Блеск и нищета детективного жанра - Мазин Александр Владимирович

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Блеск и нищета детективного жанра файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Мазин Александр

'Блеск и нищета' детективного жанра

А. Мазин

'Блеск и нищета' детективного жанра

Эта статья -- не исследование детективного жанра, как такого. Нижеизложенное -- попытка разобраться в состоянии отечественного "детективного" рынка в России и проанализировать причины, которые к этому состоянию привели. Попытка обобщить: чем нынче представлен в магазинах и на лотках жанр, уступающий популярностью только учебникам, и что ждет детектив и нас с вами в будущем. Когда я говорю "нас", то имею в виду не столько нас, писателей детектива, сколько нас - его читателей. Себя же я отношу к той, и к другой категории одновременно, и глубоко убежден, что только настоящий любитель детектива может написать хороший детектив. Обратное, к сожалению, не всегда верно.

Исключительно для удобства анализа я начну с того, что проведу некую весьма общую классификацию книг детективного жанра, представленных вниманию читателей.

Список сей по справедливости должна была бы возглавить...

Классическая литература с детективным сюжетом.

(Прошу не путать с классическим детективом!)

Это произведения, от античных до нынешних времен, где детективный сюжет используется настоящим Мастером для создания произведения, которое затем входит в Анналы...

Банальный пример: "Преступление и наказание", хотя последнее, насколько мне известно, создавалось именно как "развлекательное чтиво".

Любимый пример: "Американская мечта" Нормана Мейлера.

Вообще-то я охотно писал бы об этом "типе" детективов отдельно и долго, но склонен думать, что мне такая задача не по рангу да и не по силам. Поэтому я с большим сожалением вычеркиваю лучшее и спускаюсь с олимпийских небес к земным реалиям. Итак...

Классический детектив. Типичные примеры авторов: Агата Кристи, Честертон, Конан-Дойль, Карр и т.д. Полный список наверняка занял бы не одну страницу.

Типичная особенность: загадочность. Есть труп (хотя бы один), есть место, где труп обнаружили, и есть сыщик (профи или любитель), который должен установить убийцу. В хорошем классическом детективе поиск убийцы -- это здоровое соревнование между сыщиком и читателем. В качественном (подчеркиваю: в качественном) классическом детективе -- это честное соревнование. Иными словами, автор закладывает в текст достаточное количество "следов", чтобы продвинутый читатель и без помощи сыщика догадался, кто прикончил старушку. Автор не утаивает информации, но распределяет ее так, чтобы улики не бросались в глаза, а подозрение попеременно кочевало с персонажа на персонаж. И сыщик решает задачу исключительно благодаря интеллекту, а не потому что ему с утренней почтой принесли чистосердечное признание убийцы.

Характерная особенность -- "... преступления раскрываются благодаря способности размышлять, а не из-за доносов предателей или промахов преступников". Эти слова принадлежат известному автору "классических" детективов -- Джону Диксону Карру. И они абсолютно правильны, если говорить о классическом детективе, но не имеют ничего общего с тем, как обстоит дело в реальной жизни. Упрощенный вывод: классический детектив -- некая абстрактная игра (зачастую высокохудожественная) для любителей-интеллектуалов.

"Крутой" детектив. Типичные примеры авторов: Хэммет, Стаут (хотя него есть сильный сдвиг в сторону "классики"), Маклин и еще многие-многие... А из наших, отечественных, безусловно, Барковский-Измайлов (впервые!), Бушков, Латынина... Опять-таки, список столь велик, что привести его полностью нет никакой возможности.

Типичная особенность "крутого" детектива -- "Крутой" герой, парень с превосходной силовой подготовкой и некоей толикой мозгов, которые периодически сотрясаются от ударов тяжелыми предметами. Иногда главных героев двое. Один бьет (одного бьют), другой думает. В типичном "крутом" детективе поиск убийцы (грабителя, похитителя, террориста) является для героя не предметом интеллектуальной игры, а единственным способом уцелеть. То есть, иной герой может и не стал бы искать негодяя, да выхода другого нет.

Вывод: "крутой" детектив -- чтиво для тех, кто предпочитает острый сюжет, туповатое мужество и много-много приключений.

У этого жанра есть подвиды:

Детектив-боевик -- акцент делается уже не на распутывании преступления, а на самом процессе стрельбы и мордобоя и, наконец, просто боевик, где уже исключительно стрельба, мордобой и неупорядоченные половые связи, как естественная характеристика настоящего героя (героини). На нашем отечественном рынке сей жанр превалирует. Но об этом -- позже. Типичный пример автора детектива-боевика -- Чейз. Импортное название этого типа детективов -триллер.

Полицейский (ментовский) детектив. В качестве характерных примеров можно привести Макдональда и Андрея Кивинова. Характерный признак: детальное описание механизма работы соответствующих служб. Естественно, описание художественно приукрашенное (рутинная работа органов вгонит читателя в сон на первой же странице), но более-менее достоверное.

Политический детектив. Типичные авторы: Сидни Шелдон, Даниил Корецкий, (хотя у последнего достаточно романов, относящихся и к "ментовскому" стилю) Юлия Латынина.

Характерные особенности: вскрытие механизмов работы державных структур, спецслужб, финансистов и проч.

"Тюремный" боевик. Наиболее массовая отечественная продукция в "детективном" жанре. Как правило, к детективу отношения не имеет, авторов -множество, обознается легко по символике, названиям серий и книг. На особенностях я остановлюсь позднее.

И наконец самый популярный в нас в стране...

Женский детектив.

Типичные авторы: Маринина, Дашкова, Семенова и другие. Типичная особенность: главный герой -- женщина, либо -- Мечта женщины, либо мужчина с характером и психологией женщины. Последний может быть необычайно крут, укладывать врагов(мужчин и нехороших женщин(стерв) пачками, но не щадя живота защищает старушек, школьниц, домашних животных и всегда отметит на собеседнике неаккуратно пришитую пуговицу. Женский детектив выделен мною в особую категорию исключительно благодаря его популярности, а не потому что он является самостоятельным жанром. По сути это детектив одной из перечисленных выше групп, смешанный с дамским романом, как правило, романтическим дамским романом(есть еще и эротический). В первую очередь успех "дамского" детектива объясняется тем, что среди покупателей "легкого чтива", согласно статистике, женщины средних лет составляют большинство.

Осталось еще два менее популярных "подвида" детективов, о которых мне хотелось бы все же упомянуть. Это...

Мистический детектив. Типичные авторы: Дин Кунц, Стивен Кинг. Из отечественных авторов не могу назвать никого. С этим жанром у нас никто не работает. Почему -- будет сказано ниже. Характерная особенность, как нетрудно предположить, -- мистика. Не путать с фантастикой -- это разные вещи. Подвиды мистического детектива:

Исторический мистический детектив: типичный автор Умберто Эко. Примеры среди современных отечественных авторов сходу подыскать затрудняюсь.

"Ужастик". От английского "horror" -- ужас. Тот же Кинг, один из самых читаемых авторов в России пишет именно ужастики, но при этом сам жанр представлен весьма скудно, даже если говорить о переводных романах.

Фантастический детектив. Примеров множество. По сути фантастика является сопредельным детективу жанром. Многие писатели-детективщики, лучшие из них, такие, как Бушков и Латынина, например, отдали дань фантастике. Хотя можно полным основанием можно и перефразировать: фантасты Бушков и Латынина отдали дань детективу. К этому жанру можно безусловно отнести "Инсайдера" Латыниной или "Геном" Лукьяненко. Правда, если в первом "детективность" оправданна и органична, то ко втором примере она скорее упрощает и "банализирует" первоклассный материал фантастического "миропостроения". Этими двумя примерами я и ограничусь. Не без сожаления. Поскольку этот "раздел" детектива чрезвычайно интересен, а многообразием превосходит все предыдущие. Именно поэтому я вынужден отложить разговор о нем на неопределенное время, закончить "вводную часть" и перейти к главной теме статьи:

Общему анализу отечественного рынка детектива,

и попытаться дать ответ на вопрос:

"Почему отечественный детектив оказался там, где он оказался".

Принято говорить, что спрос определяет предложение. Вздор. Веке в девятнадцатом, быть может, спрос и определял. Нынче именно предложение определяет спрос. Предложение и реклама.

Пара примеров.

Абстрактный поселок Мухоедово. В привокзальном ларьке -- десять книг. Детективов два. Назовем их хотя бы: "Сорвался с зоны" (тип -- "тюремный", как легко догадаться) и "Сладкий убийца" (тип -- "женский"). Оба -- выпущены издательством "ЭКСМО". Издательство "ЭКСМО" -- заслуженный лидер книжных продаж и одно из главных "рынкоформирующих" издательств, поэтому не удивительно, что именно им "окучен" поселок Мухоедово.

К сожалению!!! По просьбе правообладателя доступна только ознакомительная версия...

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке