В поисках души нетленной. Фрагменты работ - Мать страница 2.

Шрифт
Фон

Шри Ауробиндо

Психическое – это то, что исходит непосредственно от Божественного и находится в контакте с ним. По своей природе оно несет в себе возможности Божественного, поддерживая проявления низшей триады – разума, жизни и тела. Божественный элемент присутствует во всех живых существах, но скрывается за обыденным сознанием, изначально он находится в неразвитом состоянии, но и по достижении определенной степени развития редко играет лидирующую роль. Психическое проявляет себя в той мере, в какой ему это позволяют несовершенство внешнего инструментария и его ограничения. Его сознание растет в результате накопления Божественного опыта, всякий раз набирая силу, когда в нас проявляется какое-либо внутреннее движение высшего порядка. В конечном счете благодаря этому процессу приобретения Божественного опыта развивается психическая индивидуальность, то, что мы обычно называем психическим существом. Психическое существо всегда является истинной, хотя зачастую и скрытой причиной нашего обращения к духовной жизни, оказывая нам неоценимую помощь на этом пути. Поэтому в йоге мы должны стремиться к тому, чтобы раскрыть его и вывести из скрытого состояния на первый план.

Слово "душа", так же, как и слово "психическое", в английском языке не имеет четко определенного значения и употребляется в различных смыслах. Чаще всего в обычной разговорной речи нет ясного разграничения смысла между словами "разум" и "душа", и возникает еще большая путаница, когда термины "душа" и "психическое" применяются для обозначения витального существа – ложной души, или души-желания, – а не истинной души, психического существа. Психическое существо – это не разум и не витальность, но оно стоит и за тем и за другим. Его центральное местонахождение – в сердце, точнее, не в самом сердце, а за ним. То, что люди называют обычно сердцем – это место зарождения эмоций, а человеческие эмоции – это смесь ментальных и витальных импульсов, не имеющих обычно ничего общего с психическим. Эта самая сокровенная сила и есть истинная душа, психическое существо, отличное от разума, жизни и тела. Психическое существо, однако, может воздействовать на ментальное, витальное и физическое существа человека, оказывая очищающее влияние на мыслительную активность, восприятия и эмоции (которые в таком случае приобретают характер психического чувства), на ощущения, действия и на все остальное, что есть в человеке, подготавливая человеческую природу к воплощению и проявлению природы Божественной. В индийской терминологии психическое существо можно охарактеризовать как Пурушу, находящегося в сердце Чайтья Пуруши , но в этом случае имеется в виду внутреннее, скрытое сердце, hṛdaye guhāyām , а не внешний витально-эмоциональный центр.

Шри Ауробиндо

Обычно все самые сокровенные и аномальные психологические опыты называются психическими. Я использую слово "психическое" для обозначения души в отличие от разума и жизни. В таком случае все внутренние движения и опыты души будут называться психическими, то есть непосредственно затрагивающими или возникающими из психического существа; если же во внутреннем опыте преобладают ментальные и витальные элементы, то он будет называться психологическим (поверхностным или оккультным).

Шри Ауробиндо

Слово "душа" имеет различные значения в зависимости от контекста; с одной стороны, оно может употребляться для обозначения Пуруши, поддерживающего деятельность Пракрити, которую мы называем бытием, хотя правильнее было бы сказать – не "бытие", а "становление"; с другой – оно может означать собственно "психическое существо" в таком эволюционирующем создании, как человек; "душа" может означать искру Божественного, заброшенную в Материю нисходящим в материальный мир Божеством, поддерживающим здесь все эволюционирующие формы. Психического нет и не может быть в существе, которое не эволюционирует, как, например, Асура; не может быть также психического существа и у бога, так как оно ему не нужно для его существования. Но у бога есть Пуруша и Пракрити, или Энергия природы этого Пуруши. Если какое-либо существо из других миров захочет развиваться, эволюционировать, то оно должно спуститься на землю и воплотиться в человеческом теле, приняв участие в общем эволюционном процессе. Именно поэтому витальные существа не хотят этого делать и пытаются вселиться в живых людей, чтобы насладиться материальными прелестями физической жизни, не принимая на себя бремя эволюции и не участвуя в процессе трансформации, которым завершается эволюционный цикл.

Шри Ауробиндо

Что же конкретно представляет собой душа или психическое существо? И что подразумевается под эволюцией психического существа? Какое отношение оно имеет к Всевышнему?

Душа и психическое существо – это не совсем одно и то же, хотя сущность у них одна.

Душа – есть божественная искра, помещенная в сердце каждого существа; она идентична своему Божественному Источнику; в человеке душа – его божественная составляющая.

Психическое существо постепенно формируется вокруг этого божественного центра, души, в процессе земной эволюции, в ходе многочисленных воплощений до тех пор, пока полностью созревшее и пробужденное психическое существо не превратится в сознательную оболочку души.

Таким образом, отождествляясь с Божественным, психическое существо становится Его совершенным инструментом в этом мире.

Мать

Существуют ли в человеке душа и психическое существо вместе, или психическое исчерпывает и заключает в себе душу?

Душа – это извечная сущность, центр психического. Душа, фактически, есть божественная искра, облаченная последовательно во множество оболочек, состояний бытия, по мере возрастания их плотности до самой грубой материальной формы; душа находится внутри тела, в солнечном сплетении. Все состояния бытия развиваются по восходящей линии, совершенствуются и индивидуализируются в процессе множества воплощений в земных жизнях, образуя психическое существо. Когда психическое полностью сформировано, оно начинает сознательно воспринимать душу и способно выражать и проявлять ее совершенным образом.

Мать

Душа и психическое – это одно и то же?

Это зависит от того, какой смысл вы вкладываете в эти слова. В большинстве религий и, наверное, в большинстве философских систем душой называют витальное существо. При этом говорят: "душа покидает тело", в то время, как витальное существо, а не душа покидает тело. Говорят еще так: "спасение души", "злые души", "очищение души"…, но все это применимо лишь к витальному существу, так как психическое существо не нуждается в том, чтобы его спасали! Оно не имеет никакого отношения к недостаткам внешней стороны человеческой личности и свободно от каких бы то ни было реакций.

Мать

Следует по сути различать душу и психическое существо. Все и вся имеет душу – искру Божественного – и ничто не может существовать без нее. Но вполне возможно существование витального и физического существ без явно выраженного и развитого психического существа. Поэтому не следует делать обобщений такого рода, будто дикарь лишен души или что душа отсутствует в ком бы то ни было.

Внутреннее существо включает в себя внутреннее ментальное, внутреннее витальное и внутреннее физическое существо, но это не психическое существо. Психическое – это нечто глубоко скрытое и в корне отличное от всего этого. Слово "психическое" действительно употребляется в английском языке для обозначения чего-то более глубоко скрытого по отношению к внешнему разуму, жизни и телу и отличного от них, чего-то оккультного или сверхфизического, но такое значение слова "психическое" вносит путаницу, поэтому оно совершенно не годится, когда речь идет о йоге. В разговорном языке мы иногда употребляем слово "психическое" в самом широком смысле или, например, в поэзии, когда для нас не важен точный интеллектуальный смысл. Иногда же мы можем говорить о душе, имея в виду нечто внешнее по отношению к настоящему психическому. Психическое существо скрыто за поверхностными движениями ментального, витального и физического существ и выражает себя как только может, всеми доступными ему средствами через внешний человеческий инструментарий, находящийся под воздействием внешних сил, но отнюдь не под влиянием психического существа. Но это не означает, что наружные инструменты целиком и полностью изолированы от души. Душа находится в теле так же, как разум или витальность, но здесь речь идет не столько о грубом физическом теле, сколько о тонком физическом. После смерти грубого физического тела витальная и ментальная оболочки тела продолжают еще некоторое время существовать и функционировать в качестве рабочего инструмента души, пока сами, в свою очередь, не распадутся и не растворятся.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке