сказал он, подливая мне кофе.- Итак?..
. . .
Комната сверкала, тысячами граней отражая огнедышащий свет канделябров; я жмурился, прикрывал ресницы, наслаждаясь игрой радужных звёзд, они переливались, словно бы снежная феерия бушевала вокруг меня, феи ночи, бриллиантовые шлейфы, искрящиеся вихри! Я расхаживал по ковру, прислушиваясь к отдалённым звукам музыки и выделывая танцевальные па.Музыка стала громче.Я обернулся.- Ты здесь?- она прикрыла за собой дверь.- Почему ты здесь?- А где я должен быть?- спросил я в свою очередь.- Я ждал тебя.- Напрасно,- сказала она.Она держала в руках платье, и серебристая ткань спадала до самых её туфелек.- Ты не отвернёшься? Я хотела бы переодеться.Я послушно повернулся к стене. Она стала переодеваться, а я стоял как статуя римского воина, жадно ловя шорох её одежд, отмечая про себя каждое её движение, и воображение моё силилось воплотить его в зримом образе.Наконец, я сдался.- Можно я встану у зеркала?- Вставай куда хочешь. Только не поворачивайся.Я перешёл к зеркалу.- Ты не могла бы повторить всё сначала? Для тех, кто проспал.Она поймала мой взгляд, погрозила пальцем.- Ну хотя бы делать это помедленнее.- У меня нет на это времени. Иди сюда. Помоги.- Все говорят о времени,- вздохнул я,- и теряют его, теряют.