- Да, как учреждение, созданное с определённой сознательной целью и имеющее приспособленную к этой цели организацию, христианское монашество появляется как раз в четвертом веке, но развитие самой идеи шло непрерывно с первых христиан. Теперь про гончара из Эмесы. Дело в том, что мастер этот завещал после своей смерти вручить святыню добродетельным христианам. Затем череп переходил из рук в руки, пока не оказался у монаха Евстафия, впоследствии изгнанного из Эмесы за разные нехорошие грехи молодости. Монах, замаливая прошлое, жил и умер в пещере, причем реликвию закопал там же. За время своего отшельничества, Евстафий заслужил репутацию святого, и у пещеры вырос монастырь…
Несколько раз во время нашего разговора у Иннокентия Петровича звонил телефон, мой собеседник кому-то односложно отвечал, а потом просто выключил свой мобильник.
- …После этого, - продолжал официальный сотрудник аукционного дома "Хронос", - о голове Иоанна долгое время ничего известно не было, пока она, каким-то образом, не попала в руки архимандрита Маркелла. Маркелл передал ее местному епископу Уранию, торжественно поместившему святыню в храм Иоанна Крестителя для всеобщего почитания. Позднее череп перевезли в Константинополь, где святыня находилась до эпохи иконоборчества, а затем ортодоксальные христиане тайно переправили реликвию в город Команы, сейчас это село в Сухумском районе Абхазии. Потом, видимо, череп разбили на кусочки - у религиоведов встречаются следующие цифры: двенадцать "голов", семь челюстей и множество отдельных зубов. После восстановления иконопочитания в Византии, произошло третье обретение головы Иоанна Крестителя, и значительную ее часть вернули в Константинополь, для передачи на хранение в Студийский монастырь. Прочие части черепа Иоанна позднее неоднократно "обретались" в разных местах империи. После захвата Константинополя крестоносцами, "голова Иоанна Крестителя" оказалась украдена рыцарями и вывезена в Амьен на севере Франции, где и находится по сей день.
- Какая запутанная история! - с некоторым удивлением сказал я, по-прежнему ничего не понимая, но очень надеясь, что скоро все наконец-то разъяснится. Я недоумевал - для чего мне это надо знать?
- Еще бы не запутанная! И это только один, так сказать, официальный вариант. По другой версии, череп Крестителя, целый и невредимый, захоронен под алтарем некоей армянской церкви в Закавказье. Коптская церковь указывает на иное место нахождения черепа Иоанна: в своих владениях, в монастыре в Нижнем Египте. Однако прямые последователи Иоанна Крестителя - приверженцы религиозной группы мандеев, убеждены, что только им известно подлинное место погребения останков учителя. Мандеи почитают Иоанна Крестителя последним истинным пророком - эманацией Высшего Божества, и считают своего патриарха и священников его представителями на земле. Согласно пятому варианту, череп знаменитого пророка долгое время хранился в Германии, в Кёльнском соборе, но после Второй мировой войны таинственным образом исчез…
- Хранился в Кёльнском соборе? - оживился я.
- Есть и такой слух, - как-то неохотно признался Иннокентий Петрович, - вечно про этот собор разные байки сочиняют.
- Байки? А какие?
- Интересно? Туристам, например, рассказывают такую легенду. Якобы архитектор собора, понявший в конце концов, что не в силах выполнить такой сложный проект, от отчаяния решил пригласить себе в помощь самого Дьявола. Тот незамедлительно явился и предложил выгодный обмен: мастер получает полностью готовые чертежи, а взамен, как и положено, отдаёт собственную душу. Договор почему-то полагалось подписать после первых петухов. Архитектор, оказавшийся в безвыходном положении, согласился, но разговор подслушала его жена и решила не только заполучить чертежи здания, но и спасти душу мужа. И вот рано утром женщина прокукарекала вместо петуха. Дьявол незамедлительно явился и передал сокровенные чертежи. Когда обман обнаружился, и было уже поздно, то Дьявол заявил: "Да наступит конец Света с последним камнем этого собора!". С той поры и до сего дня собор не перестают строить и достраивать. Таким образом получается, будто одна из величайших святынь католического мира возникла с дьявольской помощью. Такая вот наивная средневековая история со счастливым концом.
- Так что там с черепом? - спросил я, когда мой собеседник завершил свои увлекательные рассказы. - Он действительно украден из этого собора?
- Да кто ж его знает… С этим черепом связано еще немало разных поразительных историй. Например в Стамбуле-Константинополе, в одном из музейных залов Султанского дворца, экспонат под названием "череп Иоанна Крестителя" находится до сих пор, причем появился он там намного раньше Второй мировой войны. Это будет уже шестой вариант.
- И какой же из черепов настоящий?
- Это вы серьёзно спрашиваете или шутите столь неуместно? - проговорил Иннокентий Петрович, пытаясь улыбнуться.
- Серьезно, - честно признался я. - Мне просто интересна ваша точка зрения.
- В случае с почитанием святых мощей, святость определяется исключительно принципом веры, и вопросы подлинности особо остро не стояли никогда.
- Ага... Тогда для чего мы это обсуждаем?
- Объясняю. Недавно вывесили очередной список распродаж нашего аукционного дома, так вот, под номером девяносто восемь точка сто четырнадцать значился лот "череп Джона Баптиста".
- Джона Баптиста? Это то, что я думаю? Ведь это же…
- Ну, да, да… череп Иоанна Крестителя, - кивнул мой собеседник. - Аукционисты хотели убедиться в его подлинности. От этого, как вы понимаете, напрямую зависит стартовая цена.
- А разве человеческий череп можно продавать?
- Почему нет? Можно, если он удовлетворяет определенным условиям. Как это ни странно, но некоторые покупатели даже не подозревают, что есть какие-то ограничения регламентирующие аукцион. Но, как известно, незнание правил от ответственности не освобождает. Из того, что интересует нас, под запрет к реализации подпадают: люди, тела и части человеческих тел. Однако черепа и скелеты для медицинских целей можно продавать на нашем аукционе, при условии, что они происходят откуда угодно, только бы не из нашей страны.
- Почему?
- Наверное потому, что правила списали с одного изначально американского аукциона, который стал теперь мировым. В нашем случае США поменяли на Россию и всё. Так что "череп Джона Баптиста" вполне официальный лот.
- Очередной фальсификат?
- Вот это и предстояло выяснить, - улыбнулся мой собеседник.
- Каким образом? - не понял я.
- Предварительную экспертизу провели перед тем, как выставлять череп на витрину. Установили, что это действительно мужской череп, семитского этнического типа, некогда пролежавший в земле значительное время. Осталась комплексная экспертиза. Стоит немалых денег, но мы шли на это.
- И что бы это дало?
- Ну, как. Стало бы понятным многое. Если его абсолютный возраст около двух тысяч лет, а биологический около тридцати, вероятность подлинности весьма высока. Потом следовало воссоздать лицо, желательно - трехмерный портрет. Генетический анализ тоже мог помочь в определении этнической принадлежности и места жительства.
- Тем не менее, все такие подтверждения - косвенные.
- Ну, разумеется! - согласился Иннокентий Петрович. - Генетический анализ родственников сделать затруднительно, в силу известных причин.
- Хорошо. Допустим, экспертизы пройдут удачно. А потом кто-нибудь возьмет да и скажет - "Мало ли что вы там наопределяли! Ну, жил какой-то неизвестный еврей в Палестине первого века нашей эры. И что с того?"
- То, что скажут потом, не наше дело. Нам надлежало обеспечить независимую экспертизу и представить заверенную по всей форме сводку соответствующих отчетов и заключений. Есть несколько лабораторий, с исключительно высокой репутацией, которые берутся за экспертизу чего угодно, на самом современном уровне. Причем никаких лишних вопросов там задавать не будут - лишь бы заплатили по договору. Так вот, когда череп извлекли из витрины, чтобы везти в лабораторию, то оказалось, что это превосходно выполненная пластмассовая копия, а наш сотрудник, главный хранитель, Андрей Емецкий, был накануне убит. Только он имел доступ к черепу. Вот именно он и являлся другом вашей знакомой, что обеспечила нашу встречу. А поскольку убили его в Санкт-Петербурге, придется вам посетить Северную Пальмиру.
"Ну, наконец-то! - подумал я. - Вроде бы обозначились интересы этого аукциониста! А вот значения всех тех историй про череп непонятны до сих пор. Может, это он мне так просто рассказывал, чтобы показать значимость предмета и величие предстоящих трудностей? Ладно, там видно будет".
- У вас сейчас как со временем? - Спросил Иннокентий Петрович. - Это не о поездке в Питер, а про сегодняшний день.
- До вечера свободен. Часов до семи.