Огонь - Анатолий Кузнецов страница 6.

Шрифт
Фон

Спецподземшахтострой

И ещё и ещё, всё такие же слова-монстры, которые неизвестно каким чудом терпит русский язык, и сами эти коллективы людей, наверное, умеющих работать хорошо, строить чудеса, наверное, и остроумных, и весёлых, и грустных, и любящих, и озабоченных, и вдохновенных - и называющих себя "спецподземшахтостроевцами"… И ещё некие слова встречались в приказах на каждом шагу: "субподрядные организации", - от них щека Павла сама дёрнулась, словно от зубной боли.

Направившись было, как положено, в дирекцию, Павел заметил вдруг на одной из дверей броскую вывеску: "ПОСТ СОДЕЙСТВИЯ СТРОЙКЕ ДОМНЫ (ПССД)". Не долго думая, он постучал и вошёл.

Сперва ему показалось, что он попал в кладовую. Есть такие кладовые, где хранятся плакаты, транспаранты и разные декорации к демонстрациям и вообще на все случаи жизни. Довольно просторная комната была завалена чуть не до потолка такими декорациями, хаотично разбросанными листами фанеры, рулонами бумаги, кистями и красками, кипами плакатов печатных и рисованных от руки, некоторые из которых можно было прочесть: "ТРУДИСЬ С ОГОНЬКОМ", "НЕ ДОПУСТИМ СРЫВА ГРАФИКА РАБОТ ПО МОНТАЖУ КОНСТРУКЦИЙ ЛИТЕЙНОГО ДВОРА!", "ЦЕНТРОЭЛЕКТРОМОНТАЖНИКИ! ВАША ЗАДАЧА - КАЧЕСТВЕННО УЛОЖИТЬ 28-КМ КАБЕЛЯ И УСТАНОВИТЬ 5500 СВЕТОТОЧЕК! БОРИТЕСЬ ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ!"

Запах клея и краски в этом помещении въедался в нос. У окна стоял залитый чернилами и красками стол с двумя телефонами на нём, и, отодвинув обрезки бумаг, двое молчаливых людей играли в шахматы - настолько углублённо, что даже не подняли голов.

Один игрок был худой, с длинным красным носом, похожим на клюв, одет в крайне запачканный синий халат. Другой игрок был, наоборот, полный, цветущий, с кудрявыми золотистыми волосами, в чистом костюме, при галстуке и белом воротничке.

Видя, что создавшийся на доске эндшпиль не обещает скорого окончания, Павел размахнулся и крепко хлопнул ладонью меж лопаток шахматиста, что был полнее. Тот возмущённо вскинулся, уставился на Павла и восторженно закричал, так мило, так забыто-знакомо картавя, когда волнуется:

- Ба-ба-ба, Павка, бгатец ты мой догогой! Глазам не вегю! А я ведь за тобой сколько лет следил!

- Что ты тут делаешь? - спросил Павел, когда прошла волна первых восторгов и восклицаний.

- Как что? Пгивет! Я тут начальник поста - член завкома, ведаю соревнованием и наглядной агитацией.

- Ты?!

- Да, я.

- Ну, даёшь!

- А что? Это наш пост, это, знакомься, художник. Работа кипит! - хохоча, сказал Славка, смахивая шахматы и складывая фигурки в коробку с поспешностью, которая заставляла подозревать, что его собственная позиция в данной партии не была выигрышной.

Ярослав Селезнёв здорово раздобрел, как-то выхолился и округлился, но энергия в нём оставалась прежняя, так и била ключом.

- Да-да-да! - восторженно закричал он. - Это же великолепно, я два года этого жду! Очерк в центральную печать - слава на весь мир! Всё, ты в моих руках! Не смей ни с кем больше общаться! Я лично ввожу тебя в курс дела, как самый главный ге-не-гал! А это наш художник, да познакомьтесь же!

Унылый художник, печально глядя мимо лица Павла, вяло подал потную и липкую от красок ладонь, затем он отвернулся, перекладывая картоны, и в дальнейшем участия не принимал.

- Всё понятно, нужен общий обзор, - бодро сказал Славка. - Считай, что бог на свете есть, он меня тебе послал - и лучше выдумать не мог! Спешим! Время дорого! Идём, я покажу тебе чудеса тгу-дово-го ге-го-изма!

Он быстро облачился в толстое пальто с меховым воротником, нахлобучил огромную мохнатую шапку, кивнул художнику:

- Ну, работай! На звонки отвечай: я на домне, вернусь к началу заседания. Ах, мой до-ро-гой, ах, мой молодец ты, что приехал!

В приливе чувств Славка горячо и нежно обнял Павла, отстранил от себя, полюбовался и снова обнял, отчего Павлу стало, хочешь не хочешь, приятно, он подумал, что это и в самом деле отлично получилось, что Слава Селезнёв первый встретился ему.

Действительно - послало небо!

Если уже на некотором расстоянии завод производил оглушающее впечатление, то на его территории Слава и Павел как бы совсем потерялись и перестали слышать собственные голоса.

Вокруг нестерпимо лязгало и грохотало, и где-то вырывался пар с таким свистом, что звенело в ушах. Слава потянул Павла, толкнул, они едва успели отскочить от паровоза, который провёз два внушительных ковша на платформах, вероятно, с металлом, потому что от них так и пахнуло жаром.

Домна нависла над их головами так, как, наверное, бочка нависает над ползающим у её подножия муравьём.

Вокруг было сплошное столпотворение металлических конструкций, чёрных, поражающих циклопическими размерами, и этот грохот, грохот, дрожание земли…

Пытаясь перекричать грохот, Слава Селезнёв, надрывая голос, принялся добросовестно исполнять обязанности гида:

- Те две доменки - пустяк, уже старьё. Эта будет величайшей в мире, к сожалению, недолго, потому что у нас же, в СССР, заканчивается стройка сразу трёх ещё бульших! Записывай: в сутки в неё будет загружаться десять эшелонов. В месяц даст столько металла, что можно построить три таких комплекса. Ты это обязательно отрази! Пиши, пиши! Люди - гиганты. Отрази! При закладке фундамента был поставлен мировой рекорд: вместо семидесяти двух часов забетонировали за пятьдесят!

Он вёл Павла напрямик, через рельсы, кучи балок, бетонных блоков. Павел посапывал и, размахивая руками, только и глядел, как бы куда не загреметь.

Обошли домну и оказались среди нескончаемых лент транспортёров, которые шли и так и этак, ныряли друг под друга. Целое царство транспортёров, впрочем, неподвижных пока.

- Бункерная эстакада! - гордо показал Слава. - Смонтирована в самый трескучий мороз. Ветер свищет, руки к металлу примерзают, а ребята дают - с огоньком!… Я пришёл, хочу "молнию" повесить: невозможно повесить, поверишь, ветер рвёт. К чему привесить? Поплевал, прижал к металлу - моментально примёрзла, висит! Вот так-то!

Они прошли гигантский наклонный тоннель, четырёхугольный, с окошками, по которому вверх, в немыслимую даль уходили неподвижные ленты транспортёров. Спустились в какие-то катакомбы и оказались в тёплом каменном помещении.

У железной печки, раскалённой докрасна, сидели человек десять рабочих в ватниках, шапках-ушанках. Сосредоточенно обедали, постелив газеты на земляном полу.

- Здорово, орлы! - воскликнул Слава, делая рукой общий привет. - Вот это и есть они, эти ге-ро-и! Как оно ра-ботается?

- Помаленьку, - добродушно ответил самый пожилой, по всей видимости, бригадир. - Летят рукавицы, Ярослав Пахомович, - беда.

- Видал? - повернулся к Павлу Славка. - Во, руки рабочие - рукавицы так и горят! На сколько выполняем, дядь Федь?

- Двести в общем…

- Орлы! Орлы! Слышишь, Паш, двести процентов, записать и отразить! Значит, скоро пустим, дядь Федь?

- Да вроде бы… говорят: вот-вот, - осторожно сказал бригадир, стреляя глазом на Павла: мол, что оно, важная ли шишка, или так болтается, бродят тут…- Нам бы, главное, рукавицы, Ярослав Пахомович!

- Дядь Федь, - сделал Славка жалобное лицо. - мы обращались к администрации - они сказали, что вы выбрали всё, что положено, и боле того. Есть же стандартные нормы.

- А я не знаю! - вдруг злобно сказал бригадир. - Али рукавицы гнилые, али стандарты - липа. Я требоваю!

- Ну, знаете! - вдруг, тоже вмиг рассвирепев, заорал Славка. - Эту пластинку я уже сто лет слышу! Сказано, нет! И не положено!

- А работать как?

- Аккуратней надо! И вообще - перемените пластинку!

Наступило молчание. Раздался осторожный стук: кто-то лупил яичко. Славка оглядел голые кирпичные стены, и вдруг глаза его панически округлились, как если бы он увидел привидение, хотя красные стены с застывшим в щелях раствором были совсем пусты.

-А стенгазета где? - хрипло спросил Славка.

Все тоже удивленно уставились на стену.

- Вон, - радостно закричал кто-то. - Завалилась!

Полезли за кучу деталей, вытащили упавший за неё добротно сколоченный щит на фанерной раме.

- Тьфу ты, костыль выпал!

- Подай молоток!

- Придержи! Нажми! Колоти! Теперь не упадёт… Хар-рош!

Дружно-весело они примонтировали щит к стене, как если 6ы ставили стальной бандаж.

Стенгазета представляла собой дивный образец декоративно-фанерного искусства: лобзиком выпиленные и наклеенные аппликацией трубы, гидростанции, знамена, комбайны, роскошный, в золотой пудре, заголовок "За коммунистический монтаж" - всё это заняло две трети щита, а пониже, разделённые планками, были наклеены четыре куцых полоски заметок. Первая называлась "Пустим бункерную эстакаду к 15 января", а на последнюю материала не хватило, и там был изображён тёмно-синий почтовый ящик.

- Устарело, - вздохнул Слава. - Уж и двадцатое прошло, а не пустили…

- Ну, это к Новому году выпускали!

- Вот-вот, я и говорю, что новую надо, пора!

Все промолчали. При виде столь красивой стенгазеты Слава забыл свой гнев, пошутил о том, о сём, тронул Павла за рукав:

- Ну, мы пошли! Новых вам подвигов! Работайте! Работайте!

- А теперь навестим Федьку Иванова! - кричал Слава, ведя Павла по немыслимым трапам среди железных стен и шипящих труб; они ползали тут, как мухи, и, останься Павел один, он бы, пожалуй, и выхода сразу не нашёл.

- Он на заводе? - закричал Павел, чувствуя лёгкий толчок удовлетворения, что "предсказание" насчёт Иванова сбылось.

- Ага, обер-мастер доменного цеха! Держи карман!

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора