Роман "Степан Разин" известного писателя-историка Ивана Наживина посвящен одному из самых крупных и кровавых восстаний против власти в истории России – Крестьянской войне 1670–1671 годов, которую возглавил лихой казачий атаман, чье имя вошло в легенды.
Содержание:
Об авторе 1
Избранная библиография И. Ф. Наживина 1
I. На верху у великого государя 2
II. У себя 4
III. Соколиная потеха 6
IV. У князя Юрия Долгорукого 8
V. Два друга 11
VI. Вольница 13
VII. "Сарынь на кичку!.." 15
VIII. В Царицын 17
IX. Вольнодумцы 19
X. Васькина песня 21
XI. Первые шаги 22
XII. Отец и сын 24
XIII. Кровавый смерч 27
XIV. На радостях 27
XV. Новая челобитная из Царицына 29
XVI. Вещая женка 31
XVII. У Николы-на-Столпах 33
XVIII. Христоименитое тишайшее царство московское 35
XIX. В воровской столице 37
XX. Поход 39
XXI. "за здравие великого государя!" 41
XXII. Новая власть 43
XXIII. На Москву 44
XXIV. В Усолье 46
XXV. Иосель 49
XXVI. Тревога в Москве 51
XXVII. Счастливый день 53
XXVIII. Море крестьянское 54
XXIX. Под Симбирском 57
XXX. Слово Москвы 59
XXXI. Под грозой 61
XXXII. "Глуподерзие и людодерство" 62
XXXIII. В ставке 63
XXXIV. Последняя песня Васьки 66
XXXV. Кто кого!.. 68
XXXVI. Последние ставки 70
XXXVII. Конец Кагальника 72
XXXVIII. В Коломенском 74
XXXIX. Казань 77
XL. Большая правда 79
XLI. Крестный ход 81
Эпилог 83
Примечания 84
Иван Наживин
Степан Разин
©Оформление. ООО "Метропресс", 2012
©ООО "Издательство "Вече", 2012
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()
Об авторе
Популярный в начале прошлого века русский писатель и публицист Иван Федорович Наживин родился в Москве 25 августа (6 сентября н. ст.) 1874 г. в семье разбогатевшего крестьянина-лесопромышленника. В печати его очерки и короткие рассказы начали появляться в начале 1890-х гг. Они реалистично отображали положение низов тогдашнего российского общества. Тематически их можно в какой-то мере сравнить с произведениями раннего М. Горького. Первый сборник рассказов "Родные картинки" И. Наживин опубликовал в 1900 году. Характерные названия носили следующие книги: "Убогая Русь" (1901), "Дешевые люди" (1903). Молодой писатель много странствовал, и это находило отражение в его творчестве. Одна из его ранних книг "Среди могил" имела подзаголовок "Путевые наброски". Показательны в этом отношении и названия многих рассказов: "В степи", "Каменная баба", "В курьерском поезде" и т. п. Самые удачные рассказы Наживина выходили отдельными брошюрками в дешевых изданиях для массового чтения: "Бабушка", "Братья", "Благодетели (Авгуры)", "Великая истина" и пр. В начале XX века писатель находился под сильным влиянием религиозно-философского учения Льва Толстого, причем наиболее консервативных его идей, о чем будет свидетельствовать книга "Моя исповедь" (1912). О великом писателе и мыслителе Наживин напишет несколько работ, самой первой из которых станет книга воспоминаний "Из жизни Л.Н. Толстого" (1911). В следующем году воспоминания будут переизданы; в конце 1920-х гг. в Стокгольме на шведском языке выйдут биографические исследования Наживина о Льве Толстом ("Cor ardens"), их сразу же переведут на финский, а завершит наживинскую толстовиану "Неопалимая купина. Душа Толстого" (1936).
Первую русскую революцию писатель, прочно утвердившийся на монархических позициях, встретил враждебно. О его настроениях того времени, о его отношении к российским событиям (и к их оценке в Европе) свидетельствует роман "Менэ… Тэкел… Фарес" (1907). Писатель на время погружается в религиозно-философские искания. В частности, он интересуется народными религиозными движениями: персидскими бабидами, индийскими сектантами, духоборами (сборник "Голоса народов", 1908). Впрочем, скоро это проходит, и для творчества предвоенных лет характерно философское умиротворение: "Вечерние облака. Книга тихого раздумья" (1916), "Белые голуби принцессы Риты" (1913). Революция 1917 года стала для И. Наживина, как и для многих других русских интеллигентов, рубежом. Он встал на сторону белых, активно участвуя в пропагандистской войне. И. Наживин пишет "письмо" к солдатам, разъясняя им, кто такой был генерал М.В. Алексеев. В Одессе он публикует очерк "Что же нам делать?" (1919), в Ростове – агитационную брошюру "Война деревни с городом. Два письма к рабочим и крестьянам" (1920). В конце 1920 г. Наживин покидает Россию вместе с врангелевской армией. Эмиграция начинается с описания нелегкой судьбы людей, навсегда расставшихся с родиной: "Среди потухших маяков. Из записок беженца" (1922), "Фатум. Беженский роман" (1926), "Прорва. Беженский роман" (1928). Одновременно писатель спешит зафиксировать свои личные переживания времен революции и Гражданской войны, а также предшествующих лет: "Записки о революции" (1921), "Перед катастрофой. Рассказы" (1922), "Накануне. Из моих записок" (1923). Символично название немецкого перевода одной из наживинских книг с революционной тематикой: "Красный смех" ("Das rote Lachen"). Безусловное первенство здесь надо отдать трехтомному роману "Распутин" (1923), в котором автор возлагает вину за создание революционной ситуации в России, а также за саму революцию на бездарного правителя Николая II и его придворную камарилью. Та же мысль положена в основу более позднего романа "Собачья республика" (1935).
Со второй половины 1920-х годов Наживин переходит к созданию исторических романов. Пишет он много, ориентируется главным образом на русского читателя-эмигранта, сюжеты берет из разных эпох: "Евангелие от Фомы", "Иудей", "Остров блаженных: Евангелист", "Софисты. Роман-хроника из жизни Греции V в. до Р.Х.", "Лилии Антиноя", "Степан Разин" ("Казаки"), "Бес, творящий мечту. Роман из времен Батыя", "Мужики", "Поцелуй королевы" и т. д. Наживина охотно издают эмигрантские издательства Вены, Берлина, Парижа, Тяньцзиня, Нови-Сада. Объем собрания его сочинений превышает сорок томов. А на родине в то время писатель прочно забыт. Только в конце XX века его книги снова появляются на прилавках наших магазинов: "Распутин" (1995), "Казаки" (1997), "Во дни Пушкина" (1999). Между тем творчество Ивана Федоровича Наживина достойно если не любви и почитания, то хотя бы куда более подробного знакомства. Умер писатель вдали от родимой земли: в Брюсселе 5 апреля 1940 года.
Анатолий Москвин
Избранная библиография И. Ф. Наживина
"Распутин" (1923)
"Степан Разин" ("Казаки") (1928)
"Глаголют стяги" (1929)
"Во дни Пушкина" (1930–1932)
"Иудей" (1933)
"Евангелие от Фомы" (1933)
"Расцветший в ночи лотос. Роман из времен Моисея", (1935)
"Милыя тени: лебединая песнь о женщине и любви" (1938)
Памяти моей матери, крепостной крестьянки, и моего отца, государственного крестьянина Владимирской губернии благодарно посвящаю.