В этой книге впервые собраны под одной крышей все рассказы и повести о приключениях известного любителям фантастики инспектора Бел Амора (фирменного героя Бориса Штерна), вечно попадающего в разные вероятные и невероятные, веселые и невеселые космические переделки. Известные читателю произведения уточнены, дополнены и переработаны автором. Роман "Вперед, конюшня!" ранее не издавался.
Книга дополнена предисловием Б.Н. Стругацкого, автобиографией и письмами Б. Штерна.
Содержание:
ОБ АВТОРЕ 1
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНСПЕКТОРА БЕЛ АМОРА - ЧЬЯ ПЛАНЕТА? 2
СПАСАТЬ ЧЕЛОВЕКА 4
ДОСМОТР-1 7
ДОСМОТР-2 9
БЕСЫ, или В ПОГОНЕ ЗА БЕССМЕРТИЕМ - 1 12
КТО ТАМ? - ПЕРВАЯ ЧАСТЬ - 1 17
ВТОРАЯ ЧАСТЬ - 16 23
МАДЕМУАЗЕЛЬ БЕЛЬ АМОР - ДОЧЬ ИНСПЕКТОРА БЕЛ АМОРА - ИЛИ ОСТРОВ ЗМЕИНЫЙ, ИЛИ ФЛОТ НЕ ПОДВЕДЕТ! - ИЛИ ФЛОТ ПРОПЬЕМ, НО НЕ СДАДИМ! 29
АКТ 1 30
АКТ 2 30
НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО, или ВТОРАЯ СМЕРТЬ ИНСПЕКТОРА БЕЛ АМОРА - 1 30
ТУМАН В ДЕСАНТНОМ БОТИНКЕ 34
ЖЕНА ОТ КАРДАНВАЛА - Апокриф по Геродоту из цикла "Приключения инспектора Бел Амора" - 1 35
ВПЕРЕД, КОНЮШНЯ! - (ЗАПИСКИ НЕПОСТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ) 38
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 38
ОТЧЕТЫ ОТ БЕЛ АМОРА ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА. 38
БЕЛАЯ ТЕТРАДЬ. - БOГ НЕ ИГРАЕТ В КОСТИ. 66
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ИГРА. 99
ПЛАНЕТА БЕЛ АМОР - ЭПИЛОГ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ 104
ЭПИЛОГ ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧУ ЛЕТ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК АББРЕВИАТУР 106
ПРИНЯТЫЕ СОКР. 106
Александр Кучерук - ПАМЯТИ Б. Г. ШТЕРНА 106
АВТОБИОГРАФИЯ - ШТЕРН Борис Гедальевич - (1947 - предположительно 2010 гг.) 107
Б. Г. ШТЕРН - Г. М. ПРАШКЕВИЧУ - Письма без комментариев 107
Борис Гедальевич Штерн
Приключения инспектора Бел Амора. Вперед, конюшня!
ОБ АВТОРЕ
Десять лет назад, когда все были еще живы и даже здоровы, я писал предисловие к тому Бориса Штерна в серии "Новая Фантастика". (Том этот так и не вышел тогда по причинам, от нас не зависящим.) Десять лет миновало, но я и сейчас не хочу менять в этом предисловии ни единого слова.
Современная фантастика, фантастика XX века, обручена с юмором от рождения своего. Что естественно. Ведь современная фантастика - это, прежде всего, непривычный взгляд на привычный мир. Юмор, в сущности, это то же самое.
Кроме того, нетрудно видеть, что юмор в современной фантастике есть как бы и реакция жанра на мрачность перспективы.
Обнаружив в грядущем (после футурологических восторгов Века Пара и Электричества) тьму, ужас и Конец Света, фантастика не могла не искать хоть какого-то возражения этим перспективам.
Таким возражением мраку (в представлении умного человека) могут быть в первую очередь Ее Высочество Улыбка и Его Величество Смех.
Юмор - это остров в море отчаяния. Когда человек оказывается в положении, совсем уже безвыходном, ему приходится смеяться, дабы, потерявши все, сохранить хотя бы достоинство.
Юмор - это последнее, что остается человеку, прежде чем он безнадежно и окончательно превратится в страдающее животное.
Юмор и сострадание - в конечном итоге только они и делают человека человеком. Юмор и сострадание. Ирония и жалость.
Ибо сказано: "Где запрещено смеяться, там и плакать запрещено". Мы с вами это хорошо помним.
Говорят, великие писатели не благосклонны к юмору. Можно было бы возразить, назвавши Диккенса и Гоголя, Уэллса и Булгакова. Но в каком-то смысле это утверждение недалеко от истины. Только, пожалуй, правильнее было бы сказать: юмор великих своеобразен. Ибо сострадание в великом произведении всегда сильнее юмора, сострадание в великом произведении - сильнее всего, и заслоняет собою, и подавляет, и делает малозаметным и малозначительным все прочее. Но иногда смеяться - и означает сострадать. Именно так возникает сатира.
Современная фантастика изначально стремилась разрушать запреты, она смеялась и плакала там и тогда, где и когда полагала необходимым. За это ее у нас не любили особенно.
Борис Штерн родом из Одессы. (Совершенно неважно, где он родился и жил, - Одесса в его крови, как кислород, то есть всегда, пока он дышит.) Для человека родом из Одессы юмор есть обычное состояние организма, - причем это юмор особенный, специфический, настоенный на море, солнце и частном предпринимательстве. Фантастика, пропитанная ЭТИМ юмором, приобретает совершенно особенные, специфические черты, она делается не похожа ни на какую другую и абсолютно теряет способность адекватно переводиться на иностранные языки. Мне всегда представлялась дьявольски заманчивой идея: написать "Одесские рассказы" в жанре фантастики. Борис Штерн в значительной степени реализовал эту идею, и - благо ему!
Борис Штерн смеется НАД своими героями так легко и непринужденно потому, что он, как и всякий одессит, умеет и любит смеяться над собой.
Борис Штерн смеется ВМЕСТЕ со своими героями так аппетитно и заразительно, потому что он - один из них, и живет среди них, и никакой другой жизни не мыслит и не хочет.
Борис Штерн смеясь расстается с нашим невеселым прошлым.
У нас жутковатое прошлое - как хорошо, что оно миновало.
Борис Штерн смехом встречает наше будущее. Наше будущее, как сейчас все повадились говорить, неоднозначно. Но оно у нас есть! Это же прекрасно: у нас есть будущее!
Борис Штерн смеется, потому что, согласитесь, смешно плакать, когда жутковатое прошлое уже миновало, а впереди какоеникакое, но все-таки будущее.
Борис Штерн смеется. Давайте же смеяться вместе с ним.
И вот сегодня его нет с нами. Какая горькая и недобрая правда! Остался нам его замечательно смешной рассказ "Чья планета?" - может быть, лучший из такого рода рассказов в отечественной фантастике. Остался его роман "Эфиоп" - может быть, лучший из романов последнего десятилетия. Остались его книги, его смех, его шутки, память о нем осталась - память о добром, веселом, невероятно талантливом человеке, - о замечательном писателе, который был самобытен во всем, никогда никому не подражал и всегда был похож только на самого себя.
Б. Стругацкий