Что же делать, а работать все-таки нужно… А там посмотрим, - рассудил Рун-Рин и отправился в институт новейшей электроники. Это было солидное учреждение, поставленное с размахом, на серьезную ногу, своеобразный и сложный комплекс. Под одной крышей здесь сожительствовали, во-первых, институт с научно-исследовательскими целями. Во-вторых, приданные ему лаборатории, обширные экспериментальные и испытательские мастерские. И, в-третьих, производственные цехи, выпускавшие новую электронную аппаратуру на экспорт. Если первая часть этой триады поставляла идеи и теоретически разрабатывала их, вторая воплощала их в жизнь, то третья являлась чисто коммерческим предприятием, носившим название "Акционерное общество "Юниверсал электронике". Фирма располагала оригинальными патентами и потому приносила весьма солидный доход, на отчисления от которого существовал институт и его хозяйство.
Трудно сказать, кто играл первую скрипку в этом симбиозе, но ясно было одно - хозяином его были иностранные капиталисты, прибравшие к рукам контрольный пакет акций "Юниверсума".
Сперва Рун-Рин работал в конструкторском бюро на рядовой должности, но вскоре руководство института и хозяева "Юниверсума" поняли, что в его лице они имеют дело не с заурядным инженером-исполнителем, а с человеком, способным на неизмеримо большее. В первые же месяцы были получены патенты на некоторые устройства, фактическим автором которых был Рун-Рин. Выдвинутый им затем проект "ЛА-1" чрезвычайно заинтересовал руководство института, и РунРин был назначен генеральным конструктором. Так он получил возможность осуществить мечту своей молодости и вместе с ближайшими своими помощниками - физиком Морисом Дювалем, кибернетиком Виском де Рие, электрониками Фаустом Панто и Лохом Ласси горячо взялся за дело. Рун-Рин умел подбирать талантливых сотрудников, они тянулись к нему, словно к магниту. Да и сам автор проекта понимал, что для выполнения титанической задачи, которую он поставил перед собой, необходимы такие щедро одаренные люди, и что без них дело обречено на провал. Последовательно появились проекты "ЛА-2", "ЛА-3", "ЛА-4". От раза к разу конструкция совершенствовалась, и наступил момент, когда проект "ЛА-5" удовлетворил са мого Рун-Рина, ученый совет института и хозяев. Последние понимали, что реализация проекта потребует огромных затрат, но решили пойти на них. Игра стоила свеч.
В экспериментальный цех В-2 поступила первая серия чертежей.
5. ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС КЕРБЕРА ДЕЛЬФАСА (продолжение)
- Значит, ты хорошо знаешь этого Рун-Рина? - повторил диктатор.
- Я уже сказал, экселенц, что мы были когда-то друзьями, - вздохнул Дельфас.
- И вы давно не виделись?
- Года четыре с лишним. Закончив институт, я сразу же уехал, а Рун-Рин оставался в Париже.
- Он тебе доверяет?
- Вполне.
- Расскажи, как тебе удалось разнюхать эту историю с Аладдиновой лампой.
- Рун-Рин еще тогда носился с этой идеей. Но он еще учился, и у него, естественно, не было ни средств, ни возможностей для практических шагов в этом направлении. И когда до меня дошли некоторые сведения о том, чем занят он сейчас, я решил нанести ему визит. Разумеется, неофициальный и в штатском.
ИНЭ и предприятие фирмы находились в 18 километрах от города. Дельфас никогда не бывал тут и был поражен видом этого научно-производственного городка, который скорее напоминал крепость. Высокие бетонные стены с несколькими рядами колючей проволоки наверху отгораживали эту цитадель электроники от внешнего мира. Подкатив на своем "Ситроене" к воротам, Дельфас прежде всего столкнулся с двумя часовыми, одетыми в зеленую униформу и вооруженными автоматами. На спинах их курток стояло клеймо фирмы.
После долгих и придирчивых расспросов - кто да зачем? Дельфас попал в контрольно-пропускной пункт и получил возможность связаться по видеотелефону со старым приятелем. Рун-Рин, казалось, был приятно изумлен неожиданным посещением и распорядился выписать пропуск. Но и после этого Дельфасу пришлось заполнить анкету, предъявить служебное удостоверение (он заранее запасся фиктивным документом скромного юрисконсульта) и паспорт. И только тогда Дельфас получил квиток, дающий право на посещение этой "святая святых" современной электроники. Униформист проводил его до дверей кабинета, на которых красовалась бронзовая табличка "Генеральный конструктор".
И вот бывшие друзья сидели друг против друга в глубоких кожаных креслах и с интересом рассматривали друг друга.
Рун-Рин отметил, что Дельфас нисколько не изменился - все такой же сухопарый, тощий, долговязый, "глиста Дельфас" по студенческой кличке. Рун-Рин сохранил подвижность и спортивную выправку и одет был, как и прежде, с элегантной простотой, но осунулся и выглядел усталым и похудевшим, как человек, которого точит какая-то тайная болезнь.
- Давно мы не виделись, старина, - сказал Дельфас самым задушевным тоном, похлопывая генерального конструктора по колену.
- Да что-то около пяти лет, - заметил Рун-Рин. - Я совсем потерял тебя из виду. Да и не мудрено: последний год я почти не выхожу за пределы института, частенько и сплю здесь… он кивнул на диван в углу кабинета, покрытый персидским ковром.
- Ты, может, выпьешь чего-нибудь, Кербер? Помнишь кабачок "Улитка" на Монмартре, где мы с тобой, с Жанной и Мари пили белое вино. Помнишь дядюшку Буато за стойкой, этого друга и доброго гения студентов?..
- Париж никогда не забудется, - вздохнул Дельфас. - Ну, давай твое зелье, встречу надо вспрыснуть…
На столике появилась бутылка арманьяка.
- Значит, ты забросил и теннис, и конный спорт? - спросил Дельфас, потягивая вино из бокала чешского радужного стекла.
- Сейчас мне не до этого, - признался Рун-Рин. - Ну, а ты что поделываешь?
- Работаю в коммерческом арбитраже, учреждении, которое разбирает конфликты и взаимные претензии предприятий и торговых фирм, - солгал Дельфас. - А ты сидишь здесь, как в осажденной крепости. Кстати, почему такие строгости, охрана, контроль и прочее?
Дельфас показал пропуск, на котором была наклеена фотокарточка.
- Пока я заполнял анкету, меня успели сфотографировать, о чем я и не подозревал.
Рун-Рин улыбнулся.
- Так положено. К вечеру детективное бюро института будет иметь исчерпывающие сведения о тебе. На постороннее лицо, хотя бы оно побывало в стенах института только раз, заводится досье… И тут я ничего не могу сделать.
Дельфас выругался про себя, он понял, что дал маху.
- Видишь ли, - продолжал Рун-Рин, - работы, которые мы ведем, находятся в стадии эксперимента, излишняя гласность могла бы только повредить. Электронные и кибернетические новинки, которые здесь создаются, - лакомый кусочек, и охота за секретами фирмы приняла такой размах, что администрации волей-неволей приходится ограждаться от нее.
- Над чем же ты сейчас работаешь, если не секрет?
- Секрета, собственно, нет. Ты помнишь мое увлечение самовоспроизводящимися машинами еще в бытность в Париже?
- Да, ты не раз толковал об этом. Но ты знаешь, что я в технике профан и мне до сих пор многое неясно…
На круглом столике перед диктатором медленно вращались миниатюрные диски портативного магнитофона. Весь разговор Дельфаса с Рун-Рином был записан на пленку. Это устройство, размером чуть больше портсигара, выпускалось фирмой "Юниверсал электронике" и предназначалось для "термитов экономики", то есть для лиц, занимающихся промышленным шпионажем.
Голос Рун-Рина: Идея не нова, почему я и говорю, что секрета нет. Эту идею высказал еще в начале шестидесятых годов английский ученый Артур Кларк. Но так как он был не только ученым, но и писателем-фантастом, то его идею восприняли не как прозрение человека науки, а как игру ума фантаста. Ну, де, фантаст и фантаст, что с него взять… Правду сказать, при тогдашнем уровне техники эта идея выглядела преждевременной.
Но похоронена она не была. Ведь незадолго до Кларка выдающийся математик Джон Нейман сформулировал важный принцип, который утверждает возможность создания машины, способной воспроизводить любые другие машины, в том числе и самое себя.
Идея - это "тайна, лежащая открыто". Кто можетпусть разгадает. Разгадка - секрет, конструктивное решение, в которое я, извини, не могу тебя посвятить.
Дельфас: А потом? Что было потом, после Неймана и Кларка?
Рун-Рин: За эту задачу взялся замечательный физик, голландец Ван-Хорн. Для решения задачи у него были необходимые технические средства в виде электронно-вычислительной машины, новейшая электроника, прекрасная лаборатория. Истратив на изыскание свое весьма значительное состояние, он не сумел получить поддержку от государства или от промышленных магнатов. Те, кто считал создание самовоспроизводящихся машин химерой, оказались, к сожалению, в большинстве.
Ван-Хорн, человек уже преклонных лет, умер в лаборатории от инфаркта, так и не добившись своего. Эстафету приняли его ученики и сотрудники - французы Анри Дюваль и Мишель Эне, испанец Луис Монтеро и, независимо от них, такая звезда кибернетики, как профессор Высшей королевской технологической школы в Стокгольме Фольке Хальден.
Я разыскал Дюваля, и он работает сейчас у меня. Что делают остальные - мне неизвестно. Во всяком случае могу сказать, что эти люди в своих поисках шагнули вперед через столетие.
Дельфас: Благодарю за посвящение в историю вопроса. Но все же главное остается для меня по-прежнему неясным…
Рун-Рин: Тебе приходилось когда-нибудь видеть автоматическую станочную линию?
Дельфас: Нет, как-то не приходилось. Это ведь не по моей части…