Миры Филипа Фармера. Том 07. Темный замысел - Фармер Филип Жозе

Шрифт
Фон

Составляющий эту книгу роман "Темные замыслы" продолжает эпическую сагу о Мире Реки. Ее герои стремятся отыскать истину, скрытую от них экспериментаторами-этиками, но сами оказываются вовлечены в их темные замыслы.

Содержание:

  • От издательства 1

  • Темные Замыслы 1

  • Примечания 112

Филип Фармер
Миры Филипа Фармера. Т.7.
Темные замыслы

От издательства

В седьмом томе собрания сочинений Филипа Хосе Фармера продолжается титаническая сага о Мире Реки.

Составляющий этот том роман "Темные замыслы" первоначально планировался автором как часть завершающего тома трилогии, начатой романами "В тела свои разбросанные вернитесь" и "Сказочный пароход". Однако объем книги оказался так велик, что автор вынужден был вначале разбить его на два - "Темные замыслы" и "Магический лабиринт", с которым читатель встретится в следующем томе, а затем и дописать завершающий роман - "Боги Мира Реки".

"Темные замыслы" продолжают и развивают сюжетные линии, начатые в первых двух романах, неторопливо сплетая их вместе. Поодиночке и группами Избранные приближаются к обиталищу этиков - Туманной Башне, что стоит посреди Полярного моря, являющегося одновременно истоком и устьем Реки.

Но на пути их встают препятствия. И не только внешние - хотя в романе с лихвой достанет и дуэлей на мечах, и воздушных сражений на дирижаблях. Противником каждого становится прежде всего он сам. От жажды мести мутится рассудок Сэмюэля Клеменса, готового на все, чтобы отомстить укравшему его корабль королю Иоанну Безземельному. Питера Фрайгейта так занимают личности его попутчиков с очень прозрачными псевдонимами (прозрачными для американца - если узнать в Мартине Фаррингтоне Джека Лондона еще можно, то киноактера Тома Микса в Томе Райдере - весьма затруднительно), что первоначальная цель плавания становится почти неуловимой. Ричарда Бёртона мучит самая страшная пытка - пытка неизвестностью.

В этом романе, как и в следующих, Фармер отдал щедрую дань своему увлечению суфизмом. Это мистическое учение, родившееся в недрах ислама, связывает человека с Богом через любовь, находит Бога во всем сущем. Союз и противопоставление суфизма с западным мировосприятием служит философской основой завершающих книг "Мира Реки". Не случайно попутчиком Фрайгейта и Джека Лондона становится один из основателей этого учения Нурэддин эль-Музафир.

И, по суфистским канонам, реальность Реки оказывается предательски зыбкой. Противоречия накапливаются. Что-то из того, что говорили людям всемогущие этики, - ложь, но что именно? Почему прекратились воскрешения? Почему в Мире Реки так мало людей из конца XX века? Почему эти люди лишены загадочных меток на лбу и носят в мозгу черные шарики? Почему… почему… почему?..

Темные Замыслы

Хотя некоторые имена в сериале "Мир Реки" и вымышлены, но их прообразы (в прошлом или настоящем) вполне реальны. Вы в нем, может, и не упомянуты, но все равно вы - там.

Сэму Лонгу и моему крестнику Дэвиду - сыну доктора Доктера

А Ткач все гоняет проклятый уток

Сынам человечьим на горе;

Но замысел темный никто бы не смог

Узреть в полоумном узоре.

Деяния Хаджи Абд-эль-Ядзи

- Пусть выносят приговор!

А виновен он или нет - потом разберемся!

Алиса в Стране чудес

Предисловие

Книга, которая у вас в руках, - это третий том из серии "Мир Реки". Первоначально она должна была стать заключительной частью трилогии. Однако ее объем оказался слишком большим - свыше 400 000 слов. Если б ее напечатать под одной обложкой, она стала бы слишком неудобной для читателя и громоздкой.

Поэтому издатель и я решили разбить ее на два тома. Четвертый том будет называться "Магический лабиринт" и выйдет вскоре после этой книги. Он будет завершать серию на данном этапе и раскроет все тайны, которые появились в первых трех томах, связав все сюжетные линии в единый узел - может, гордиев, а может - и нет.

Любые романы о Мире Реки, которые могут появиться после четвертого тома, не должны рассматриваться как составная часть главного русла повествования. Это уж скорее "притоки", напрямую не связанные ни с главной загадкой, ни с поисками ее решения, что является содержанием первых трех томов. Мое намерение написать эти дополнительные тома основано на убеждении (и не только моем), что концепция Мира Реки слишком грандиозна, чтобы ее спрессовать в четыре книги. В конце-то концов, перед нами целая планета с единственной Рекой (или с узким морем) протяженностью 16 090 тысяч километров, или 10 миллионов миль. Больше 36 миллиардов человек обитает на ее берегах; и все это люди, жившие на Земле, начиная с раннего каменного века и кончая первыми годами электронного.

В первых четырех томах просто не хватило места, чтобы описать множество событий, которые, возможно, будут интересны читателю. Например, воскресшие распределены по долине Реки отнюдь не в согласии с той последовательностью, в которой они рождались на Земле. Тут имеет место неслыханное смешение рас и национальностей, относящихся к различным столетиям. Возьмем, к примеру, один из многих тысяч "блоков", на которые подразделяется речная долина. На этой полоске побережья, длиной в 10 километров, население на 60 % состоит из китайцев - жителей III века н. э., на 39 % - из русских XVII века н. э., а 1 % - это мужчины и женщины, выходцы из самых разных стран и времен. Как будут эти люди поднимать устойчивое государственное образование из волн анархии? Удастся ли им достигнуть успеха, или их попытки создать человеческую общность, способную противостоять враждебным государствам, с треском провалятся? Какие проблемы при этом возникнут?

В книге, лежащей перед вами, Джек Лондон, Том Микс, Нур-эддин эль-Музафир и Питер Джейрус Фрайгейт плывут на корабле "Пирушка-2" вверх по Реке. Что касается Фрайгейта и Нура, то они неплохо обрисованы в третьем и четвертом томах, а вот на характеристику остальных там места не хватило. По сей причине рассказы-"притоки" дадут мне возможность эту прореху залатать.

В этих рассказах будет также повествоваться о том, как команда "Пирушки" встречалась с важными и с менее значительными представителями различных сфер человеческой деятельности. Среди них будут Да Винчи, Руссо, Карл Маркс, Рамзес Второй, Ницше, Бакунин, Алкивиад, Эдди, Бен Джонсон, Ли Бо, Нихирен Дайсёнин, Ашока, некая пещерохозяйка времен ледникового периода, Жанна д’Арк, Гильгамеш, Эдвин Бут, Фауст и другие.

Кое для кого уже стало очевидным, что Питер Джейрус Фрайгейт удивительно схож с автором. И я в самом деле являюсь прототипом этого действующего лица, но Фрайгейт лишь приблизительно сходен со мной, подобно тому как Дэвид Копперфильд только относительно похож на Чарльза Диккенса. Физические и психологические черты автора - лишь трамплин для перенесения реальности в парареальность, то есть в литературу вымысла.

И еще я должен извиниться перед читателями за сенсационно закрученные концовки трех первых романов. Структура сериала такова, что я не смог избежать подражания азимовской "Академии". Каждый из этих томов, как кажется читателю, содержит окончательное решение, и тайна, по-видимому, раскрывается до конца, но это сделано лишь для того, чтобы в следующем томе обнаружить обманный характер приведенного раньше решения.

Я надеюсь завершить всю серию - от первого до пятого (а может, и до шестого) тома, прежде чем придет мой черед лечь и отдыхать в ожидании права подняться на борт Корабля, плывущего по Реке.

Глава 1

Тревожат сны Мир Реки.

Сон - эта Пандора Ночи - куда более щедра тут, чем на Земле. Там вы получаете один сон для себя, а ваш сосед - другой. Завтра же вам достанется соседское сновидение, а ему - ваше.

Здесь же - в этой бесконечной долине, заключенной в рамку столь же бесконечно тянущихся берегов, Пандора разом опустошила свой ларец, осыпав всех своими дарами: ужасом и наслаждением, воспоминанием о прошлом и предвидением будущего, тайнами и их разоблачением.

Миллиарды людей вздрагивают, бормочут, стонут, плачут, смеются, вопят, всплывают к пробуждению и снова погружаются в глубины сна.

Мощные стенобитные машины крушат стены сознания, и сквозь проделанные дыры проникают странные существа. Нередко им не хочется уходить, и они остаются - фантомы, отказывающиеся растаять даже при утреннем крике петуха.

А еще, по каким-то неизвестным причинам, одни и те же сны повторяются здесь снова и снова куда чаще, нежели на планете-матери. Актеры Ночного Театра Абсурда настаивают на повторных ангажементах и на представлениях, которыми руководят они сами, а вовсе не продюсеры. Зрители же не могут ни аплодировать, ни освистывать, ни швырять на сцену тухлые яйца или капустные кочерыжки, ни уходить, ни болтать с соседями, ни впадать в забытье.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке