Злые мифы о России. Что о нас говорят на Западе? - Прокопенко Игорь Станиславович страница 3.

Шрифт
Фон

Если покопаться в истории, выяснится, что впервые русских назвали пьющими в европейских хрониках. Там описано, как Россия принимала христианство в IX веке. Когда князь Владимир Святославович выбирал веру для государства, он говорил с представителями всех конфессий. Ислам запрещал хмельное – и историки за это зацепились.

Комментирует историк Вольфганг Акунов: «Князь Владимир подумал и ответил: „Нет, не приму я ваш закон. Не потому, что мне он сам не нравится, а потому, что народ меня не поймет, ибо, – якобы произнес он рифмованную фразу, – в Руси есть веселие пити, не можем без того быти“. Из этого делается вывод, что именно Русь с самого начала жила под знаком беспробудного пьянства».

Президент Шарль де Голль

Вот как написал о том, сколько пьют русские, австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн в 1549 году, когда он жил в гостях у знатного вельможи: встают в полдень, садятся на лавки, начинают пить. Жрут, пьют, рыгают, потом опять жрут, пьют, рыгают и так весь день до заката солнца.

Герберштейн назвал русских ленивыми, лживыми и вороватыми. Но давайте посмотрим, кто такой этот барон и зачем прибыл в Московию. У посланника была тайная миссия, которую поручил ему король Германии Максимилиан I: найти подход к князю Василию Третьему, чтобы тот, ни много ни мало, бесплатно отдал Смоленщину польскому королю!

Стоит ли сомневаться, что Герберштейна почти вышвырнули вон… Разве будут объективны его записки о стране, где он потерпел дипломатическое фиаско?

А как было на самом деле? Что и сколько пили, например, до крещения Руси?

Мало кто знает, но водки тогда еще не было. Для веселья употребляли напитки легкого брожения – квас, мед и пиво. Их градус был ниже, чем сегодня. В обычный день никто не садился за стол с кружкой пива, хмельное употребляли или по праздникам, или по завершении большого дела. Подросткам не наливали. Более того, пить запрещалось и молодоженам до рождения первенца.

А слово «водка» почти до XIX века обозначало совсем другой напиток! Прежде чем продолжить, напомню – в издательстве «Эксмо» вышла книга «Пища богов. Секреты долголетия древних», это наш коллективный и очень полезный труд. Читайте, обещаю – будет вкусно! Запомнили? Тогда продолжаем рассказ про водку.

В XVI–XVII веках все основные водки были лекарственными. Когда вы сейчас идете в аптеку и покупаете какую-нибудь микстуру – например, валериану или какое-нибудь успокаивающее средство, – это и есть отголоски исторических лечебных водок. Это как народная медицина: травки подбирались таким образом, чтобы алкоголь вытягивал из них целебные вещества, а при попадании в организм – отдавал их.

Водка была лекарством! Были водки для лечения почти всех хворей, от простуды до нервной горячки, применяли даже средневековый аналог виагры, знали и рецепт водки для улучшения памяти. В этом легко убедиться, увидев в любом музее сосуды для водки. Это вовсе не граненый стакан и даже не пятидесятиграммовая рюмка, объем этих мензурочек просто микроскопический.

Рассказывает историк водки Руслан Брагин: «Была очень интересная водка, называлась „водка ночных стражей“. Человек выпивал наперсток, 20 граммов такой водки, травки заставляли сердце колотиться, он не мог заснуть всю ночь. Были специальные маленькие рюмки объемом 10–15 граммов, они назывались „мухи“».

Выражение «под мухой», вероятно, возникло, когда водку стали пить из посуды посерьезней. Постепенно мед и брагу, действительно, вытеснили более крепкие напитки. Об этом мы знаем опять же из записок европейских путешественников. Однако они не торопились обвинять нашу страну в любви к крепким напиткам, скорее всего, потому, что у себя дома видали загулы посерьезней…

Один из самых могущественных монархов просвещенной Европы Людовик XIV шокировал русских дипломатов тем, что был постоянно пьян. Посланники говорили, что с самого утра его величество король французский был уже подшофе, на веселом глазу. Первый завтрак французского короля, который он потреблял, еще лежа в кровати, состоял из бисквитов, которые окунались в мадеру.

Пили еще и потому, что разрешали властители дум – духовенство само подавало пример, ведь пиво и вино готовили, как правило, в монастырях. Об этом не любят говорить, но папа римский Александр VI Борджиа умер от перепоя. А Мартин Лютер, основатель лютеранства, говорил: «Каждая страна должна иметь своего дьявола, немецкий дьявол – добрая бочка вина». В судебных архивах XVI века много протоколов о пьяных драках в церкви, и зачинщиками их часто бывали пасторы и даже епископы!

Так, в средневековом Бергене священник спьяну спалил полгорода от одной свечи. А богослов и ученый Генрих фон Ранцау задавался вопросом не о том, пить ли вообще, а о том – что, сколько и в какой компании.

Хотя, стоит признать, пьянство стало для России серьезной проблемой в конце XIX века. Тогда, после отмены крепостного права и начала бурного экономического роста, тысячи крестьян в поисках лучшей жизни отправились в города – там новая жизнь, много денег и соблазнов, один из которых – дешевая водка. Ведь еще в начале XIX века водка была дорогим напитком, который могли себе позволить только люди состоятельные. Ситуация резко изменилась, когда на западе был изобретен дешевый способ производства этилового спирта.

Русской водкой с XVI века назывался, по сути, солодовый виски, который перегнали с травами, специями, кореньями, овощами. Что же сейчас называется водкой? Смесь этилового ректификованного спирта из пищевого сырья и водоспиртовой смеси, пропущенной через угольную колонну. Это совершенно другая технология, более современная.

Мало кто знает о том, что классическая старая русская водка называлась полугаром и имела она совсем другую крепость и вкус. Что касается водки в современном понимании, то ее изобретение приписывают Дмитрию Менделееву. Это, на самом деле, большое историческое заблуждение. Великий русский химик, действительно, много времени посвятил не самым скучным экспериментам, смешивая спирт с водой. Однако делал это не для того, чтобы создать новый национальный русский напиток, а с целью применения разведенного спирта в промышленном производстве, так что никакой формулы водки Менделеев не выводил.

Это миф, причем дурацкий. 40 градусов – это крепость полугара, который в 1866 году министр финансов Российской империи Михаил Христофорович Рейтер округлил с 38,5. Зачем это понадобилось? Страна перешла на акцизную систему взимания налогов, и чиновникам удобнее было подставлять в формулу целую цифру, а не дробную. Так что водка – это сугубо народное творчество.

Однако в России умели держать пьянство под контролем, обходясь при этом без обществ анонимных алкоголиков и прочей психотерапии. Например, если крестьянин пил слишком много и это мешало работе, сначала с ним просто говорили уважаемые люди. Когда же устыдить не удавалось, применялись меры более суровые.

Крестьяне решали сами. Например, соседу – 20 розог. Если вдруг не помогало, – а обычно помогало, – то следовала еще более унизительная мера. Община решала, что главой семьи будет не пьющий человек, а его сын. Но это было совсем стыдно, стыднее розог, поэтому с пьянством справлялись.

«Прощай, немытая Россия», – написал однажды великий Лермонтов, никак не подозревая, что эта строчка много позже неожиданно превратится в обидное клеймо, несправедливую характеристику и проклятие. Немытой войдет в новейшую историю наша страна, неряшливой, грязной, убогой и некультурной. А такой ли уж Россия была немытой? Конечно, все познается в сравнении. И в сравнении с чистенькой кукольной Европой мы вроде бы действительно проигрываем. Но так ли это на самом деле?

Знаменитые своим дизайном немецкие домики называются фахверхи, в дословном переводе «домик-клетка». В 1990-е годы многие новые русские решили перенять дизайн этих пряничных домиков и построить их для себя на родине. Однако мало кто догадывался, что стены этих игрушечных домиков сделаны отнюдь не из дерева или кирпича, а… из окаменевшего коровьего помета, просто для экономии строительного материала.

Вспомните виды знаменитых на весь мир европейских рыцарских замков, пристройки в виде башенок. Там наверняка будут отверстия прямо в стенах – и это вовсе не бойницы для лучников, как может показаться на первый взгляд. Эти окошки служили туалетом для благородных феодалов – владельцев замка, а вот для простых горожан в средневековой Европе в качестве туалета применялось простое окно.

Известные нам по фильмам широкополые мушкетерские шляпы вошли в моду именно из-за таких нехитрых туалетов, потому что случайные прохожие предпочитали, чтобы содержимое ночных горшков попадало им не на волосы, а хотя бы на поля шляпы.

Изысканный реверанс – всего лишь способ убрать грязную шляпу от носа собеседника. В XIII веке содержимым ночного горшка облили самого короля Людовика IX Он рассвирепел и издал указ: кричать «берегись!», прежде чем вылить ночную вазу на улицу.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги