Аскетические опыты. Том 1 - Святитель Игнатий Брянчанинов

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Аскетические опыты. Том 1 файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Первый том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) раскрывает читателю живой опыт подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и нравственного Предания Православной Церкви. Святитель последовательно излагает учение святых отцов: о вере, молитве, евангельских заповедях и блаженствах, покаянии, смирении, борьбе со страстями и пр., "примененное к требованиям современности".

Слово назидания великого сына Русской Церкви оказывает благотворное влияние на всех, кто ищет спасения и стремится к христианскому совершенству.

Печатается по изд.: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты // Соч.: 2 изд. Т. 1. СПб., 1886.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Содержание:

  • ПРЕДИСЛОВИЕ 1

  • АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ 1

  • О последовании Господу нашему Иисусу Христу 1

  • О покаянии 4

  • Видение Христа 5

  • О чтении Евангелия 6

  • О чтении святых отцов 7

  • Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение 7

  • Истина и Дух 8

  • О любви к ближнему 9

  • О любви к Богу 10

  • О посте 11

  • О молитве Статья I 12

  • О молитве. Статья II 15

  • Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями 18

  • Дневной Апостол 19

  • Размышление о вере 20

  • Сад во время зимы 20

  • Древо зимою пред окнами келлии 20

  • Дума на берегу моря 21

  • Молитва преследуемого человеками 21

  • Кладбище 21

  • Голос из вечности (Дума на могиле) 21

  • Учение о плаче преподобного Пимена Великого 22

  • О слезах 22

  • О молитве Иисусовой Отдел I 25

  • О молитве Иисусовой Отдел II 31

  • О молитве Иисусовой Отдел III 37

  • Чин внимания себе для живущего посреди мира 47

  • Молящийся ум взыскует соединения с сердцем 48

  • О смирении (Разговор между старцем и учеником его) 48

  • О терпении 52

  • О чистоте 55

  • Слово утешения к скорбящим инокам 59

  • Крест свой и Крест Христов 60

  • Роса 61

  • Житейское море 61

  • Совесть 63

  • О рассеянной и внимательной жизни 63

  • О навыках 64

  • Размышление о смерти 65

  • Слава Богу! 66

  • Сети миродержца 68

  • Песнь под сению Креста (Заимствовано из 15-й главы Исхода) 69

  • Размышление при захождении солнца 69

  • Фарисей 71

  • Посещение Валаамского монастыря 74

  • О монашестве 80

  • Вера и дела 90

  • О евангельских заповедях 92

  • О евангельских блаженствах 94

  • Отношение христианина к страстям его 95

  • О истинном и ложном смиренномудрии 97

  • Чаша Христова 99

  • Плач мой 100

  • Примечания 105

Игнатий (Брянчанинов), святитель
Избранные творения. Аскетические опыты: В 2 т. Том I

ПРЕДИСЛОВИЕ

Читатель, знакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию "Опытах" изложено учение святых отцов о науке из наук , о монашестве, – учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне, замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими отцами, монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль "Опытов" на всем их пространстве.

Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита . Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых, по той, что многие статьи распространились в рукописях с большими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага, – по согляданию монашеской жизни, какою она является в Святом Предании Православной Восточной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.

Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв о убогой душе моей.

Епископ Игнатий

1865 год

АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ

О последовании Господу нашему Иисусу Христу

Аще кто мне служит, Мне да последствует , сказал Господь. Каждый христианин, обетами, произнесенными при Святом Крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин.

Назвав Себя Пастырем овец, Господь сказал, что овцы глас этого Пастыря слышат, и овцы по Нем идут, яко видят глас Его''. Глас Христов – учение Его; глас Христов – Евангелие; шествие вослед Христа по пути земного странствования – деятельность, всецело направленная по заповедям Его.

Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие, и возможешь жизнию твоею последовать Христу.

Кто, родившись по плоти, внидет в паки бытие при посредстве Святого Крещения, и сохранит состояние, доставляемое Крещением, при посредстве жительства по Евангелию: тот спасется. Он внидет в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, и изыдет из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную пажить обрящет .

Кто Мне служит, Мне да последствует: и ид еже есмь Аз, ту и слуга Мой будет. И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой . Где находился Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала. Слово бе у Бога и в Боге. Это Слово возвестило о себе: во мне Отец, и Аз в Нем . Туда достигает и последователь Христов: иже исповестъ устами, сердцем и делами, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, а Той в Бозе .

Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой: побеждающему мир и грех, последующему Мне в земной жизни, дам в Вечной Жизни сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и сидох со Отцем Моим на престоле Его .

Отречение от мира предшествует последованию за Христом. Второе не имеет места в душе, если не совершится в ней предварительно первое. Иже хощет, сказал Господь, по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю . Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И иже не носит креста своего, и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик .

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге