Эриксон Стивен - Мечи и темная магия

Шрифт
Фон

Вы держите в руках уникальный сборник, представляющий все грани жанра "меча и магии", зародившегося на стыке высокого эпического фэнтези и гангстерского боевика. Как правило, главный герой - солдат удачи, наемник или авантюрист. Много холодного оружия и горячих красоток, хитроумного колдовства и простодушной жажды наживы, ограбленных сокровищниц и разозленных этим драконов, веселых попоек и сражений не на жизнь, а на смерть. Наиболее яркие герои этого жанра не только сами по многу лет не сходят со страниц и экранов, но служат источником вдохновения для новых произведений. В антологию "Мечи и темная магия" вошли рассказы как признанных мастеров, отцов-основателей жанра, так и авторов, немало поспособствовавших возрождению читательского интереса к этой литературе в последние годы. Имена Майкла Муркока, Тима Леббона, Глена Кука, Джина Вулфа, Майкла Ши, Танит Ли, Стивена Эриксона, Роберта Силверберга о многом говорят искушенному любителю фантастики.

Содержание:

  • ТЕМНЫЙ ВЛАСТЕЛИН НА ПОРОГЕ - (перевод С. Беловой) 1

  • СТИВЕН ЭРИКСОН - Триумф - (перевод Ю. Никифоровой) 3

  • ГЛЕН КУК - Стремнина Эльба - Из летописей Черного Отряда - (перевод В. Пузия) 9

  • ДЖИН ВУЛФ - Кровавый спорт - (А. Гузмана) 16

  • ДЖЕЙМС ЭНДЖ - Поющее копье - (перевод Л. Дукорской) 19

  • КЭРОЛАЙН ДЖ. ЧЕРРИ - Волшебник Висцезана - (перевод Г.В. Соловьевой) 21

  • К. ДЖ. ПАРКЕР - Полная рабочая неделя - (перевод Г.В. Соловьевой) 27

  • ГАРТ НИКС - Подходящий подарок для куклы-колдуна - (перевод Г.В. Соловьевой) 32

  • МАЙКЛ МУРКОК - Красные жемчужины - Из цикла ой Элрике - (перевод Г.В. Соловьевой) 35

  • ТИМ ЛЕББОН - Дэл Бэмор становиться богом - Из истории города Эхо - (перевод Е. Большелаповой) 44

  • РОБЕРТ СИЛВЕРБЕРГ - Темные времена на Полуночном рынке - (перевод Г.В. Соловьевой) 50

  • ГРЕГ КИЗ - Неоскверненный - (перевод А. Асвадова) 54

  • МАЙКЛ ШИ - Руб, мастер-колорист - (перевод Е. Королевой) 57

  • СКОТТ ЛИНЧ - В книгохранилище - (перевод П. Скорняковой) 65

  • ТАНИТ ЛИ - Два льва, ведьма и Мантия Войны - (перевод Ю. Никифоровой) 75

  • КЭТЛИН Р. КИРНАН - Дочь морского тролля - (перевод Е. Королевой) 81

  • БИЛЛ УИЛЛИНГХЭМ - Дерзкие воры - (перевод Л. Дукорской) 87

  • ДЖО АБЕРКРОМБИ - Дурацкое задание - (перевод Л. Дукорской) 88

  • Примечания 93

Лу Андерс, Джонатан Стрэн
Мечи и темная магия

ТЕМНЫЙ ВЛАСТЕЛИН НА ПОРОГЕ
(перевод С. Беловой)

"Меч и магия" - название говорит само за себя. Поединки, приправленные колдовством. Если высокое (эпическое) фэнтези повествует о столкновении огромных армий Добра в чистом виде и отпетого Зла, где светлые силы должны одержать верх над повелителями Тьмы, зацикленными на мировом господстве, то произведения "меча и магии", по сути, представляют собой антитезу этим эпопеям. Незначительные по масштабу характеры на ролях главных героев, частенько идущих на уступки в том, что касается морали, чей героизм редко простирается на задачи большие, чем спасение собственной шкуры (даже если герой сам заварил кашу в погоне за выгодой). "Меч и магия" - это тот жанр, где фэнтези обнаруживает все признаки хорошего вестерна с его странствующими вооруженными всадниками, попадающими в экзотические места и немыслимые заварушки.

В то время как высокое фэнтези занимается воюющими народами и легендарными сражениями, "меч и магия" фокусируется на поединках, происходящих в темных переулках опасных городов, под сводами заброшенных храмов, в глубинах мрачных подземелий. Можно сказать, что если высокое фэнтези наследует "Илиаде", то "меч и магия" - дитя "Одиссеи".

Джон Рональд Руэл Толкин - непререкаемый авторитет и основоположник высокого фэнтези. Его "Властелин колец" базируется на скандинавской мифологии, личном опыте, полученном во время Второй мировой войны и в какой-то мере на вагнеровском "Кольце нибелунга" (хотя сам Толкин решительно это отрицал). Именно история титанической борьбы за судьбы народов привела к признанию фэнтези как полноценного литературного жанра и проложила дорогу тысячам продолжателей. Среди известных имен можно упомянуть Терри Брукса, Терри Гудкайнда, Роберта Джордана, Роджера Желязны, Стивена Р. Дональдсона - все они в неоплатном долгу у оксфордского профессора.

Что же касается ранних произведений в стиле "меча и магии", то они обязаны своим возникновением уроженцу Техаса Роберту И. Говарду, опиравшемуся на сказки и мифы ирландских предков, а также на невероятные истории из жизни американского Запада. Созданные им повести и рассказы о приключениях отличались мрачноватым взглядом на мир и суровой брутальностью. Боксер шести с небольшим футов ростом, известный своей выносливостью и победами практически во всех поединках, Говард привносил в вымышленные коллизии ту самую реальность, которую знал по опыту. Говард был уже весьма популярным автором, писавшим для пары десятков научно-фантастических журналов, когда на страницах "Weird Tales" появился его первый рассказ о Конане-киммерийце. Подобно тому как Толкин поселил своих героев в Средиземье, Говард придумал Гиперборею - доисторическую землю, существовавшую в промежутке между падением Атлантиды и временем появления первых исторических летописей, ставших декорациями для приключений Конана. Конан пришел с первобытного Севера, "вор, грабитель, убийца с великой тоской и великой радостью, чтобы попрать украшенные драгоценными камнями троны своею ногой, обутой в сандалии…". Вот так, руками и ногами Конана, Говард проложил путь новому направлению фэнтези, передающему привет как головорезам Александра Дюма и Рафаэля Сабатини, так и бунтарям с американского Запада.

Конан был самым что ни на есть закоренелым солдатом удачи с фаталистическим взглядом на мир, но нечуждым идеалам дружбы и внутренним переживаниям. С 1933 года и вплоть до своей смерти в 1936 году, Говард опубликовал восемнадцать историй о Конане на страницах "Weird Tales". Успех был настолько велик, что практически моментально под впечатлением от Конана стали появляться герои-отражения в произведениях таких писателей, как Кэтрин Л. Мур и Фриц Лейбер.

Мур представила "Джирел из Джойри" ("Jirel of Joiry") в 1934 году, спустя год после дебюта Конана. Примечательно, что Джирел оказалась первой героиней в жанре "меча и магии". Она правила вымышленной средневековой французской провинцией и была известна тем, что в большинстве случаев предпочитала полагаться на свой ум, а не на кулаки, хотя и за меч бралась охотно. Из-под пера Мур на протяжении 1934–1939 годов вышло шесть историй, первая из которых уже стала классикой - "Поцелуй черного бога" ("Black God’s Kiss").

В свою очередь Фриц Лейбер, в союзе с другом Гарри Отто Фишером, создал первый дружеский дуэт героев - Фафхрд-варвар и его напарник и сообщник, мелкий воришка по кличке Серый Мышелов. Впервые появившиеся на страницах журнала "Unknown" в 1939 году, Фафхрд и Мышелов заслуживают особого упоминания уже за то, что их приключения продолжались вплоть до 1991 года и завершились устроенной жизнью героя в браке. Подобно Говарду, Толкину и Мур, Лейбер создал выдуманный мир, и его Нивон стал хоть и не первой, но весьма запоминающейся попыткой построения фэнтезийной вселенной.

Современник Говарда Кларк Эштон Смит также знаменит своим вкладом в жанр: его собственные гиперборейские истории, как и у Говарда, разворачиваются в мифическом времени. Но в его случае Гиперборея располагается на Арктическом континенте, чья цивилизация находится на последнем издыхании перед лицом надвигающегося ледникового периода. Населив Гиперборею волшебниками и странными божествами, Смит словно объединяет миры Роберта Говарда с мирами третьего величайшего писателя-фантаста эпохи господства "Weird Tales", Говарда Филипса Лавкрафта.

Однако в шестидесятых жанр "меча и магии", за исключением, пожалуй, лейберовских рассказов про Фафхрда и Серого Мышелова, несколько теряет свою популярность, пока Лин Картер не создает серию произведений в подражание говардовскому Конану, имеющую большой успех и издающуюся по сей день. Картеровская сага о Тонгоре открывается романом "Волшебник из Лемурии" ("The Wizard of Lemuria", 1965), где "варварская" тема Говарда сочетается с произведениями Эдгара Райса Берроуза. Романы Картера насыщены магией, летающими машинами и повествуют о попытках человечества избавиться от гнета коварной змеиной расы Королей-Драконов. Картеровский эпос о Тонгоре, однако, сошел на нет, когда писатель был приглашен Спрэгом Де Кампом в помощники для "воскрешения" Конана.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги