Побочные эффекты - Вуди Аллен

Шрифт
Фон

Вуди Аллен - легендарный американский кинорежиссер, писатель, сценарист и продюсер, награжденный четырьмя статуэтками "Оскар", "Золотым львом" Венецианского кинофестиваля, "Пальмовой ветвью пальмовых ветвей" Каннского и другими почетными премиями. В 2005 году профессионалы, работающие в жанре комедии, присудили Аллену третье место среди лучших комиков всех времен. Писать юмористические пьесы и рассказы Аллен начал еще подростком. В одном интервью он признался: "Я всегда говорю, что я стал писать раньше, чем научился читать". В семнадцать он уже сотрудничает с популярными журналами "Нью-Йоркер", "Плейбой", "Эвергрин", сочиняет скетчи, выступает как актер-комик в ночных клубах, пишет пьесы для бродвейских театров.

Классик мирового кино, Аллен продолжает публиковать свои рассказы в лучшем литературном журнале Америки "Нью-Йоркер". Смешные, полные иронии и сарказма, пародий и гротеска, они вышли отдельными книгами: "Сводя счеты", "Побочные эффекты" и "Без перьев". Один из рассказов, "Образ Сиднея Кугельмаса…", отмечен престижной премией "О’Генри".

Рассказы "Обделенные судьбой" и "Огромный шаг для всего человечества" - в переводе Л. Ю. Мотылева; остальные - в переводе О. В. Дормана.

Содержание:

  • Памяти Нудельмана 1

  • Приговоренный 2

  • Обделенные судьбой 3

  • Осторожно, НЛО 5

  • Моя апология 6

  • Образ Сиднея Кугельмаса в романе "Госпожа Бовари" 7

  • Я обращаюсь к выпускникам 10

  • Диета 10

  • История моего безумия 12

  • Города и люди - Путевые заметки 13

  • Наше подлое время 14

  • Огромный шаг для всего человечества 15

  • Пустейший человек 17

  • Вопрос президенту Линкольну 19

  • У Фабрицио. Анализ и резонанс 20

  • Кара 21

  • Записки старого вора 25

  • Примечания 26

Вуди Аллен
Побочные эффекты

Памяти Нудельмана

Прошел уже месяц, а я все не могу поверить, что Сола Нудельмана больше нет. Я был на похоронах и на поминках, принес пастилы по просьбе его сына… Но боль утраты мешала осознать масштабы потери.

Нудельман все время размышлял о своих будущих похоронах и однажды признался: "Знаешь, по мне, конечно, лучше кремация, чем погребение, не говорю уж, чем выходные с миссис Нудельман". Так он и решил: велел себя кремировать, а прах завещал Гейдельбергскому университету, который развеял его по ветру и получил обратно залог за урну.

Как живой стоит он у меня перед глазами. Мятый костюм, серый свитер. Вечно погруженный в размышления, Нудельман частенько надевал пиджак вместе с вешалкой. Как-то раз на церемонии в Принстоне я заговорил с ним об этом. Нудельман улыбнулся: "Что ж, пусть те, кому не по душе мои мысли, считают, что у меня, по крайней мере, широкие плечи". Два дня спустя он встречался со Стравинским и посреди беседы внезапно совершил кувырок через голову. Его ненадолго госпитализировали.

Вообще, понять Нудельмана было нелегко. Его замкнутость часто принимали за равнодушие. Между тем мало кто был так способен к состраданию. Однажды он увидел по телевизору репортаж о чудовищной катастрофе на угольной шахте и не смог закончить вторую порцию мороженого. Кого-то отталкивала молчаливость Нудельмана, а он просто считал речь слишком несовершенным средством общения и предпочитал вести даже самые задушевные разговоры при помощи сигнальных флажков.

Когда из-за разногласий с руководством Нудельмана уволили из Колумбийского университета, он взял выбивалку для ковров, дождался ректора (им был тогда Дуайт Эйзенхауэр) и выбивал до тех пор, пока прославленный генерал не спрятался в магазине игрушек. (Причиной их жестокой публичной ссоры был звонок: один утверждал, что звонок означает конец пары, а другой - что начало.)

Нудельман мечтал о легкой смерти. "Среди своих книг и рукописей, - говорил он. - Как Йохан". (Брат Нудельмана задохнулся под крышкой секретера, пытаясь отыскать словарь рифм.)

Кто мог предположить, что однажды в обеденный перерыв Нудельман остановится посмотреть, как сносят дом, и получит по голове чугунным шаром бульдозера? Удар вызвал сильный шок, и с широкой улыбкой на устах Нудельман скончался. Его последние слова навсегда останутся загадкой. Он прошептал: "Нет, благодарю, у меня уже есть один пингвин".

В последние месяцы Нудельман работал, как обычно, сразу над несколькими вещами. Во-первых, разрабатывал новую этику. В ее основе лежала идея о том, что "добро и справедливость являются безусловными добродетелями, которые можно творить и по телефону". Во-вторых, довел до середины большой труд по семантике, в котором доказывает, что структура предложения имманентна, а воя - благоприобретена (он всегда настаивал на этом). И наконец, еще одна книга о Холокосте. На этот раз с раскрасками. Нудельман неотступно размышлял о природе зла и убедительно доказывал, что источником подлинного зла могут быть только люди по имени Блэки или Пит. Заигрывания самого Нудельмана с национал-социализмом вызвали скандал в академических кругах, несмотря на то что ни специальная гимнастика, ни уроки танца так и не помогли ему освоить гусиный шаг.

Увлечение нацизмом было для Нудельмана всего лишь реакцией на классическую философию - что он и сам не раз пытался объяснить друзьям, а потом неожиданно хватал за нос и восклицал с чуть наигранным восторгом: "Опля, вот и попался!" Прежде чем критиковать его отношение к Гитлеру, следовало бы вникнуть в собственную философию Нудельмана. Он с самого начала отвергал современную онтологию и утверждал, что человек существовал еще до вечности, пускай и с небогатыми возможностями. Он различал бытие и Бытие и считал, что одно из них предпочтительнее, но никогда не мог вспомнить которое. Он полагал, что свобода человека заключается в понимании абсурдности жизни. "Бог молчит, - любил повторять Нудельман. - Как бы еще человека заставить заткнуться".

Подлинное Бытие, утверждал Нудельман, достижимо только по выходным, даже если для этого понадобится взять машину напрокат. Человек, по его мнению, находится не вне, но внутри природы, и единственная возможность постичь свое бытие извне - это притвориться, что тебе все равно, а потом неожиданно перебежать в другой конец комнаты, попытавшись хоть краешком глаза увидеть самого себя.

Применительно к жизни Нудельман использовал выражение Angst Zeit, что можно не вполне точно перевести как "время тревог". Человек, полагал он, есть существо, приговоренное жить "во времени", - где, впрочем, ничего не происходит. После долгих размышлений с присущей ему интеллектуальной честностью философ был вынужден признать, что его не существует, не существует также его друзей, и единственное, что существует в действительности, - это банковский долг Нудельмана в шесть миллионов марок. Так стоит ли удивляться, что национал-социализм с его культом силы очаровал мыслителя, или, по собственному определению, "я заметил, что мне к лицу коричневые рубашки"? Впрочем, когда стало ясно, чем грозит национал-социализм самому Нудельману, он покинул Берлин. Замаскировавшись под куст боярышника, передвигаясь короткими перебежками, он сумел незамеченным пересечь границу.

По всей Европе, где бы ни оказался Нудельман, студенты и интеллектуалы почитали за честь помочь прославленному мыслителю. Чувствуя за спиной жаркое дыхание погони, он все же успел выпустить в свет "Время, смысл и действительность: новый взгляд на проблему небытия" с прелестным приложением "Где перекусить, находясь в бегах". Прочитав этот труд, Хаим Вейцман и Мартин Бубер организовали сбор подписей за разрешение Нудельману эмигрировать в США. К сожалению, в нью-йоркском отеле, который он выбрал, не оказалось свободных мест. Однако гестаповцы могли с минуты на минуту нагрянуть в его пражское убежище, и Нудельман все-таки решился лететь. При регистрации багажа обнаружился перевес. Альберт Эйнштейн, улетавший тем же рейсом, убедил Нудельмана, что если вынуть из ботинок распорки, то можно будет все остальное взять с собой. С тех пор они регулярно переписывались. Однажды Эйнштейн написал Нудельману: "В сущности, мы с вами занимаемся одним и тем же, хотя я до сих пор и не очень понимаю, что вы делаете".

Поселившись в Америке, Нудельман почти постоянно находился в центре общественных дискуссий. Именно в эти годы он опубликовал знаменитое "Небытие: что делать, если это случилось с вами" и классический труд по лингвистической философии "Семантические модели функционирования пустоты", по которому снят фильм "Улетевшие ночью" (он сделал тогда огромные сборы).

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке