В сборник вошли тридцать семь текстов, которые составитель - Макс Фрай - считает лучшими рассказами, написанными по-русски в 2005 году. Авторы живут в разных странах, некоторые уже давно известны российскому читателю, а для некоторых это - первая публикация.
Содержание:
Предисловие составителя 1
Дмитрий Дейч 1
Грант Бородин 2
Виктория Райхер - Йошкин дом 2
Алексей Карташов - Последнее дело Конан Дойла - (из цикла "Рассказы о рукописях") 4
Эли Курант - Песнь о Газвати 10
Владимир Коробов - Иванов и Кантемиров: комната № 27 10
Лея Любомирская - Когда Шику обижается на Вашку 12
Сергей Гришунин - Заговорщики 13
Марат Марцион - Калейдоскоп - Сказка спросонья 13
Ольга Лукас - Новое развлечение для рабов 13
Дмитрий Ким - Баллада о не стойком не оловянном не солдатике 13
Иван Матвеев - Странное происшествие в Эвиденсе 14
П. Бормор - … и чудовище 18
Виталий Авдеев - Культурный обмен 18
Гала Рубинштейн - Сказка про лисичку, которой бабушка оставила в наследство сундук со старыми шляпками и Смертельный Ужас 18
Александр Шуйский - Дела семейные 19
Андрей Сен-Сеньков - ОКЛАХОМА 20
Наталья Иванова - Мои предприятия 22
Ольга Морозова - Эшвиш 22
Лена Элтанг - le pepin 23
Фекла Дюссельдорф - Сказка про яблочный штрудель 25
Алексей Шеремет - Золотой жук 25
Феликс Максимов - Прекратили смерть 26
Анна Болотова - Тихий мальчик 27
А. Нуне - Поверх барьеров 27
Рустам Гаджиев - Дом, в котором я живу, или игра в классики 32
Ксения Букша - Вышка и мост - служебный роман 32
Алексей Смирнов - МАННА 35
Лора Белоиван - Ширинка 35
Алмат Малатов - Зверь, именуемый кот 36
Елена Некрасова - Три Адовы собаки 37
Сергей Кошкин - В стороне от дороги - там, где нет ничего 40
Саша Щипин 41
Ольга Гребнева - Наши звонкие дать имена 41
Линор Горалик - Таша 41
Н. Крайнер 43
ОБ АВТОРАХ 43
СЕКРЕТЫ И СОКРОВИЩА
37 лучших рассказов 2005 года
Составитель Макс Фрай
Предисловие составителя
Я примерно представляю стандартный набор вопросов, которые могут возникнуть у мало-мальски вдумчивого читателя при взгляде на эту книжку. Ответить на них - благое дело; по крайней мере, получив ответы, читатель утолит информационный голод и сможет, наконец, заняться рассказами, не отвлекаясь больше на собственный внутренний диалог.
Этим и займусь.
Кто решил, будто собранные под этой обложкой рассказы - лучшее, что было написано по-русски в 2005 году?
Решил, ясное дело, составитель сборника. То есть, я.
Составитель полагает (голову готов дать на отсечение), что собранные под этой обложкой рассказы действительно великолепны. Все они были написаны (или, по крайней мере, попались мне на глаза) в 2005 году. И до сих пор нигде не опубликованы. У меня есть возможность изменить сей печальный факт, сделать роскошный подарок читателям и отдать должное авторам.
Странно было бы в такой ситуации сидеть сложа руки.
А с чего составитель взял, будто он может единолично решать, какие рассказы лучшие?
А по всему выходит, что кроме меня некому.
Хотя бы потому, что я, в отличие от большинства коллег, прекрасно понимаю, что литература, мягко говоря, не совсем спорт. Здесь не может быть "лучших" и "худших", не может быть и пьедестала, куда поднимаются победители. Зато может быть сколько угодно просто прекрасного - причем прекрасного вот лично для меня, здесь и сейчас.
То есть на практике определение "лучших" и "худших" авторов и текстов всегда было, есть и будет субъективным решением, вопросом сиюминутного индивидуального выбора. Поэтому, как мне кажется, правильно и честно составлять список "лучших" в одиночку, а не собирать очередное "авторитетное жюри" с тем, чтобы потом втюхать почтеннейшей публике сумму нескольких частных мнений в качестве "объективной оценки".
К тому же, если уж совсем невозможно избежать разного рода литературных соревнований, пусть победителей выбирает человек, твердо убежденный, что победителей в таком деле быть не может. И арбитром следует быть лишь тому, кто прекрасно понимает, как недорого стоит его (и вообще чье угодно) частное мнение. В этом (и только в этом) смысле я - идеальный судия.
Ладно. И о чем же эти ваши "лучшие рассказы"?
Рассказы, ясное дело, все очень разные. Настолько, что на первый взгляд может показаться, будто их написали люди, живущие не просто в разных городах и странах, но на разных планетах. В каком-то смысле, так оно и есть.
Тем не менее, у рассказов есть кое-что общее. Общность эта не имеет никакого отношения ни к манере высказывания, ни к способу изложения, ни к сюжету, ни к сверхзадаче, ни даже к так называемому "авторскому видению мира". И вообще никакого отношения к литературе.
Один из авторов сборника, Феликс Максимов, назвал свой рассказ "Прекратили смерть". А другой автор сборника, Александр Шуйский, однажды написал: "Чтение готовит к одиночеству. Неподготовленному к одиночеству человеку будет очень сложно расти, поскольку рост - одинокое дело, его не сделаешь вместе с кем-то, это твои гормоны скачут, это твои кости болят, вырастая, это твои зубы режутся, причиняя боль и беспокойство. Но важнее то, что неподготовленному к одиночеству человеку будет очень тяжело умирать."
Так вот. Все рассказы сборника - не об этом, конечно.
Но в каком-то смысле - для этого .
Ну ладно. А кто авторы?
Авторы - очень разные люди. Мужчины и женщины, которые живут в разных странах мира. Среди них есть профессиональные литераторы с громкими и не очень именами, есть авторы, хорошо известные огромной аудитории русского интернета, есть замечательные рассказчики, которые до сих пор писали исключительно для себя и узкого круга знакомых. Их объединяет немногое - разве что, прекрасное владение русским языком. И еще нечто непостижимое и неопределенное , о чем и хотелось бы внятно сказать словами, а - нельзя.
И кто, по-вашему, будет все это читать?
Читать все это будут - какая неожиданность! - читатели. Впрочем, нет, не просто читатели, но ценители литературы.
Тут следует уточнить: "ценитель" - не какая-нибудь высшая раса избранных. Это вопрос не "высокой участи", но личного вклада.
Ценителем становится всякий потребитель, который готов вложить в процесс потребления свой душевный труд, экзистенциальный опыт, сердечный пыл, время, энергию и благодарность. От этого случается таинственный алхимический процесс, в ходе которого и продукт, и его ценитель претерпевают чудесные изменения - ради чего, собственно, все и затевалось.
И это, конечно, касается не только читателей собранных в этой книге рассказов. Но их - в том числе.
Дмитрий Дейч
- Ещё мгновение, и я взорвусь, - сказал чайник. - Уснули они, что ли? Я устал. Из меня пар валит.
- Я бы на вашем месте не волновалась, - ответила крышка кастрюли. - В крайнем случае, слегка подгорите…
- Легко сказать: "подгорите", - взволновался чайник, - у этих людей нет сердца. Вышвырнут без выходного пособия!
- Между нами говоря, - вмешалась лопаточка для помешивания, - это был бы не худший вариант. Подумайте сами: что вы теряете? В вашем-то возрасте…
Чайник обиженно засопел и подпрыгнул на месте. Негромкий звон прокатился по комнате. Мусорное ведёрко забубнило по-французски, совок шикнул, и ведёрко, запнувшись на полуслове, умолкло.
- Вода выкипела, - прошипел чайник. - Прощайте.
- Вы не исчезнете, - сказала плита, - но просто изменитесь. Возможно, даже не заметив этого. Возможно, вы останетесь самим собой, но изменится мир, или, вполне вероятно…
- Я горю. У меня плавится донышко. Горячо внутри. Я…
И чайник умолк.
- Так! - сказала тарелка, и повторила: - Так! Так!
- Что с ним? Что с ним? - закричали чайные ложечки. - Он жив?
- Чайник! - сказала плита, - Отвечай. Это ты?
- Это я, - ответил сгоревший чайник.
- У тебя голос изменился.
Чайник засмеялся.
- Что с тобой? Тебе плохо?
- Эххххххх…
- Тебе хорошо? Чайник!
- Мне вос-хи-ти-тель-но!!! Мне так, как вам и не снилось! Уххххххххх…