Хармс Даниил
Избранное
Хармс Даниил
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ.
Предлагаемая вниманию читателя книга - не академическое изда ние, и дотошный читатель наверняка обнаружит в ней какие-то огрехи и недостатки. Тем не менее, мы надеемся, что выход этого сборника в какой-то мере поможет удовлетворить растущий интерес к творчеству Даниила Ивановича Хармса. Следует отметить, что все необходимые условия для выхода такого или даже более обширного сборника в государственном издательстве есть, и что произведения
Д.Хармса уже изданы во многих странах, в том числе и на русском языке. Но как долго придется нам ждать выхода в нашей стране подобной книги, или, скажем, полного собрания произведений этого интереснейшего писателя - неизвестно.
Большинство попадавшихся нам машинописных сборников произве дений Хармса имеют целый ряд недостатков: отрывочный, случайный подбор произведений, наличие вещей, написанных другими авторами (особенно часто встречаются в таких сборниках произведения
А.Введенского), большое количество искажений, неточностей, про пусков в тексте. Работая над настоящим сборником, мы старались восстановить авторскую редакцию текстов* и включить в него про изведения, представляющие основные направления творчества Хармса.
В книгу не включены так называемые "детские" (т. е. написанные для детей) произведения писателя. Читатель может ознакомиться с ними по вышедшим за последние 15 лет книгам ("Что это было?",
М.1967; "Игра",М.1962,1963; "Двенадцать поваров",М.1972; и др.),
а также по публикациям в периодической печати (например, "Дет ская литература", 1966, № 2; "Литературная газета", 1973, № 27;
"Неделя", 1976, № 2). Много "детских" произведений Хармса можно найти в старых подборках журналов "Чиж" и "Ёж" (конец 20-х, 30-е годы).
????????????????????????????????????????????????????????????????
* - в сборнике значком - (?) - в заглавии обозначены тексты, в которых могут быть отклонения от авторской редакции.
I
СЛУЧАИ
- 3
ПЕТРОВ И КАМАРОВ
Петров: Эй, Камаров!
Давай ловить комаров!
Камаров: Нет, я к этому еще не готов;
Давай лучше ловить котов!
ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН
Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на со сне сидит мужик и показывает ему кулак.
Семен Семенович, сняв очки, видит, что на сосне никто не сидит.
Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит,
что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.
Семен Семенович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит.
Семен Семенович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.
Семен Семенович не желает верить в это явление и считает его оптическим обманом.
ПУШКИН И ГОГОЛЬ
Гоголь (падает из-за кулис на сцену и смирно лежит.)
Пушкин (выходит, спотыкается об Гоголя и падает): Вот черт!
Никак об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость какая! Отдохнуть не дадут.
(Идет, спотыкается об Пушкина и падает.) - Никак об
Пушкина споткнулся!
Пушкин (поднимаясь): Ни минуты покоя! (Идет, спотыкается об
Гоголя и падает.) - Вот черт! Никак опять об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Вечно во всем помеха! (Идет, спотыкает ся об Пушкина и падает.) - Вот мерзопакость! Опять об
Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Хулиганство! Сплошное хулиганство! Вот черт! Опять об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Это издевательство сплошное! (Идет,
спотыкается об Пушкина и падает.) - Опять об Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Вот черт! Истинно, это черт! (Идет,
спотыкается об Гоголя и падает.) - Об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость! (Идет, спотыкается об
Пушкина и падает.) - Об Пушкина!
Пушкин (поднимаясь): Вот черт! (Идет, спотыкается об Гоголя и падает за кулисы.) - Об Гоголя!
Гоголь (поднимаясь): Мерзопакость! (Уходит за кулисы.)
За сценой слышен голос Гоголя: "Об Пушкина!"
З А Н А В Е С.
- 5
СЛУЧАЙ С ПЕТРАКОВЫМ
Вот однажды Петраков хотел лечь спать, да лег мимо кровати.
Так он об пол ударился, что лежит на полу и встать не может.
Вот Петраков собрал последние силы и встал на четвереньки.
А силы его покинули, и он опять упал на живот и лежит.
Лежал Петраков на полу часов пять. Сначала просто так лежал,
а потом заснул.
Сон подкрепил силы Петракова. Он проснулся совершенно здоро вым, встал, прошелся по комнате и лег осторожно на кровать.
"Ну, - думает, - теперь посплю." А спать-то уже и не хочется.
Ворочается Петраков с боку на бок и никак заснуть не может.
Вот собственно и все.
ИСТОРИЯ ДЕРУЩИХСЯ
Алексей Алексеевич подмял под себя Андрея Карловича и, набив ему морду, отпустил его.
Андрей Карлович, бледный от бешенства, кинулся на Алексея
Алексеевича и ударил его по зубам.
Алексей Алексеевич, не ожидая такого быстрого нападения, по валился на пол, а Андрей Карлович сел на него верхом, вынул у себя изо рта вставную челюсть и так обработал ею Алексея Алексе евича, что Алексей Алексеевич поднялся с полу с совершенно иска леченным лицом и рваной ноздрей. Держась руками за лицо, Алексей
Алексеевич убежал.
А Андрей Карлович протер свою вставную челюсть, вставил ее себе в рот, пощелкал зубами и, убедившись, что челюсть пришлась на место, осмотрелся вокруг и, не видя Алексея Алексеевича, пошел его разыскивать.
СОН КАЛУГИНА
Калугин заснул и увидел сон, будто он сидит в кустах, а мимо кустов проходит миллиционер.
Калугин проснулся, почесал рот и опять заснул, и опять увидел сон, будто он идет мимо кустов, а в кустах притаился и сидит ми лиционер.
Калугин проснулся, положил под голову газету, чтобы не мочить слюнями подушку, и опять заснул, и опять увидел сон, будто он сидит в кустах, а мимо кустов проходит милиционер.
Калугин проснулся, переменил газету, лег и заснул опять.
Заснул и опять увидел сон, будто он идет мимо кустов, а в ку стах притаился и сидит милиционер.
Тут Калугин проснулся и решил больше не спать, но моментально заснул и увидел сон, будто он сидит за милиционером, а мимо про ходят кусты.
Калугин закричал и заметался в кровати, но проснуться уже не мог.
Калугин спал четыре дня и четыре ночи подряд и на пятый день проснулся таким тощим, что сапоги пришлось подвязывать к ногам веревочкой, чтобы они не сваливались. В булочной, где Калугин всегда покупал пшеничный хлеб, его не узнали и подсунули ему полуржаной.
А санитарная комиссия, ходя по квартирам и увидя Калугина,
нашла его антисанитарным и никуда не годным и приказала жакту выкинуть Калугина вместе с сором.
Калугина сложили пополам и выкинули его, как сор.
- 7
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, УДИВИВШИЙ СТОРОЖА
- Ишь ты! - сказал сторож, рассматривая муху, - Ведь если по мазать ее столярным клеем, то ей, пожалуй, и конец придет. Вот ведь история.
От простого клея!
- Эй ты, леший! - окликнул сторожа молодой человек в желтых перчатках. Сторож сразу же понял, что это обращаются к нему, но продолжал смотреть на муху.
- Не тебе, что ли, говорят? - крикнул молодой человек, - Ско тина!
Сторож раздавил муху пальцами и, не поворачивая головы к мо лодому человеку, сказал:
- А ты чего, срамник, орешь-то? Я и так слышу. Нечего орать то!
Молодой человек почистил перчатками свои брюки и деликатным голосом спросил:
- Скажите, дедушка, как тут пройти на небо?
Сторож посмотрел на молодого человека, прищурил один глаз,
потом прищурил другой, потом почесал себе бородку, еще раз пос мотрел на молодого человека и сказал:
- Ну, нечего тут задерживаться, проходите мимо.
- Извините, - сказал молодой человек, - ведь я по срочному делу. Там для меня уже и комната приготовлена.
- Ладно, - сказал сторож - покажи билет.
- Билет не у меня; они говорили, что меня и так пропустят,
сказал молодой человек, заглядывая в лицо сторожу.
- Ишь ты! - сказал сторож.
- Так как же? - спросил молодой человек - Пропустите?
- Ладно, ладно, - сказал сторож, - идите.
- А как пройти-то? Куда? - спросил молодой человек. - Ведь я и дороги-то не знаю.
- Вам куда нужно? - спросил сторож, делая строгое лицо.
Молодой человек прикрыл рот ладонью и очень тихо сказал:
- На небо!
Сторож наклонился вперед, подвинул правую ногу, чтобы встать потверже, пристально посмотрел на молодого человека и сурово спросил:
- Ты чего? Ваньку валяешь?
Молодой человек улыбнулся, поднял руку в желтой перчатке, по махал ею над головой и вдруг исчез.
Старик понюхал воздух. В воздухе пахло жжеными перьями.
- Ишь ты! - сказал старик, распахнул куртку, почесал себе жи вот, плюнул в то место, где стоял молодой человек, и медленно пошел в свою сторожку.
ЧЕТЫРЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ТОГО,
КАК НОВАЯ ИДЕЯ ОГОРАШИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА,
К НЕЙ НЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО
1. Писатель: Я писатель.
Читатель: А, по-моему, ты говно!
(Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой иде ей, и падает замертво. Его выносят.)
2. Художник: Я художник!
Рабочий: А, по-моему, ты говно!