Пинхас Талмуд - Кидушин

Шрифт
Фон

Это издание трактата "Кидушин" с комментариями р. П. Кегати в переводе на русский язык.

Талмуд (ивр. Учёба) - многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Мишна (ивр. повторение) - базовая часть Талмуда. Каждый трактат Талмуда состоит из Мишны и ее толкования - Гемары.

Трактат Кидушин (ивр. Обручение) принадлежит разделу Нашим (ивр. Женщины). Тема трактата - обручение. Хотя оно как правило производится с обменом кольцами, это не собственно женитьба, а особенный ритуал, предшествующий свадьбе.

Содержание:

  • ГЛАВА ПЕРВАЯ 1

  • ГЛАВА ВТОРАЯ 7

  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ 14

  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 21

  • Приложения 28

Мишна. Раздел Нашим. Трактат Кидушин.

Комментарии раби Пинхаса Кегати. Перевод на русский язык.

Перевод с иврита: Йегуда Векслер. Литературная редакция: Дина Бен-Даниэль.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

МИШНА ПЕРВАЯ

ЖЕНЩИНА ПРИОБРЕТАЕТСЯ мужчиной ТРЕМЯ ПУТЯМИ И ОБРЕТАЕТ САМОЕ СЕБЯДВУМЯ ПУТЯМИ. ПРИОБРЕТАЕТСЯ ДЕНЬГАМИ, ДОКУМЕНТОМ И СОИТИЕМ. ДЕНЬГАМИ –ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: ДИНАРОМ И РАВНОЦЕННЫМ ДИНАРУ А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ:ПРУТОЙ И РАВНОЦЕННЫМ ПРУТЕ. А СКОЛЬКО ЭТО – ПРУТА? ОДНА ВОСЬМАЯ ИТАЛЬЯНСКОГОИСАРА. И ОБРЕТАЕТ САМОЕ СЕБЯ ГЕТОМ И СО СМЕРТЬЮ МУЖА. НЕВЕСТКА ПРИОБРЕТАЕТСЯСОИТИЕМ И ОБРЕТАЕТ САМОЕ СЕБЯ ХАЛИЦЕЙ И СО СМЕРТЬЮ ДЕВЕРЯ.

Как мы писали в начале трактата "Ктубот", когда-то в народе Израилябыло принято, что мужчина, собираясь жениться на женщине, сначала посвящалее себе в жены на глазах у свидетелей и тем самым превращал ее в своюобрученную, но оставлял ее в доме ее отца. При наступлении срока бракосочетанияон вводил ее в хупу , а затем – в свой дом.В наше время, однако, сложился обычай совершать церемонию посвященияпод хупой (смысл которой тоже изменился), так что обручение ибракосочетание происходят одновременно. Поэтому теперь такой статусобрученной, как его понимает Мишна, более не имеет места.Этот трактат излагает законы, связанные с бракосочетанием: каким образомпосвящают себе женщину в жены, кто имеет на это право и чем именно совершаютпосвящение на какую женщину распространяется посвящение даже при нарушениизакона Торы, на какую женщину посвящение не распространяется вообщеи т. д..Попутно в этом трактате излагаются и другие законы, также связанныес бракосочетанием: различные способы совершения киньяна в случаяхкаких-либо приобретений, вопросы генеалогии и т. д..Начинается трактат с изложения способов посвящения женщины. Посколькуодин из них (упоминаемый уже в первой мишне) – это вручение ей ДЕНЕГ[или чего-то, равноценного деньгам], то есть (как объясняет Гемара)совершение киньяна (приобретения), трактат начинается со слов:"ЖЕНЩИНА ПРИОБРЕТАЕТСЯ". Танай , излагающий эту мишну, формулируетее именно так: "ЖЕНЩИНА ПРИОБРЕТАЕТСЯ", а не "МУЖЧИНА ПРИОБРЕТАЕТ",чтобы намекнуть на то, [что сама женщина принимает участие в этом действии:]она обручается с мужчиной только сознательно.

ЖЕНЩИНА ПРИОБРЕТАЕТСЯ мужчиной , став обрученной с ним,и, пока он жив, запрещенной для любого другого мужчины, когда уже никтодругой не сможет обручиться с ней раньше, чем она получит гет отпервого, ТРЕМЯ ПУТЯМИ – одним из трех способов, перечисленных ниже,– И ОБРЕТАЕТ САМОЕ СЕБЯ у своего мужа, переставая быть его женойи получая свободу выйти замуж за другого, ДВУМЯ ПУТЯМИ – однимиз двух способов, о которых подробнее сказано ниже. ПРИОБРЕТАЕТСЯ ДЕНЬГАМИ – которые дает ей мужчина перед лицом свидетелейи говорит ей: "Вот, этим ты посвящаешься мне в жены", – ДОКУМЕНТОМ – или документом, в котором мужчина написал ей: "Вот, ты посвящаешьсямне" и который он передает ей на глазах у свидетелей, – И – или– СОИТИЕМ – когда он уединяется с ней на глазах у свидетелей итам овладевает ею с намерением тем самым совершить посвящение ее себев жены.Эти три способа Гемара выводит из Торы. Приобретение ДЕНЬГАМИ следуетиз написанного (Дварим, 24:1): "Как ВОЗЬМЕТ мужчина жену" – "взять" означает"купить" за деньги, как сказано о поле Эфрона (Брейшит, 23:13): "Отдал[бы я] деньги за поле, возьми [их] у меня", из чего это выводится согласнозаключению по аналогии. Посвящение ДОКУМЕНТОМ – из сказанного о разводе(Дварим, 24:2): "И уйдет из его дома, и пойдет, и станет [женой] другогомужчины", где приравнивается уход (развод) и статус жены (посвящение еев жены): как женщина перестает быть женой своего мужа, получив документ(то есть гет ), так и становится она женой, получив документ. Опосвящении в жены СОИТИЕМ сказано в Торе дословно (там же, 24:1): "Каквозьмет мужчина жену и ОВЛАДЕЕТ ЕЮ". ДЕНЬГАМИ. О сумме денег,которой мужчина приобретает женщинув жены, школа Шамая ишкола Гилеля высказывают различные мнения. ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: ДИНАРОМ И РАВНОЦЕННЫМ ДИНАРУ – посвящающийженщину себе в жены деньгами должен дать ей по меньшей мере динар иливещь, стоимость которой равна динару (четверти сэла ) АШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ: ПРУТОЙ И РАВНОЦЕННЫМ ПРУТЕ – мужчина может посвятитьженщину себе в жены одной прутой или вещью стоимостью в одну пруту . А СКОЛЬКО ЭТО – ПРУТА? ОДНА ВОСЬМАЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ИСАРА – одна восьмаячасть монеты исар , которую чеканили в Италии и которая равнялась1/24 динара . Следовательно, прута – 1/192 часть динара . И ОБРЕТАЕТ САМОЕ СЕБЯ ГЕТОМ – как сказано (там же, 24:1): "И напишетей грамоту расторжения" – И – или – СО СМЕРТЬЮ МУЖА – каксказано (там же,24:3): "И возненавидит ее [также этот] последниймужчина, и напишет ей грамоту расторжения [брака], и даст ей в руки, ивышлет ее из дома его, или [же] если умрет этот последний мужчина, которыйвзял ее себе в жены…" – Тора приравнивает смерть мужа к разводу с ним(Гемара Кидушин, 13б). НЕВЕСТКА [– жена брата, умершего бездетным, –] ПРИОБРЕТАЕТСЯ братом своего покойного мужа (то есть деверем) и становится его полноправнойженой СОИТИЕМ – как сказано (Дварим, 25:5): "Деверь ее СОВОКУПИТСЯС НЕЙ и возьмет ее себе в жены левиратным браком". Однако деньги и документ[по букве закона Торы] не помогают в этом случае все же мудрецы постановили,что, дав невестке деньги или документ, деверь делает невозможным ее бракс кем-нибудь другим из братьев. Такой вид обручения называется "кидушеймаамар" ( "посвящение словом") и не дает деверю абсолютно никаких прав– в том числе и права избавить невестку от халицы . И ОБРЕТАЕТ САМОЕ СЕБЯ ХАЛИЦЕЙ, как сказано (там же, 25:10): "Инаречется имя его в Израиле: ‘Дом [того, у кого] сняли башмак’" – кактолько она сняла с его ноги башмак, она обретает свободу выйти замуж залюбого еврея (Гемара Кидушин, 14а) И СО СМЕРТЬЮ ДЕВЕРЯ : если онаобретает свободу со смертью мужа, то уж тем более – со смертью деверя(Гемара, там же).Гемара разъясняет, что Мишна называет точное число – "Женщина приобретаетсяТРЕМЯ ПУТЯМИ", – чтобы исключить [еще один способ:] халифин , и"обретает самое себя ДВУМЯ ПУТЯМИ", – чтобы исключить халицу .

МИШНА ВТОРАЯ

РАБ-ЕВРЕЙ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ДЕНЬГАМИ И ДОКУМЕНТОМ И ОБРЕТАЕТ СЕБЯ САМОГОПО прошествии ЛЕТ, И В ЙОВЕЛЬ, И ВЫЧЕТОМ ДЕНЕГ. ИМЕЕТ ПО СРАВНЕНИЮ СНИМ то ПРЕИМУЩЕСТВО РАБЫНЯ-ЕВРЕЙКА, ЧТО ОБРЕТАЕТ САМОЕ СЕБЯ ПРИЗНАКАМИполовой зрелости. Тот, кому ПРОКАЛЫВАЮТ ухо, ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПРОКОЛОМуха И ОБРЕТАЕТ СЕБЯ САМОГО В ЙОВЕЛЬ И СО СМЕРТЬЮ ГОСПОДИНА.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора

Авот
1.8К 30