- Меня также всегда поражало то, что Старец безгранично уважал свободу человека. Он никого ни к чему не принуждал, не собирал себе поклонников, которые бы постоянно его окружали. Отец Порфирий к любому относился как к личности, как бы низко человек ни пал. Он чувствовал, что он тоже один из грешников, и не отделял себя от них. Поэтому всех, кто к нему приходил, он окружал искренней любовью, никого не отчитывал, не делал замечаний, никогда не держался с высокомерием. Даже тех, кто часто любил с ним поспорить, он принимал с безграничной любовью и по–дружески пытался им помочь.
- Особое внимание я обратил на медицинские познания отца Порфирия. Когда он был настоятелем храма при центральной поликлинике Афин, некоторые врачи, сталкиваясь с тяжелыми случаями, приглашали его в кабинет, и он ставил точный медицинский диагноз, при этом говоря правильным медицинским языком, что приводило в изумление весь больничный персонал.
Но не будем удивляться, потому что святой Старец жил в ином мире и по данной ему благодати находился в непрерывном Богообщении. Уже здесь он по благодати Божией победил тление, и его наставником был Сам Бог.
Свою книгу я хотел бы предварить следующими комментариями:
- В ней мы не найдем ответов абсолютно на все наши вопросы и решения для всех наших проблем. Но мы можем, читая ее, проникнуться православным духовным мировоззрением, в котором сможем открыть для себя Бога и человека.
- Многие из советов Старца носят очень личный характер и поэтому для нас могут быть неприемлемы. Его наставления всегда учитывали физическое состояние, общественное и семейное положение, духовный уровень того, к кому была обращена его любовь.
- Когда нам будут непонятны, возможно, в силу нашего духовного несовершенства, некоторые советы отца Порфирия, не стоит этим смущаться. Возможно, мы поймем их со временем, или же можно спросить разъяснений у более духовно опытного человека. Самое главное - имейте доброе расположение, будьте открыты к тому, чтобы воспринять дух наставлений Старца.
- Отец Порфирий часто учил нас просто своим примером. Воодушевляясь молитвой, любовью и примером Старца, мы сможем разрешить мучившие нас на протяжении многих лет проблемы.
- Если нас что‑то интересует конкретно, то можно, не читая всю книгу, найти нужное нам место по оглавлению.
Молитвы отца Порфирия да пребудут с нами, чтобы поддерживать нас и руководствовать на пути к Богу.
24.1.2002
КХр. К.
Использованная литература
Монах Агапнй. Божественный огонь, зажженный в моем сердце Старцем Порфирием. Афины, 2000. 132 с.
Яннщнциотн К. Рядом со Старцем Порфирием. Афины, 1995. 335 с.
Иоаннидн К. Патерик XX века. Афины, 2002. Иеромонах Дамаскнн. Угодник Божий возлюблен будет от Него. Афины, 1995.
Иоанннди К. Старец Порфирий. Афины, 1993.
Калиацу А. Отец Порфирий. Афины, 2000.
Крусталакп Г. Старец Порфирий. Афины, 2001. Старец Порфирий. Афины, 2000.
Тзавра А. С. Воспоминания о Старце Порфирии. Афины, 2001.
Иеромонах Хрнстподул, святпогорец. Избранный сосуд. Святая Гора, 1996.
Различные периодические издания и публикации.
Любовь христова
"Христос - это все".
Итак, жизнь без Христа - это не жизнь. Нет ее, она окончена. Если не видишь Христа во всех своих действиях и помыслах - ты чужд Христа.
Как ты это понял?
Я помню одну песенку:
Со Христом везде,
Страха же нет нигде.
Вам ее не приходилось слышать? А? Это детская песенка, как она мне запомнилась.
Так мы действительно и должны смотреть на Христа. Он - наш друг, Он - наш брат, Он - самое лучшее и прекрасное из того, что есть. Он - это все. Как друг, Он обращается к нам и говорит: "Вы же Мои друзья. Неужели вы этого не понимаете? Мы - братья и сестры. Я же не… У Меня в руках нет ключей от бездн адских, Я вас не запугиваю, но Я вас люблю. И хочу, чтобы вы вместе со Мной радовались жизни". Понимаете?
Вот что такое Христос. И здесь нет места угрюмости, унынию, замкнутости на самом себе, когда человек погружен и терзается всевозможными помыслами, страдая от ран, полученных им на его жизненном пути.
Христос - это новая жизнь. Христос - это все.
Он - радость, Он - жизнь, Он - свет, свет истинный , который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит все, видит всех, болеет за всех, хочет, чтобы все были вместе с ним, и все - рядом со Христом.
Когда мы находим какую‑либо вещь или сокровище, то не желаем нигде говорить об этом. Но христианин, когда обретет Христа, когда познает Его, когда Христос войдет в его душу и он ощутит Его, желает говорить и кричать об этом повсюду. Он желает говорить о Христе, о том, что такое Христос. Возлюбите Христа и ничто не предпочтите Его любви. Христос - это все, это источник жизни, предел желаний, это - все. Во Христе есть все, все самое прекрасное.
Далеко отстоят от Христа скорби, уныние, нервозность, переживания, воспоминания о жизненных травмах, бранях и страданиях. Все это бывает в нашей жизни. Мы торопимся туда, бежим сюда, но все напрасно, и мы нигде не можем остановиться. Но где мы обретем Христа, пусть это будет даже пещера, там мы остаемся и боимся уйти, чтобы не потерять Его. Читайте, и вы все узнаете. Подвижники, которые познали Христа, не желали оставлять своих пещер, не желали идти в мир на дело проповеди, они хотели остаться там, где ощутили соприсутствующего им Христа.
Христос - это все.
Христос - это источник жизни, радости. Это - все. А как тебе кажется, Никое?
- То, что Вы сказали, Геронда, - золотые слова, и это реальность. Как Вы говорите, так и есть на самом деле.
- Да, - продолжал Старец. - Когда мы говорим, что мы христиане, что мы - Христовы, тогда мы слышим призыв к этой жизни. Ты понял? Вот как это бывает… И в час испытания, как только мы увидим Христа, тут же отбрасываем свои намерения и хотим быть со Христом. Но Христос - наш друг, Он - наш брат, и Он говорит: "Вы - Мои друзья. Я не желаю, чтобы вы смотрели на Меня иначе, Я не желаю, чтобы вы смотрели на Меня так: что Я - Бог, что Я - БогСлово, что Я - ипостась Святой Троицы. Я хочу, чтобы вы смотрели на Меня как на своего, как на вашего друга, заключили Меня в свои объятия, ощутили Меня в своей душе - вашего Друга. Меня - источника жизни, как это есть на самом деле".
И все это - истина. Сейчас, как мы сказали, есть сатана, ад, смерть. Все это есть, есть на самом деле. Это другая область: зло, тьма и то, что принадлежит тьме.
Человек Христов должен возлюбить Христа, и когда он возлюбит Христа, он освобождается от диавола, от ада и смерти. Ты спросишь меня: "А ты достиг этого?" Нет, я не достиг, я об этом прошу, этого хочу. И когда бываю один, и вообще везде стараюсь так жить. Я не живу, но… пытаюсь. То есть, как тебе сказать, как объяснить? Я не ушел в эту область… но я там был один раз, я видел ее, но теперь меня там нет, однако я ее помню, тоскую по ней и хочу вернуться. Вот и сейчас, и завтра, послезавтра, - в каждое мгновенье это желание ко мне возвращается, и я очень хочу, жажду туда отправиться. Но я - не там. Не могу вам этого объяснить. Ну, вы наконец поняли?
- Да, поняли, Геронда.
Любовь к Богу
В другой раз я спросил Старца, какова должна быть наша любовь к Богу, и он ответил: "Наша любовь к Богу, дитя мое, должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам.
Вот тебе пример: человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определенной энергоемкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела, не имеющие отношения к любви к Богу, то оставшийся в нем для этой любви заряд будет весьма небольшим, часто может быть даже совсем ничтожным. Если же мы всю нашу энергию обратим к Богу, тогда велика будет наша любовь к Нему.
Приведу тебе еще такой пример.
Одна девушка очень сильно полюбила юношу по имени Никое. Каждую ночь она просыпалась и тайно от своих родителей, босая, выпрыгивала через окно на улицу и, невзирая на боль от впивающихся в ноги колючек, через поле бегала на встречу со своим возлюбленным. Когда же она возвращалась назад, в дом, то Никое всегда как бы находился рядом с ней. За какую бы работу она ни бралась, ее Никое был здесь, она видела его. Также и ты, дитя мое, должен все свои силы устремлять к Богу. Твой ум всегда должен быть в Нем, потому что именно этого и желает Бог".
Средний и царский пути любви
"Мы также должны, дитя мое, - говорил мне Старец, - не идти средним путем христианина, потому что он весьма тяжел. Мы должны преодолеть этот этап и высоко подняться с любовью ко Христу. Тогда все становится легким. Возлюбив Христа, мы уже не впадаем в грехи, и тогда мы - вне среднего пути, тогда мы - настоящие христиане".