Мастера вызывали? - Людмила Стрельникова страница 4.

Шрифт
Фон

Если молодой специалист новой микросхемой приятно удивил начальника, то тот перечислением целого ряда фамилий малоизвестных ему людей, наоборот, даже озадачил мастера. Но ввиду того, что он принадлежал к числу людей сдержанных, а в глазах его постоянно мерцала мрачноватая самоуглублённость, мимика лица не вполне отразила тех богатейших чувств, которые он испытал в душе по поводу названных лиц, и только прямой вопрос, направленный прямо в лоб Петру Ивановичу, выдал его с головой.

– Какое отношение они имеют к моему предложению?

– Эхе-хе, – наигранно сочувствующе проговорил Рыкунов. – Молод ты еще, ничего в производственных отношениях не понимаешь. Меня ты обязан включать в любую рационализацию, так как я – начальник, а следовательно, – человек, способствующий продвижению твоего предложения по всем инстанциям. А я ведь могу и зарубить его, вот не подпишу, и куда ты денешься? Кто поверит, что ты умнее меня?

– Вы хотите сказать, что вы – та бюрократическая инстанция, которая всякое начинание способна зарезать на корню? – мрачно уточнил Сергей.

– Не бюрократическая, а поддерживающая или отвергающая, то есть – оценивающая. Но если ты считаешься со мной, как, к примеру, с лицом консультирующим тебя и руководящим твоею работой, то я – не бюрократическое препятствие, как ты сказал, а лицо, сугубо заинтересованное, чтобы твою идею субсидировали материально. Таким образом, мы оба становимся соучастниками или на современном языке – соавторами: я разделяю твою идею, а ты – вознаграждение за неё.

– А при чём здесь Крабов? Он целыми днями торчит в цехе и ничего не делает. Какое отношение имеет он к моей работе?

– Ты прямо как с неба свалился, тебе всё по пальцам объясняй, – рассердился Рыкунов. – Крабов – из бывших начальников, а следовательно, и он косвенно причастен к твоей работе как авторитетное лицо. Стоит ему выразить своё недоверие или несогласие, и твоя рацуха накроется. Пойми – кому на заводе больше доверия – тебе, проработавшему без году неделя, или ему – с двадцатилетним стажем?

– Вот именно, кроме стажа, он ничего не имеет, – заметил мрачно молодой мастер, упорно сопротивляющийся против бюрократов и паразитов, цепляющихся к его идее и работе, и не способных ни на то, ни на другое.

– Не подкусывай, – назидательно заявил Рыкунов. – Начнешь возражать, все твои рационализаторские предложения будут вон там, – он указал толстым пальцем на урну. – Ты пока ноль без палочки. На твоё предложение никто и смотреть не станет. В твоих же интересах – чем больше авторитетных лиц подпишется под ним, тем быстрее его рассмотрят и быстрее оформят.

* * *

После работы, направляясь в телеателье, Сергей раздумывал над словами начальника, в душе его продолжали тесниться сомнения, сознание тяготил факт, что к его работе пытаются примазаться люди, по существу своему ограниченные, никчемные, не способные на творческую мысль, но самое главное – сознание бастовало против паразитизма. Молодой мастер никак не находил ответа на ряд наивных вопросов: если ему пришла в голову идея, которую он оформил теоретически, работая над ней в течение трёх месяцев, то почему деньги за неё должны получать другие? Стоит ли отдавать рационализацию на рассмотрение? А если не подавать, то куда запрятать творческую мысль, бьющую в нём ключом? Или попробовать подать одному, без соавторов, посмотреть на реакцию начальника и авторитетных лиц?

Пока в голове теснились подобные вопросы, ноги привели его в телеателье.

Приёмщица, как обычно в этот час, ужинала на рабочем месте за стеклянным окошком, хорошо помня, что приём пищи в строго определённые часы улучшает пищеварение и увеличивает аппетит. Даже извержение вулкана не могло бы заставить её отказаться от подобной привычки и, убегая от лавы, она бы не преминула сначала подогреть на ней котлеты, а потом, уже на бегу, пообедать ими.

Поэтому, когда молодой мастер вежливо осведомился:

– Наталья Анатольевна, мне сколько сегодня заказов? – она, не прерывая ужина, покопалась в бумагах и сообщила:

– Только четыре.

Захватив адреса, он зашёл в ремонтный зал, заваленный телевизорами, ждущими, когда к ним притронутся врачующие руки мастеров. Возле двух из них возились Пичугин и Абреков, старые кадры, люди с большим стажем работы, опытные волокитчики и вымогатели, до тонкости понимающие нужды клиента и с большим искусством очищающие их карманы.

То ли оттого, что они были поглощены делом, то ли оттого, что туфли у Сергея имели мягкую пористую подошву, но он приблизился к ним незамеченным и, остановившись чуть позади, имел возможность пронаблюдать за виртуозной работой мастеров высшего порядка. Здесь надо отметить, что и начинающий молодой инженер не был профаном или слепцом в силу своей малограмотности, позволяющей не разбираться в смысле происходящего, наоборот – только собственные довольно высокие знания позволили ему понять тончайшую игру виртуоза. С большим интересом наблюдал он, как творит опытный мастер. А работал он с песней без слов, мурлыча лёгкий мотивчик двадцатилетней давности, вероятно, то, что осталось в памяти от любимой песни его молодости. Казалось, трудностей для него не существовало, всё было знакомо, ясно, пальцы привычно что-то паяли, что-то подкручивали, меняли, бегая по деталям, как по клавишам пианино. И тут Сергей не мог не заметить, как Пичугин вынул из нового телевизора лампу, проверил её и, напевая, вставил в старый телевизор, а из старого – в новый. В марках телевизоров, а тем более в их возрасте молодой мастер хорошо разбирался, поэтому подобная замена показалась ему подозрительной и, не выдержав, он полюбопытствовал:

– Зачем вы поменяли лампы?

Пичугин от неожиданности вздрогнул, как-то испуганно вобрал голову в плечи, как будто сзади ему в спину наставили пистолет и приказали: "Руки вверх!"

Оглянувшись с перекошенным лицом и обнаружив новенького, он зло сплюнул и раздосадованно протянул:

– А-а, это ты, Торбеев. Нельзя же к людям, увлечённым работой, так тихо подкрадываться. У меня чуть разрыв сердца не получился, был бы виноват в моей смерти.

Чувствуя, что Пичугин увиливает от ответа, Сергей повторил:

– Зачем лампу поменяли? Старая может через месяц перегореть.

– Зелёный ты. Зачем, зачем? – передразнил старый мастер. – Если собираешься хорошо зарабатывать, поступай так же. Кажется пустяк – поменять лампы, а между прочим, двух зайцев таким образом убиваешь. Если новый телевизор хорошо отремонтировать, и он ломаться не будет, мы безработными останемся, а тут глядишь, через пару месяцев его опять в ремонт сдадут, опять денежки уплатят. А старый телевизор – это моего знакомого. Он с виду только старый, а в действительности – я в нём уже все внутренности на новые поменял. У одного нового займешь деталь, у другого свистнешь, у третьего – вот и полный сервис высшего качества. Знакомый тебе за это – в ножки, и одарит, не скупясь, так что двойная выгода.

– Неужели у вас не хватает работы, вы же не справляетесь – вон, весь зал завален телевизорами. – Сергей кивнул в сторону ожидающих своей очереди полированных корпусов.

К разговаривающим подошёл второй мастер, Абреков, не менее прожжённый и сноровистый.

– О чем речь? – осведомился он вкрадчиво.

– Учу молодёжь, как жить.

– А-а, это надо, – одобрил он, моментально поняв, чему именно надо учить начинающего мастера.

– Ответь-ка, Вася, за какое время мы сможем восстановить все эти телевизоры? – обратился Пичугин к коллеге.

Тот прищурился, вцепившись взглядом в тёмные коробки и, прикинув что-то в уме, сообщил:

– За месяц.

– А мы сколько будем ремонтировать?

– Полгода.

– Всё правильно. А кому по вечерам станет скучно и захочется заполучить телевизор пораньше – пожалуйста, доплати за срочность, а мы уж с Васей постараемся.

– Законно, постараемся, – пробасил Вася.

На пороге зала как бы в подтверждение слов Пичугина появилась сухонькая старушка.

– Деточки, тут мой телевизор на ремонте, почитай уже три месяца, благоверный-то мой совсем заскучал. Нельзя ли поскорее поправить его?

– Благоверный пусть слушает радио, – развязно бросил Пичугин.

– Глухой он. Ему только телевизор подходит, – пожаловалась старушка. – Вы бы, ребятки, поскорее.

– За скорость, мать, требуется премия, – пробасил Вася. – Мы же работаем на износ, вон у нас сколько и всем срочно.

– Хорошо, сыночек, я понимаю, – она полезла в сумку. – Много-то я не могу, у меня пенсия шестьдесят рублей, но пятёрку дам.

– Нет, мать, этого мало, – Пичугин изобразил недовольную гримасу. – Знаешь, сколько нам из-за твоего телевизора хлопот придётся претерпеть? Люди ж по очереди ждут, и все мечтают срочно, а мы их – назад, а тебя – вперед. Неприятностей не оберёшься. Меньше, чем за десятку, не возьмемся.

– Ну хорошо, пять сейчас, а пять – потом занесу, – согласилась старушка.

– Я исправлю вам, – вдруг выступил вперёд Сергей. – деньги уплатите по квитанции. Завтра можете забирать.

Мастера недоумевающе переглянулись, выражая взглядами: "А парень-то не так прост, как кажется".

Старушка, поняв, что с неё больше пяти рублей не возьмут, расцвела улыбкой и поблагодарила:

– Спасибо, сынок. Вот уж уважил, дай-то бог тебе здоровья и жену красавицу.

Отыскав по номеру нужный телевизор, Сергей установил его на специальный столик и приступил к проверке.

Поигрывая ключами, висевшими на указательном пальце, к столику приблизился Пичугин, за ним вразвалочку – Абреков. Лица обоих выражали недовольство.

– Захотел переиграть нас? – сурово спросил Пичугин. – Мы думали – ты простак, тебя учить да учить, а ты, значит, сам себе на уме?

– Да, – холодно ответил Сергей, не прекращая работы.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора