Лукин Евгений Юрьевич - Нон фикшн

Шрифт
Фон

В состав сборника вошли следующие произведения:

"В защиту логики";

"Взгляд со второй полки";

"Враньё, ведущее к правде";

"Все на зачистку родной речи!";

"Затворите мне темницу";

"История одной подделки";

"Как отмазывали ворону";

"Кризис номер два";

"Людка";

"Манифест партии национал-лингвистов";

"Нехай клевещут";

"О рычагах воздействия и чистоте речи";

"Про Штерна";

"Разборка с Маркионовым";

"С приветом из 80-х!";

"Сравнительное естествознание";

"Типа неопределенный артикль";

"Читая Соловьева".

Содержание:

  • В защиту логики - Заметки национал-лингвиста 1

  • Взгляд со второй полки 3

  • Враньё, ведущее к правде 4

  • Все на зачистку родной речи! 9

  • Затворите мне темницу - Вполне цензурные соображения 9

  • История одной подделки, - или - Подделка одной истории 12

  • Как отмазывали ворону - Опыт криптолитературоведения 14

  • Кризис номер два 15

  • Людка 17

  • Манифест партии национал-лингвистов 18

  • Нехай клевещут 19

  • О рычагах воздействия и чистоте речи - Заметки национал-лингвиста 20

  • Про Штерна 21

  • Разборка с Маркионовым 23

  • С приветом из 80-х! 26

  • Сравнительное естествознание - Заметки национал-лингвиста 28

  • Типа неопределенный артикль - Заметки национал-лингвиста 29

  • Читая Соловьева 30

Евгений Лукин
Статьи. Эссе

В защиту логики
Заметки национал-лингвиста

Памяти Зенона из Элеи

В пятом веке до Рождества Христова философ Зенон Элейский предложил вниманию древнегреческой общественности несколько апорий (логических затруднений), из коих следовало, что движение теоретически невозможно. За истекшие с тех пор два с половиной тысячелетия лучшими умами человечества было предпринято бесчисленное количество попыток прекратить издевательство над людьми и выявить неправильность построений Зенона. С одной задачкой удалось справиться довольно быстро. Осталось четыре.

Думаю, не будет ошибкой сказать, что апории пробовал опровергнуть каждый узнавший об их существовании. Счастливым исключением являются люди, напрочь лишённые способности к логическому мышлению: отмахнутся и забудут. Прочим – хуже. Простота и наглядность "Ахиллеса и черепахи" временами доводит их до исступления. Мало того, что апории оскорбляют человеческое достоинство, – они распространяются подобно компьютерному вирусу. Бедолага, обиженный черепахой, обязательно предложит эту головоломку друзьям, а то, согласитесь, как-то неловко получается.

Апории Зенона изложимы на любом человеческом языке. Наречия, в котором античный герой догнал бы и перегнал рептилию, судя по всему, пока ещё не обнаружено. Данную задачку можно легко растолковать на пальцах – настолько она проста.

В Интернете апориям посвящены целые сайты и форумы! Опровергают с пеной у рта. До сих пор. Физически, релятивистски, с формулами, с математическими выкладками, напрочь забывая о том, что, коль скоро аргументы Зенона понятны четырёхлетнему ребёнку, то и опровержение их должно быть столь же внятно и членораздельно.

Сам, знаете, грешен. По молодости лет пытался догнать черепаху всерьёз, потом стал над собой подтрунивать. Но и над Зеноном тоже. Скажем, так:

"Допустим, что за пятнадцать минут Ахиллесова бега черепаха проползает всего одну минуту времени…"

"Пока Ахиллес достигнет точки, в которой находилась черепаха, время успеет настичь его бесчисленное множество раз".

"На самом деле Ахиллес гонится не за черепахой, а за упущенным временем".

В последней фразе ирония плавно перетекает в истерику, не находите?

Но и лучшие умы человечества тоже, знаете ли, хороши!

Возражения Аристотеля кратки и небрежны. Брезгливы, как показалось Борхесу. Менее склонный к трепету перед авторитетом Пьер Бейль высказывался куда жёстче: "Ответ Аристотеля жалок: он говорит, что фут материи бесконечен лишь потенциально…". Действительно, такое впечатление, будто Стагирит просто-напросто отмахнулся от проблемы. Его спросили, догонит ли Ахиллес черепаху, а он принялся растолковывать, почему нельзя шинковать отрезок до бесконечности. Обычная адвокатская увёртка – ответ не по существу вопроса. Иначе, сами понимаете, пришлось бы ухлопать на опровержение апорий всю жизнь, так ничего в итоге и не опровергнув.

Что касается возражений, выходящих за рамки логики, то их и возражениями-то назвать трудно. Так, знаменитый променад Диогена перед одним из учеников Зенона был явно избыточен, поскольку противник киника, отстаивая невозможность движения, и сам наверняка открывал рот, шевелил языком, даже, возможно, жестикулировал.

Как тут не вспомнить знаменитую в своё время пародию Дмитрия Минаева на барона Розенгейма, не иначе навеянную Пушкинским "Движением":

Если в жизни застой обличитель найдёт,
Ты на месте минуты не стой,
Но пройдися по комнате взад и вперёд
И спроси его: где же застой?

Я, кстати, не убеждён в том, что сам Зенон, как пишет о нём тот же Пьер Бейль, "горячо выступал против существования движения". Прежде всего в этом заставляет усомниться бурная биография философа. Пытаться свергнуть тирана, выдержать пытку, прикинуться, будто согласен сообщить по секрету имена сообщников, в результате откусить узурпатору ухо – и всё это как бы пребывая в неподвижности? Конечно, теория часто расходится с практикой, но не до такой же степени! Кроме того, по свидетельству античного автора, Зенон учил, что "природа всего сущего произошла из тёплого, холодного, сухого и влажного, превращающихся друг в друга". Недвижное превращение? Тоже, знаете ли, неувязочка…

Ах, если бы он и впрямь всего-навсего утверждал, что движения нет! К сожалению, Зенон Элеат доказал кое-что похуже: логика и здравый смысл – несовместимы. Наш главный инструмент познания, которым мы так гордимся, ни к чёрту не годен. Или, может быть, годен, но для другого мироздания.

Мышленья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой не понял – стал пред ним ходить.

Две с половиной тысячи лет истекло, а Ахиллес всё никак не догонит черепаху…

Если враг не сдаётся и не уничтожается, к нему начинают подлизываться. И вот уже читаем в словаре следующий комплимент: "обнаруживающие необъяснимую для того времени диалектическую противоречивость движения". Это про них – про апории Зенона.

Даже Владимир Ильич Ленин – при его-то вере в мощь человеческого разума – вынужден был признать: "Вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий".

Действительно, как?

Громоздят философы термин на термин, один другого краше да заумнее, а Ахиллес всё бежит, бежит…

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке