Анна выполнила условия договора. В назначенный день, когда Мишка пришел оценить работу друга, она подошла к ничего не подозревающему Вадиму и впилась в его губы смелым поцелуем, а затем, резко отпустив ошеломленного красавца, подмигнула широко улыбавшемуся Мишке и, взяв сумочку, быстро покинула квартиру, громко хлопнув входной дверью. С гулко бьющемся сердцем Анна выбежала на улицу и некоторое время стояла неподвижно, в совершенном изнеможении прислонившись к стволу росшего у самого подъезда клена, жадно ловя ртом прохладный мартовский воздух. Если бы только Мишка знал, скольких сил ей стоило подойти к Вадиму и поцеловать его! И ничем себя не выдать!
В итоге, представив на международную студенческую выставку портрет девушки с яблоками, Вадим выиграл гранд - год стажировки в Италии, где позже и продолжил свое обучение, а она перевелась на искусствоведческий. Больше они не виделись. До сегодняшнего дня.
Анна тряхнула головой и заправила за уши рассыпавшиеся волосы. Да, сегодня был очень богатый на события день. На события и на воспоминания. Но довольно тратить время ради лирических отступлений, пора заниматься делами. Значит, Алексей Саввин…
Взяв в руки увесистый том Энциклопедии «Искусство. Начало XX века», Анна погрузилась в чтение:
«Саввин Алексей Федорович (1889-1950) – живописец, один из ярчайших представителей русского импрессионизма. В 1907 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у Коровина К. А.
В 1911 году написал портрет «Женщина с сиренью». Из ранних работ художника именно эту принято считать определяющей для всего его дальнейшего творчества. Осенью того же года Саввин принял участие в выставке…»
Белая сирень
Ольга сидела, слегка наклонив голову и опустив глаза. В ее руках был букет цветущей белой сирени, от запаха которой почему-то становилось волнительно. Она не любила белую сирень, но Алексей, или, как она ласково звала его про себя, Алешенька, настоял именно на этой.
Окно было открыто, и с улицы слышались крики детей, которые во что-то с азартом и восторгом играли, низкий грудной голос Марии Львовны, выговаривающей Платону, невысокому, подслеповатому крестьянину, что следил за огородом и цветниками.
Стояли последние дни мая, ясные, солнечные, теплые, еще без изматывающей летней духоты. В комнату врывалась весенняя свежесть, прохладный ветерок слегка трепал занавеску и обдувал обнаженные плечи Ольги. А в руках был пышный букет белой сирени. И от его запаха, совсем не сладкого, не удушливого и не пряного, почему-то было особенно тревожно и, да-да, все же волнительно. Ольга позировала для портрета. Непривычно и ново каждый день перед обедом сидеть, замерев в одной и той же позе, с букетом в руках, опустив глаза и тайком наблюдать за совсем еще молоденьким художником. Он казался ей нескладным и очень трогательным. И хотя Ольга знала, что этот мальчик уже закончил художественное училище, почему-то думалось, что он до сих пор студент. Взволнованный, неловкий и невероятно старательный. По сравнению с ним Ольга чувствовала себя уже степенной женщиной, почти зрелой и даже немного мудрой, хотя и была старше художника всего на пять лет.
- Николенька, Николенька, я поймал его! Иди скорее, посмотри какой огромный майский жук!!! А усы-то усы… надо найти коробочку, куда его посадить.
Звонкий детский голос отвлек Ольгу от своих мыслей. Который год подряд она проводила позднюю весну и все лето в Высоком у Марии Львовны, родной сестры своего мужа. Здесь всегда было шумно и весело, из Москвы часто приезжали гости и оставались на две-три недели, устраивались домашние концерты, вечера, походы на рыбалку, в поля и леса. В доме всегда было тесно и весело. На выходные обязательно прибывал муж Ольги – Сергей Львович, известный московский фабрикант, который был человеком серьезным и крайне занятым, но, оказываясь здесь, в семейном кругу и среди друзей, становился вдруг добрым и с ней, Ольгой, необычайно мягким.
Сирень в руках начинала увядать, и еще совсем недавно свежие маленькие цветы стали никнуть, становиться вялыми, безжизненными. И даже если сейчас букет поставить в вазу, он все равно уже совершенно безвозвратно погиб. Завтра будут срезаны новые ветки, Ольга сядет на тот же самый стул, точно также склонит голову, и целый час будет молча сидеть, предаваясь своим мыслям, чувствовать немного резковатый аромат цветов и отчего-то волноваться.
В эту весну к Марии Львовне приехал гостить сын ее старой подруги, молодой художник, совсем недавно блестяще закончивший художественное училище. По ее словам, в скором времени Алешенька должен был написать работу для первой в своей жизни выставки. А где лучше всего найти источник вдохновения, как не вдали от города, на природе?
Так в Высоком появился этот мальчик. В нем еще жила юность, такая, при которой сердце полно надежд и веры. Он очень боялся показаться незрелым, ему так отчаянно хотелось произвести на окружающих отличное впечатление и заставить себя уважать.
Его густые пшеничные волосы топорщились в разные стороны, потому что Алексей, волнуясь, постоянно запускал в них руки. Он писал каждый день, бывало, уходил в старый заросший парк, очень напоминающий лес, или на пруд, искал… искал то, что могло бы стать темой его работы для выставки. А Мария Львовна тем временем как-то в шутку заметила, что в их доме столько прекрасных барышень, что, право слово, музу-то и не очень сложно найти, да хоть бы Оленьку изобразить. Вот так совершенно случайно, из шутки, сказанной за столом во время обеда, родилась идея написать этот портрет. И теперь она каждый день исправно позировала молодому художнику, наблюдая из-под опущенных век за тем, как Алешенька смешивает краски, как порывисто наносит на холст мазки, как сосредоточенно смотрит потом на то, что получилось, хмурит белесые брови, а после бросает быстрый цепкий взгляд на нее и снова начинает что-то торопливо рисовать. В такие моменты Ольге казалось, что, полностью поглощенный своей работой, он находится где-то очень далеко от Высокого. И при этом каждый раз она ловила себя на мысли, что боится пошевелиться, спугнуть его вдохновение. И еще Ольга призналась себе, что ей очень нравится за ним наблюдать.
Глава вторая
Одной Звезды я повторяю имя…
Анна позвонила Епифанову и дала свое согласие на сотрудничество, однако поставила условие, что это будет единственный раз, когда ей предлагают провести экспертизу экспоната, купленного на зарытом интернет-аукционе. Все-таки хорошо, что есть обтекаемые формулировки и в некоторых случаях не обязательно все называть своими именами!
На следующее утро у подъезда дома ее уже ждала машина, которая привезла молодую женщину на Арбат. Там, в одном из старых антикварных магазинчиков хранилась картина. Черный рынок давно уже отладил безупречную систему отношений продавцов, покупателей и посредников. Анну проводили через весь магазин в подсобное помещение, которое оказалось хорошо освященной просторной комнатой, в центре на подставке стоял холст. Кроме этого здесь находились все необходимые для художника, реставратора или эксперта приспособления. Настоящая маленькая мастерская, есть даже письменный стол и компьютерное оборудование. Сняв с себя легкий плащ и аккуратно повесив его на спинку стула, Анна неторопливо подошла к картине. Она с ней знакомилась.
За день до этого в каталоге было найдено словесное описание «У моря», к слову, очень скудное. Анна сделала копию и взяла лист с собой.
«1921 год, холст, масло, 100*130 см. Картина зрительно делится на три неровные горизонтальные линии. Самая широкая часть - верхняя, изображающая чистое безоблачное голубое небо. У края картины цвет ярче, но постепенно бледнеет ближе к линии горизонта. Самая узкая полоса – средняя. Она имеет насыщенный синий цвет. Это море, почти ровная водная гладь, испещренная чуть заметной редкой рябью.
Нижняя часть – берег. Цветовая гамма бежево-белая. В левой части картины расположен крупный камень-валун. Он практически такого же цвета, что и берег, но на несколько тонов темнее.
В центре композиции, с небольшим смещением вправо, спиной к зрителю, стоит женщина. На ней легкое длинное белое платье, чуть приспущенное с одного плеча. Обняв себя руками, женщина смотрит на море. На голове ее - соломенная шляпка с небольшими полями, у ног – несколько ракушек».
Она стояла перед картиной с зажатой в руке бумажкой и любовалась работой. Ни одно, даже самое подробное описание не в силах передать очарование многих картин. Анна увидела на холсте перед собой ясный полдень. Лучи солнца настолько освещали все вокруг, что берег и валун казались практически белыми, а море, спокойное море на таком фоне выделялось насыщенной яркой полосой. Все три зрительные линии были так пропорционально и правильно подобраны, что сама композиция, несмотря на свою абсолютную простоту, казалась на редкость гармоничной. И, конечно, взгляд зрителя сразу же привлекала женщина на берегу. Хрупкая фигурка – почти силуэт, лица не видно, волосы скрыты скромной соломенной шляпкой, из-под полей которой выбиваются всего несколько прядей. Но, глядя на эту женщину, складывается полная уверенность, что она молода и красива, и что она еще долго будет стоять на этом берегу, задумчиво глядя вдаль. А у ног ее горкой лежали перламутрово-розовые ракушки, и лишь одна из них выделялась. Она отливала бирюзой.