Эта языческая Троица, знаменующая Солнце Непобедимое в трёх Его аспектах ("Солнце Побеждающее", "Солнце Умирающее" и "Божество Земли") была отнесена автором к эпохе неолита (около 2000 лет до Р.Х.) и разобрана в соответствии с данными историков. В одном случае (данные археолога Густава Коссины), это были "Бог Молота", "Бог Копья" и "Бог Однорукий", то есть, Донар, Вотан и Тиу. В другом (информация Цезаря) - Сол, Вукан и Луна (Нертус или Тиу). В третьем (сообщение Тацита) - Геркулес, Меркурий и Марс, соответствующие Фрейру, Вотану и Тиу в их римской интерпретации. "Кроме того, эти боги до конца язычества имели в Швеции, в Упсале, общий храм; его посетили германские путешественники, и его, так же как и некоторые из происходивших там церемоний, по их впечатлениям, описал Адам Бременский" . По версии Дюмезиля, эти три верховных германских Бога олицетворяют собой три индоевропейских сословия, а именно: жречество, воинство и крестьянство. Имеющиеся у нас сообщения историков, например, что от каждого из Богов происходило своё германское племя (ингевоны - от Донара, истевоны - от Вотана и ирмионы - от Тиу), вряд ли способны подтвердить гипотезу Дюмезиля. Речь шла, по видимости, о чём-то другом…
ПРАРЕАИГИЯ "ВИХИНАИ"
Если вернуться к метафоре сновидения, то религия древних германцев - это своего рода сон на тему ушедшего ритуала. Нам уже не понятно, с какой целью Однорукий с Двуруким вращали своё Колесо. Миф о руке, откушенной у Однорукого Волком Фенриром - это всего-навсего метафора. В какую сторону Колесо вращалось - это нам тоже не совсем понятно. Древний прагерманский ритуал куда-то ушёл, каменные гробницы были оставлены, а Боги наскальных рисунков крепко заснули, чтобы проснуться в виде Богов германских.
Это совсем не смерть, так как смерть у Богов отсутствует. То, что ошибочно принимают за "Гибель Богов" - это лишь сумерки, сон, в который время от времени впадают целые пантеоны. Этот процесс далеко не трагичен, так как не является необратимым, и не морален, так как вполне естествен. Он - далеко не "последствие греха" , наоборот, с нордической точки зрения "грехом" было бы отступление от Судьбы и желание Богов избежать неизбежного .
Если развивать далее идею "Божественных засыпаний" (по образцу "Дня и Ночи Брахмы" и легенды о спящем Императоре), то можно прийти к выводу, что нордическая религиозность, при всём своём внутреннем единстве, засыпала к новому пробуждению как минимум несколько раз. Этот момент подробно описан у австрийского мистика и религиоведа Гвидо фон Листа (1848–1919) в его исследовании "Религия ариогерманцев в её эзотерике и экзотерике". Там изложена необычайно интересная концепция, проясняющая все повстречавшиеся нам затруднительные моменты: наличие у германцев идеи Спасителя и Троичности Бога, наличие в Стоунхендже пяти трилитов и их связь с календарными ритуалами и Праязыком. Кроме того, у Листа мы также находим детально продуманную теорию трёх сословий, задолго до Дюмезиля отвечающую на многие поставленные им вопросы.
В общих чертах теория Листа выглядит следующим образом. Изначально существовала древняя Wihinei ("Вихинай"). Так называлась общая для всех индоевропейцев единая Прарелигия, бывшая непосредственным Откровением Единого Бога-Андрогина, Общего Истока всего сущего. Если говорить об эпохе листовской Прарелигии языком последующего религиоведения, то можно сказать, что это была эпоха изначального монотеизма, память о которой можно обнаружить в самых разных мировых и этнических религиях. Достаточно вспомнить одного только священника, Вильгельма Шмидта (1868–1954), жившего в той же Вене, что и Лист и написавшего на тему изначального монотеизма целых 12 толстых томов ("Происхождение идеи Бога") . Это была по-своему отчаянная попытка реконструкции первобытной веры в Единое Верховное Существо, исходя из одних лишь этнологических описаний сохранившихся древних культов. Верования австралийских, североамериканских и прочих аборигенов представали у Шмидта в виде своего рода "дохристианского христианства", подтверждающего истинность матери католической церкви, верным сыном которой о. Шмидт и являлся.
У Листа всё обстояло совсем по-другому. Никаких религий кроме древнейшей ариогер-манской "Вихинай" он вообще не признавал, проводя различение между Вихинай как религией и так называемыми "религиозными системами" (Religions-Systeme), которые создаются современниками - для современников и соплеменниками - для соплеменников (von Zeitgenossen für Zeitgenossen, von Artgenossen für Artgenossen) и соответствуют лишь потребностям времени и племени, так никогда и не достигая возвышенной цели - стать Религией для всего мира - такой религией, какой в своё время была древняя "Вихинай" .
Древнегерманский корень wih, от которого происходит понятие "Wihinei", ясен не до конца. В обстоятельной книге "Священное у германцев", написанной одним из крупнейших германистов XX века Вальтером Бэтке, этот корень толкуется как "кольцо". Что за кольцо? - на этот вопрос Бэтке в растерянности приводит множество авторитетных версий, демонстрирующих наличие серьёзной проблемы, но в корне ничего не объясняющих. Кольцо wih - это либо "священный предмет", о культовой роли которого остаётся только гадать, либо "храмовое сокровище готов" (а заодно, быть может, и Нибелунгов?), либо "отличительный знак царей и жрецов", либо (совсем несерьёзно, но любопытно) "дверное кольцо храма". Кстати, во многих храмах Скандинавии действительно имелись дверные кольца, смотреть же об этом можно в "Хаймскрингле" (I: 370). Намного интереснее гипотеза с клятвой, при принесении которой выдавалось особое "инициатическое кольцо" .
ЗАКОН ТРЁХ СТАДИЙ
По версии Листа, "Вихинай" с незапамятных времён передавалась в кругу посвящённых, и различные версии нордических мифологий, содержащие предания о множестве Богов - это лишь гулкий отзвук некогда единой Религии, бывшей строго монотеистической и претерпевшей на пути "Ботанической деградации" три основных изменения. Эти три изменения стали основой трёх религиозных эпох, каждой из которых соответствовала своя культовая система.
Первая эпоха, с которой начинается деградация Вихинай, - это эпоха трансформации предвечного Бога-Андрогина (Суртура или ВеликогаДуха) в муже-женского гермафродита и Автогена, то есть Бога, породившего самого себя. Отголоски этого превращения имеются во множестве древних культов, и мы не будем на этом вопросе останавливаться.
Затем наступает вторая стадия. Это эпоха Солнечной Девы, девственной Рожаницы, Женского Божества, непорочно рождающего Бога-Сына. Речь шла у Листа о времени весьма отдалённом, память о котором сохранили одни лишь резные фигурки граветтийской культуры (так называемые "неолитические Венеры"), а также отдельные мотивы эддических песен или славянской народной вышивки .