В этом рассказе перед глазами читателя проносится мимолетное виденье: над рекой Ском летит чародей Альфаро по прозванию Рассветная Акула, и к нему присоединяется разношерстное сборище других магов и волшебников. Все они отправляются в опасный путь - на поиски легендарного затерянного города, который, как выясняется в самом скором времени, лучше было и не находить.
Глен Кук
ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК
Глен Кук - знаменитый писатель, опубликовавший свыше сорока книг. Наибольшую известность ему принес цикл "Черный отряд" ("Black Company"), в который входят романы "Черный отряд" ("Black Company"), "Тени сгущаются" ("Shadows Linger"), "Белая Роза" ("The White Rose"), "Серебряный Клин" ("The Silver Spike"), "Игра теней" ("Shadow Games"), "Стальные сны" ("Dreams of Steel"), "Суровые времена" ("Bleak Seasons"), "Тьма" ("She is the Darkness"), "Воды спят" ("Water Sleeps") и "Солдаты живут" ("Soldiers Live"). Цикл описывает приключения бывалых воинов-наемников в мрачном фантастическом мире. Кроме того, из-под пера Глена Кука вышла масштабная серия о частном сыщике Гаррете: такие романы, как "Сладкозвучный серебряный блюз" ("Sweet Silver Bells"), "Золотые сердца с червоточинкой" ("Bitter Gold Hearts"), "Холодные медные слезы" ("Cold Copper Tears") и девять других. Это гибрид фэнтези и детектива, а главный герой расследует запутанные дела на грани реального и потустороннего миров. Плодовитый автор, Кук также создал научно-фантастическую серию "Ловцы звезд" ("Starfishers"), восьмитомную эпопею "Империя Ужаса" ("Dread Empire"), трилогию "Темная война" ("Darkwar") и начал цикл "Instrumentalities of the Night". Есть у него и отдельные, несерийные романы: "The Heirs of Babylon", "Дракон не спит никогда" ("The Dragon Never Sleeps") и другие. Среди последних книг "Рейд" ("Passage at Arms") - новый том "Ловцов звезд", "А Fortress in Shadow" - новый том "Империи Ужаса" и "Cruel Zinc Melodies" - очередная история о приключениях инспектора Гаррета.
Глен Кук живет в городе Сен-Луисе, штат Миссури.
Альфаро Мораг, который самолично присвоил себе прозвище Длинная Рассветная Акула, плыл на своем вихрелете высоко над лесом. Впереди маячило кровавое зарево над рекой Ском. Целью путешествия Альфаро был Баумергарт. Там он рассчитывал заполучить защитные чары из могущественного магического тома, который ныне находился в коллекции Ильдефонса. Существовала, однако, вероятность, что Ильдефонс Наставник не пожелает уступить Альфаро книгу. Поэтому предусмотрительный Альфаро заблаговременно облекся надежными чарами - воровской мантией Фандааля. Предмет его желаний именовался "Книгой перемен" и имел подзаголовок "Даже прекраснейшие обречены умереть". Этот увесистый том содержал все возможные заклинания и чары, дарующие вечную молодость и неиссякаемое здоровье. Экземпляр, которым владел Ильдефонс Наставник, был последним и единственным в мире. Ильдефонс категорически не желал им ни с кем делиться: не соглашался одолжить книгу, не позволял снять с нее копию - словом, вел себя необъяснимо скаредно. Альфаро полагал, что имеет полное и неоспоримое право воспользоваться "Книгой перемен" и ознакомиться с чарами - в особенности его интересовали рецепты мощных эликсиров молодости.
Вот каковы были размышления волшебника Альфаро Морага, пока он трюхал по небу, более чем когда-либо недовольный упорством и жадностью Ильдефонса и сплоченным кругом его зашоренных приспешников. В большинстве своем это были дряхлые старики, ходячие замшелые древности, исполненные высокомерия и задиравшие нос чуть ли не до самого солнца. В их старчески мутных глазах Альфаро был молодым да ранним, наглым выскочкой, молокососом, который ведет себя до неприличия нахально и так и норовит нагло заграбастать все, что ему приглянется, а о дипломатии и вежливости даже не слыхивал. Ха! Да это старичье просто-напросто боится беженца с неведомого юга, из краев столь далеких, что они даже и на местных картах не обозначены.
Альфаро задумчиво маневрировал на вихрелете то вверх, то вниз, то левее, то правее, стараясь лечь на верный курс. Вдалеке показался силуэт, заслонивший солнце, но он возник лишь на краткое мгновение и, возможно, был не более чем миражом из прошлого. И все-таки очертания показались Альфаро знакомыми. Он сдал назад, ловя воздушный поток. Силуэт всплыл в небе еще на несколько мгновений. Альфаро пришлось подняться повыше, чтобы поймать нужный угол, - туда, где вскоре замаячат рукоклювы, высматривая на дороге внизу неосторожных странников, осмелившихся путешествовать после того, как угасли лучи кровавого заката. Впрочем, рукоклювы охотились и на пернатых - на стервогрифятников и совонарыл. А также на простенькие вихрелеты, которые были слишком малы, чтобы поставить на них больше одного защитного заклятия, а потому служили легкой добычей.
Вихрелет, на котором путешествовал Альфаро, оставался невидимкой, но шумел, рассекая воздух, и потому тоже мог привлечь внимание. Волшебник самолично навел защитные чары, замаскировав от хищников все запахи, выдававшие аппетитную, с их точки зрения, добычу.
Альфаро повернул к Баумергарту. Сбросив высоту, он взял курс на конечную цель своего путешествия - Явелланский каскад, расположенный в притоке реки. Ему удалось приземлиться в считаных шагах от бурного потока и аккуратно припарковать вихрелет на причал. Здесь он задержался ровно на несколько минут - проверил, надежно ли его вихрелет встал на якорь и не унесет ли его порывом коварного ветра. После этого Альфаро поднялся по лестнице, постучал в дверь своего дома и закричал:
- Тихомир! Я прибыл! Принеси в гостиную мой вививидео. Потом собери что-нибудь перекусить.
Тихомир тотчас возник на пороге - хлипкий человечек со скверным цветом лица, весь в перхоти и угрях. На макушку сплющенной головы были начесаны жиденькие пряди белых волос, а в затылке виднелась вмятина. Больше всего Тихомир напоминал неудачно сработанного двойника Альфаро, а на самом деле был не кем иным, как хворым братом-близнецом волшебника.
Он помог Альфаро сойти, потом спросил:
- Лестницу поднять?
- Так будет лучше, - рассудил Альфаро. - Чую я, ночка выдастся бурная. Поднимешь - тащи вививидео, не забудь.
Тихомир склонил голову. Интересно, подумал Альфаро, что творится под этой кривой черепушкой? Наверняка ничего особенно сложного.
Башня Альфаро не шла ни в какое сравнение с роскошными обиталищами магов-старейшин Асколеза. Выглядела она скромно, зато обходилась недорого. Когда Альфаро отыскал ее, строение стояло совсем заброшенное и запущенное. Теперь он рассчитывал в течение года закончить ремонт.
Гостиная располагалась на третьем этаже и служила заодно и библиотекой. Библиотекой, в которой не хватало "Книги перемен", написанной Латангом Казарангом. Альфаро снял с полки несколько внушительных томов в одинаковых переплетах из винно-красной кожи, четырнадцать дюймов на двадцать два, с золотым тиснением на обложке и корешке. Чепуха, дешевые копии с подлинников. Все книги Альфаро, за вычетом нескольких, приобретенных весьма сомнительными способами, были копиями, выполненными в лавчонках на восточной окраине города. Те, которые Альфаро сейчас держал в руках, представляли собой истинные произведения искусства - первые тома из начала четырнадцатитомного собрания "Знаменитые изображения современных эр". Пока что Альфаро мог позволить себе только первые шесть томов и только копии. Шестого недоставало - он так и не вышел. Альфаро как раз отыскал на полке весь комплект, когда вошел Тихомир и принес вививидео.
- Эксперименты идут как надо?
- Все отлично. Только карлики-минискулы просят еще соли.
- Грабители, - сказал Альфаро, имея в виду буквальный смысл этого слова. С тех пор как он поселился в Асколезе, поток путешественников и разбойников заметно поредел. Ведь Альфаро превращал их в карликов. Альфаро этим достижением не хвалился - он вообще сомневался, что кто-нибудь заметил происходящее. - Утром выдашь им еще драм, - велел он Тихомиру.
- Они и бренди просят.
- Кстати, и я бы не прочь. У нас еще осталось? Если есть, подай бутылку, когда будешь накрывать на стол.
Тихомир вышел, а Альфаро погрузился в изучение иллюстраций. Память слегка подвела его: нужная картинка после долгих поисков обнаружилась там, где он меньше всего ожидал ее найти, - на последней странице третьего тома.
- Так я и думал, - удовлетворенно сказал Альфаро. - Будь солнце у меня за спиной, вид оказался бы один в один. И конечно, эры тому назад.
Он включил вививидео на разогрев. Однако поглаживания деревянной ложечкой эффекта не возымели. Альфаро пустил в ход металлическую лопатку - опять без толку. Впору было решить, что Ильдефонс Наставник попросту не желает откликаться. Или, возможно, он слишком погружен в свои услады. Разозлившись, Альфаро выбрал из инструментов для настройки серебряную вилку. Он раз шесть ткнул ею в экран дальновизора, провозглашая:
- Госпожа Плавнотекущих Сумерек уступает место Великой Госпоже Ночи.
Экран вививидео засиял, и на нем возник Ильдефонс Наставник. У него было лицо человека жизнерадостного от природы, но изборожденное неумолимыми следами времени. Впрочем, изображение все равно оставалось мутным и подстройке не поддавалось. И неудивительно - дряхлое вививидео Альфаро купил не то что из третьих, а из десятых рук.
- Говори, Мораг, - произнес наставник.
Очень уж лаконично, что для него было совсем не характерно.
- Посмотрите на иллюстрацию. - Альфаро поднес раскрытую книгу к экрану. - Знаете это место?