– Так вот, этот самый шкаф был заперт, и я не смог его открыть, в замочную скважину не пролазил даже тонкий гвоздь, хотя должен был бы пролезть. А еще раньше, до того, как башня взлетела, мне показалось, что в ней кто-то ходит… Наверное, это был тот самый мужик! Но подо мной скрипнула ступень, он услышал и заперся в шкафу, оставив ключ в скважине, чтобы нельзя было отпереть. Значит весь полет он находился совсем рядом! Святой Деметриус! А где он взял ключ?
– По-моему, Хлор обычно хранил его в ящике стола. Просто этот человек наткнулся на него раньше тебя. И тут, значит, он напал?..
– Да, он напал неожиданно…
– И ты дал ему огреть себя…
– Я его повалил, я сидел на нем и уже почти придушил, но тут его рожа попала под луч вот этой штуки… – Я показал на "микроскоп"… – А еще раньше, при ударе, я случайно включил ее… Так вот, его кожа вдруг будто стекла с лица, и он превратился в настоящее чудище, такое же, что изображено на панно в башне… Это было так неожиданно, что я на секунду растерялся, и он успел треснуть меня.
– Эта, как ты выражаешься, "штука" – зрительный камуфляжец "HAMELEON-ZET" консорциума "ELEKTRIKYM MAGIC". Стандартное оборудование любой РД-станции. Когда я появился здесь, ты лежал на полу в отключке, а камуфляжец работал в режиме дилегализации покровов. Я перетащил тебя на стол, а его выключил. Жаль, если бы не выключил, то на контрольном мониторе зафиксировалось бы изображение легализованных и дилегализованных покровов последнего объекта. Ну да ладно, и как натурально выглядел этот хитрый агрессивный мужик в штанах?
– У него была коричневая бугристая кожа в прыщах, куча волос… И, Мун… – я понизил голос до шепота. – Мун, у него был один глаз! Вот здесь, на лбу!
Секунду Макой смотрел на меня, а затем вдруг рявкнул:
– Циклоп!
Я вздрогнул.
– Большой Конгломерат! – воскликнул он. – Серьезней, гораздо серьезней! – он нахмурился и задумчиво ухватил себя за кончик носа. – Если циклопы смогли выбраться из Вне Закона… И что, интересно, ему понадобилось на Бьянке? Плохо дело…
"Бьянка", "электрическая магия", "дилегализация покровов", "камуфляжец", "циклопы" – я не понимал почти ничего из того, что говорил Мун Макой. Мне хотелось схватить его за шиворот и потрясти, но, сдержавшись, я хлебнул из фляги и спросил:
– Так что же, в конце концов, все это означает?
– А? – задумчиво откликнулся Макой. – Н-да, веселенькое у тебя вышло приключение, ничего не скажешь. Но особо не волнуйся. Просто ты по недоразумению попал на прайтер Халая и случайно включил его, прикоснувшись к сенсорной плоскости, замаскированной под глаз циклопа на панно. Что ты там еще хотел узнать? Насчет ресторана? Пожалуйста, я разъясню тебе. Хлор подрабатывал разными способами. Перепродавал гостям местные безделушки, которые ты и другие вроде тебя приносили ему. А еще по совместительству работал поставщиком – привозил в "На Горе" кое-какие продукты… разные местные деликатесы ценятся у гостей-гурманов, знаешь ли… И чтобы каждый раз не управлять прайтером вручную, он запрограммировал автопилот на остановку возле ресторана, благо тот находится как раз по пути к РД-станции. И когда Жогль увидел тебя в личном прайтере Хлора, он резонно решил, что ты угнал машину, быть может, прибив перед этим старика… Его можно понять, я бы, наверное, и сам так решил. Что еще? Ты спросил, "что за кабак, который висит в воздухе", так? Понятия не имею, как он висит. Что они за принцип там используют, реактивный, или направленную антигравитацию, или что-нибудь еще… Не знаю, да и какая разница? Для защиты от ветра и дождя лучше всего подходят накладывающиеся магнитные поля…
Я размахнулся и с силой запустил пустую флягу в стену над головой Макоя – она отскочила и со стуком упала где-то позади кресла.
– Автопилот? – возопил я. – Камуфляжец?! Накладывающиеся магнитные поля?!! Антигравитация?!!! Я НЕ ПОНИМАЮ НИ ОДНОГО ДЕРЬМОВОГО СЛОВА ИЗ ВСЕЙ ТОЙ ВОНЮЧЕЙ РЕЧИ, КОТОРУЮ ТЫ МНЕ СЕЙЧАС ПРОБУЛЬКАЛ!!!
Мун Макой уставился на меня, и на его лице медленно стало появляться понимание. Он открыл рот, потом закрыл его, потом опять открыл и наконец произнес в крайнем изумлении:
– Слушай, Уиш, мне только что пришло в голову… Да ведь ты, кажется, даже не знаешь о сопредельных реальностях? Ты вообще когда-нибудь что-нибудь слышал о Конгломерате?
***
– Перекуси, Уиш, перекуси, – повторил Макой. – И выпей. Это помогает в трудную минуту. Я тоже перекушу вместе с тобой. Да и выпью, пожалуй…
Мы расположились в креслах, а на столе между нами стояли три бутылки с незнакомыми этикетками и несколько круглых железных баночек. В бутылках было вино, а в баночках – какие-то разноцветные пахучие смеси, довольно приятные, хоть и необычные на вкус. Все это Макой извлек из белого железного ящика, внутри которого, к моему вящему удивлению, было холодно. Я привык к тому, что некие устройства, именуемые в просторечье печами или паровыми котлами, вырабатывают тепло, но чтобы могло существовать нечто, производящее холод… Это оказалось совершенно неожиданным поворотом, и я пристал к Макою, а он назвал ящик "холодильником" и принялся объяснять насчет "фрионов", но потом плюнул, так как, судя по всему, и сам был не слишком-то компетентен в этом вопросе, и предложил мне просто пить и есть, не вдаваясь в подробности.
– Это запасы старика, – заявил он, разливая вино по мягким и очень легким белым стаканчикам. – Он хранил их для себя и для гостей. Ему-то они теперь не нужны, а мы ведь и есть гости. Это, прошу заметить, не цинизм, а здравый смысл. Ну, за упокой…
Он выпил густую красную жидкость и шумно вздохнул.
– Может быть, мне больше не стоит … – с сомнением произнес я. – Сегодня я выпил уже столько…
Он перебил:
– Пей, пей… А я пока начну посвящать тебя в таинства деформации реальности…
Я выпил и занялся содержимым одной из банок.
– С чего бы начать? – стал вслух размышлять Мун. – Сам-то все это знаешь с детства и считаешь элементарным, но если объяснять несведущему человеку… да… Ну вот – что такое, по-твоему, реальность?
– Реальность? – переспросил я с набитым ртом, вспоминая пансионные уроки. – Какое-то это… абстрактное понятие.
Он усмехнулся.
– Так что, мы сейчас находимся в абстрактном понятии? Реальность это, если хочешь, мир, пространство… Вот эта Бьянка – твой мир, твоя родная реальность.
– Бьянка? Мы называем ее Ливий.
– Неважно. Бьянкой называем ее мы, все остальные. Так вот, ты не подавишься при известии о том, что таких реальностей – миров, пространств, измерений, как хочешь – множество? Великое множество! Как тебе это?
– Множество? – я медленно, чтоб не подавиться, прожевал, проглотил и запил вином. – Что значит множество?
– То и значит. Их очень много, и почти во всех обитают разумные и неразумные твари. Свыкнись с этим, и тогда я продолжу.
Но свыкнуться с подобным было тяжело, и потому я возразил:
– Много, да? Почему ж тогда никто в моей… реальности не знает об этом?
Мун поднял указательный палец.
– Вот! Ты на удивление просто справился с этим. Гибкое практическое мышление… Тут мы подходим ко второму вопросу – классификация. Есть два основных пункта, по которым классифицируется реальности, и около дюжины вспомогательных. Вспомогательные нам сейчас не важны, а вот два основных запомни. Параметр первый именуется ОСВа, второй – ПРОНом. Осведомленность и проницаемость. Разъясняю…
ОСВа – количество жителей данной реальности, знающих, либо подозревающих о наличии множества других реальностей.
ПРОН – степень легкости либо сложности прохода в данную реальность из окружающих или выхода из нее в окружающие.
ОСВу принято обозначать цветами, которые варьируются от белого до черного. Всего есть пять степеней: белый, светло-серый, серый, темно-серый и черный. Белая реальность, это такая, в которой практически все аборигены осведомлены о наличии других реальностей. Черная – в которой о них не знает никто, либо знают единицы из миллионов.
ПРОН определяется математическими знаками в двух положениях. Первый – знак выхода, второй – входа. Например так – +/+, значит доступная для прохода в обе стороны реальность. А вот так – –/+, значит, реальность, из которой сложно выйти, но в которую легко проникнуть. Все это взаимосвязано и, как правило, два первых пункта градации совпадают. То есть, например, если реальность "+/+", то она и белая, а если "-/-", то, обычно, черная. Если вход-выход легки, то туристы, торговцы, эмигранты и тому подобные появляются сплошь и рядом, население волей-неволей свыкается с мыслью о множественности реальностей, ОСВа увеличивается, и сама реальность белеет. С другой стороны, сложности с ПРОНом приводят к уменьшению ОСВы и реальность чернеет. Моя родная реальность Дестрея, к примеру, снежно-белая, самая что ни на есть +/+. Теоретически существуют идеально белые плюсовые миры, выход из которых может осуществить любое существо в любое мгновение и с приближающимися к нулю затратами энергии, и идеально черные, полностью минусовые, переход в которые и из которых абсолютно невозможен. Но на первые пока еще никто не натыкался, а вторые, если они и есть, находятся вне пределов досягаемости.
– Ладно? – сказал я. – Хорошо! Отлично! Не буду возражать – поверю тебе на слово! Тем более, у меня нет выбора, верно? А Бьян… я хотел сказать, мой родной Ливий, какой он?
– Бьянка – редкое исключение. Она "плюс-плюс", но темно-серая, почти черная.
– Растолкуй еще раз, что это означает?
Макой отправил под стол пустую бутылку, откупорил вторую и разлил вино по стаканчикам.