Унаги с маком или Змее Week - Иван Быков страница 12.

Шрифт
Фон

25

Сначала Нестор не обратил внимания на цвет Наставника - списал это явление на мелькание разноцветных дискотечных огней. Но цветомузыка вела собственную переливчатую игру, а здоровый фиолет Кировой кожи был упрямо неизменен. Оглянувшись по сторонам, Нестор вдруг понял, что тела практически всех присутствующих были цветов странных, непривычных, а для Взвеси - так совершенно не естественных. Но здесь не Взвесь, здесь - Раджас. Цвет кожи змеек, снующих между столиками и разливающих напитки за стойками, сливался с цветом халатов. Среди тех, кто сидели за столиками, прохаживались по залу, спускались или поднимались по лестницам, танцевали на первом ярусе, можно было увидеть обладателей серых, зеленых, фиолетовых, красных тел.

Нестор невольно глянул на собственные руки. Нет, все в порядке - обычный Нестор со следами еще не сошедшего летнего загара. Такие, как он, были среди гостей сегодняшнего вечера, но - единицы.

Кир заметил растерянность на лице своего подопечного и беззвучно рассмеялся.

- Я последний? - прокричал Нестор, но не услышал сам себя в шквале музыкальных порывов.

Наставник протянул руку для приветствия, а потом сделал знак - следуй за мной. Они прошли сначала мимо стойки, где Нестор, по молчаливому совету Кира, прихватил бокал с золотистым содержимым, а потом через несколько зон к противоположной входу стороне, к самой периферии второго яруса. Оказалось, что каждая зона имеет два-три выхода, ведущих в смежные помещения. Как только Кир и Нестор перешагнули порог одного из таких помещений, наступила тишина. Пусть не полная, но вполне достаточная для комфортного ведения разговора. В помещении было пусто, стояли столики в окружении стульев. Наставник пригласил Нестора за один из них.

- Приветствую, мой друг, - Кир приподнял свой бокал.

- Я последний? - снова зачем-то повторил Нестор.

- Это не важно. Собственно, на такие мероприятия все прибывают практически в одно и то же время. Те, кто дном пониже, - на несколько минут раньше; те, кто повыше, - на несколько минут позже. Последними прибывают неофиты.

- Как я?

- Как ты. И как еще несколько молодых Нагов. Кстати, что ты пьешь?

Нестор пригубил.

- Шампанское.

- А, ерунда какая. Шампанское и дома выпьешь. Вот, возьми мой бокал. Это местного разлива. Фирменное питие. Давай, меняемся. - Они поменялись бокалами.

- Вы фиолетовый, - констатировал Нестор.

- Пурпурный, - исправил Кир. - Я пурпурный. А каким мне еще быть? Все Наставники пурпурные. - Кир продемонстрировал хвостик пояса. Да, пояс халата и кожа Наставника были одного цвета. - Мы же говорили с тобой о цветовой дифференциации.

- Мы говорили, - кивнул Нестор. - О поясах.

- От чего же, по-твоему, зависит цвет пояса?

- От ранга. Ну, или звания. Как это у нас называется?

- Ничего ты не понял, мой друг. Ровным счетом ничего. А еще учитель истории. Путать причины и следствия крайне непрофессионально. Когда Наг "смотрит душой", что он видит - только цвет?

- Он видит сущность вещи.

- Именно! - обрадованно воскликнул Кир. - Он видит сущность! Кто ж на корпоративных вечеринках будет скрывать свою сущность? Они - вечеринки - для того и нужны, чтобы каждый получил возможность быть тем, кем он есть на самом деле. Чтобы ничего не нужно было скрывать, потому что здесь все свои.

- Халаты нараспашку по той же причине?

- Абсолютно справедливо! Таков дресс-код. Или, лучше сказать, таково правило, неписанное и негласное. Запахнуть халат - все равно что прийти в головном уборе. Или того хуже - в маске. У нас же корпоратив, а не карнавал.

- Не Раджас, а нудистский пляж.

- Нагийский пляж, - рассмеялся Кир. - Ничего, привыкнешь. В зал пойдешь или пока тут посидим?

- Мне бы сегодня уйти пораньше, - попросил Нестор так, словно хотел "слинять" с последнего урока, как шаловливый и лукавый ученик.

- Зачем?

- Мои родители в гости вечером обещали заехать. Неудобно. Да и Нина будет злиться.

- О, не переживай! - Кир небрежно отмахнулся. - Раджас - солидная организация. Получишь на сегодня командировочный лист. Так что о мелочах можешь не думать. Мы, помнится, не договорили давеча?

"Ничего себе - мелочи", - хмуро подумал Нестор. Потом решил смириться - ответ за все грехи все равно будет один.

Разговор накануне он помнил. Его в тот раз интересовал вопрос, почему так часто Наги используют корень "наг". Наставник же начал тогда издалека. Что ж, пусть заканчивает свой семинар. Танцы - все равно не для Нестора.

26

- Помнишь, мы говорили о том, что человеческое мышление, в отличие от мышления Нага, - это мир глаза, все человеческие понятия выводятся из зрения, а вся логика - это воображаемый мир света, - начал Кир. - Кстати, музыка звучит на нашем увеселительном и одновременно рабочем мероприятии именно потому, что только музыка может вынести за скобки зрительные образы, на которых держится традиционная логика Взвеси.

- Раджас нелогичен?

- Некорректный вопрос. Каждой системе координат присуща своя логика, которая будет НЕ-логикой в иной системе координат. Миры трилоки - Саттва, Раджас, Тамас - нелогичны даже по отношению друг к другу. Что уж тут говорить о Взвеси? Ты же учил историю. Ты даже преподаешь историю. И потому можешь лучше меня привести множество примеров, когда мысли, слова и деяния в одну эпоху были приемлемы или даже являлись образцовыми, в другую же - были высмеяны или подвергались решительному порицанию. Отношение к торговле людьми, к формам жертвоприношения, к эталону женской красоты… Да мало ли? Так что даже в пределах самой Взвеси рождаются такие логические оксюмороны!

- Как это связано со словоупотреблением? Вопрос же был именно об этом.

- Напрямую! Человек видит окружающий мир, берет этот мир в плен зрительных образов, соотносит с образами определенные слова. Так рождается язык народа. И, как видим, этот язык сформирован окружающим миром, ландшафтом. Степной кочевник поет о степи, бедуин - о пустыне, суровый норманн - о скалистых фьордах. Знаешь сколько слов обозначают морской лед в языке юпик, у эскимосов Аляски? Около сотни. Чем важнее для народа тот или иной предмет, то или иное явление, тем больше синонимов, этот предмет или явление называющих. Конечно же, с оттенками значений. Каков ландшафт - особенности местности, природных условий, флоры, фауны и прочих взаимосвязанных факторов - таков язык; каков язык - такова культура; какова культура - таков народ.

- И такова его история.

- Совершенно верно! История языка - это история народов: их переселения, завоевания, ассимиляции, сецессии, - отражение всех этих процессов обязательно будут зафиксированы в языке. Чем более похожи языки народов, тем ближе эти народы, тем меньше между ними конфликтов. Потому как именно язык срабатывает в качестве транспондера "свой-чужой".

- Я бы поспорил, - скептически заметил Нестор. - История знает множество примеров междоусобной вражды.

- В каждой гражданской войне всегда можно найти иноземную руку. Это так же верно, как то, что мы сегодня напьемся, мой друг. Но мы говорили о людях. Говорили о том, что у каждого этноса свой дискурс. У нас, у Нагов, нет своего дискурса. Собственно, нас и этносом назвать нельзя. Нет общности территории, нет общности языка, нет общности культуры в ее человеческом понимании. Сущность Нага может проявится в представителе любого народа. Мы вне любого народа и одновременно глубоко в каждом из них.

- Сверхчеловеки?

- Откуда столько пошлости, мой друг? Набрались из голливудских шедевров в стиле примитивизма?

- Ну, я, скорее, о Ницше…

- Фридрих Ницше - весьма неординарный человек, может быть, даже - гений. Но его Полдень; bermenschа - это вовсе не культ одной расы Третьего Рейха и не культ лживых героев Голливуда. Конечно, нас можно назвать "надэтносом", но только в том смысле, что мы, будучи в каждом народе, не можем быть полностью автохтонными по отношению ни к одному из них. Мы - интерэтнос. А еще вернее - подэтнос, учитывая нашу метафорическую локализацию. И мы - не человеки. Вернее, не только человеки. Наги воплощаются во всех иллюзорных мирах Бытия, в том числе, и во Взвеси. На нас, на нашу культуру оказывают влияние все языки всех времен и всех народов. Но своего у нас нет. К чему улыбка, мой друг?

- Да вспомнил. Вычитал недавно. В одном детском романе.

- Что именно?

- Про мальчика-волшебника, который говорил на нашем языке. На языке, которого нет. Не помню, как там назван этот язык.

- Парселтанг. Он же серпентарго. Каково? Года два эта тема забавляла весь Раджас. Как называли людей, говорящих на парселтанге? Змееусты. Если быть точным, то получается - нагоусты.

Кир засмеялся так заразительно, что Нестор невольно проникся весельем Наставника.

- А мы, Наги, коль можем говорить с людьми, - людеусты! Или людоусты, - не унимался Кир. - А раз уста - это губы, то мы - людегубы! Ну, или людогубы.

Потом неожиданно спокойно продолжил:

- Даже профессиональные сообщества или неформальные группы имеют сленг, благодаря которому узнают друг друга. Математик всегда поймет математика, провизор - провизора, панк - панка, а рыбак - рыбака. Потому что у них есть общие культурные знаменатели. Вот и у нас, у Нагов всех стран и народов, есть свои культурные знаменатели. В нашем обиходе действительно много слов с корнем "наг". Вот только мы придаем этим словам несколько иное значение.

- НАГнуться - не ПРОГнуться, - вспомнил Нестор.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке