Пора любви - Катаев Валентин Петрович страница 4.

Шрифт
Фон

С а ш а. Ты не шутишь?

И г о р ь. Такими вещами не шутят. Саша, что с тобой? Тебе плохо?

С а ш а. Мне чудесно. Волшебно. Я ведь люблю тебя.

И г о р ь. Тем более.

С а ш а. Люблю давно, с самого детства. А ты?

И г о р ь. Я очень доволен, что все так чудесно складывается. Стало быть, ты согласна быть моей женой?

С а ш а. Согласна ли я? Родной мой! Скажи мне только одно слово - и я пойду за тобой на край света.

И г о р ь. Зачем же так далеко? До районного отдела записей актов гражданского состояния.

С а ш а (страстно). Мой?

И г о р ь. Что с тобой? Ты меня пугаешь!

С а ш а. Обними меня.

И г о р ь. Пожалуйста.

С а ш а. Скажи, ты меня любишь?

И г о р ь. А зачем тебе это знать? Неужели ты не понимаешь, что я тебя больше чем люблю: я на тебе женюсь. Ты согласна?

С а ш а. С чем согласна?

И г о р ь. Чудачка, я тебе делаю официальное предложение и спрашиваю: ты согласна?

С а ш а (смотрит на него долгим, изучающим взглядом). На что я должна быть согласна?

И г о р ь. Согласна быть моей женой?

С а ш а. И это все, что ты можешь мне сказать?

И г о р ь. Ну да. Все. А что же еще? По-моему, все.

Пауза.

С а ш а. В таком случае - не согласна.

И г о р ь. Ты не согласна быть моей женой?

С а ш а. Да, не согласна.

И г о р ь. Почему? Ты же сама только что сказала, что любишь меня.

С а ш а. Вот именно поэтому и не согласна.

И г о р ь. Непонятно.

С а ш а. Если ты этого не понимаешь, то тем хуже для тебя, а главным образом, для меня.

И г о р ь. Это все?

С а ш а. Все.

И г о р ь. Значит, ты категорически отказываешься выйти за меня замуж?

С а ш а. Зачем тебе это нужно?

И г о р ь. Как зачем? Разве я тебе еще не сказал? Так, значит, я тебе забыл сказать самое главное. Меня посылают за границу, и я должен ехать туда с женой. Без жены не рекомендуется. Теперь понимаешь?

С а ш а. Теперь понимаю. Значит, тебе срочно понадобилась жена, и среди всех знакомых девочек ты выбрал меня?

И г о р ь. Выбрал тебя.

С а ш а. Почему же именно меня?

И г о р ь. Так случилось. Что с тобой? Ты плачешь?

С а ш а. Уходи.

И г о р ь. Пожалуйста.

С а ш а. Ищи себе другую. Может быть, кто-нибудь другой согласится выйти замуж без любви.

И г о р ь. При чем здесь любовь?

С а ш а. Я тоже этого не понимаю.

И г о р ь. Значит, нет?

С а ш а. Нет.

И г о р ь. Как хочешь. Не сердись на меня. Забудем этот разговор. Надеюсь, я тебя ничем не обидел?

С а ш а (со стоном). Не обидел?!

И н г р и д (входит). Ровно пять минут. Уже можно?

С а ш а. Можно.

И н г р и д. Что у вас произошло? Вы поссорились?

С а ш а. Нет, мы не поссорились.

И г о р ь. До свиданья, девочки. Извините, что помешал вам. (Уходит.)

И н г р и д. Саша, что между вами произошло?

С а ш а. Ничего особенного. Игорь сделал мне предложение, и я отказала.

И н г р и д. Почему?

С а ш а. Потому, что он не сказал мне: я тебя люблю.

И н г р и д. Ты поступила правильно. Он должен был сказать эти слова.

И г о р ь (входит). Простите. Еще один вопрос: вы случайно не знаете Оля Огородникова еще не переехала в новый дом?

И н г р и д. Нет. По-прежнему в общежитии.

И г о р ь. Спасибо. Еще раз до свиданья. (Уходит.)

И н г р и д. Ты поступила правильно. Не плачь.

Занавес.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Комната в общежитии. Оля Огородникова - возле своей

койки, смотрится в зеркало. Несколько девушек из

ночной смены спят, укрывшись одеялами, на своих

койках. Чистенько и даже нарядно, как в хороших

женских заводских общежитиях.

Дверь заперта стулом, вдетым ножкой в дверную ручку.

Стучат.

О л я. Ну, кто еще там ломится? Потише! (Открывает дверь.)

И г о р ь. Здравствуй, Оля. Хорошо, что я тебя застал. У меня к тебе дело.

О л я. Говори потише. Не видишь, что ли? (Показывает головой на спящих девушек.)

И г о р ь. Извини, пожалуйста. Буду говорить потише. Сядем, Оля.

О л я. У меня нет времени. И так опаздываю.

И г о р ь. Ты, кажется, куда-то собралась?

О л я. Да. На стадион, там сегодня грандиозный парад кинозвезд, как бы не опоздать.

И г о р ь. Досадно.

О л я. Другим разом.

И г о р ь. Нельзя откладывать.

О л я. А что такое?

И г о р ь. Я тебя задержу ровным счетом на три минуты.

О л я. Ну, если. Только не больше. Так в чем дело?

И г о р ь. Меня посылают на два года за границу.

О л я. Это хорошо. Поздравляю.

И г о р ь. Но я должен ехать непременно с женой. Без жены не рекомендуется.

О л я. Да, я знаю. Холостых стараются не посылать, потому что они там могут бог знает что наделать по глупости. Закрутят роман с какой-нибудь или даже что-нибудь похуже. Т-ш-ш!.. Только говори не так громко, а то девчат разбудишь.

И г о р ь. Ладно. Так вот, мне срочно необходимо найти себе подходящую жену. Четверг утром - крайний срок.

О л я. Ну, а при чем здесь я? Пойдем, а то я уже опаздываю.

И г о р ь. Подожди. Мне интересно знать, что ты на это скажешь?

О л я. Я?

И г о р ь. Да, ты.

О л я (после некоторой паузы). А куда ехать?

И г о р ь. В Абиссинию.

О л я. Стало быть, в Африку. Понимаю. Это ничего. (После некоторой паузы.) Лететь?

И г о р ь. Наверное.

О л я. Ты не знаешь: через Рим или через Стокгольм?

И г о р ь. Не знаю.

О л я. Потому что если через Стокгольм, то можно дня на четыре задержаться в Париже... (Громко.) Ой, девочки!

Просыпаются несколько девушек, вскакивают с испугом.

П е р в а я д е в у ш к а. Олька! Что ты орешь? Честное слово... Только я стала засыпать!..

В т о р а я д е в у ш к а. Ты зачем привела сюда мужчину?

О л я. Извините, девочки... Это я нечаянно.

П е р в а я д е в у ш к а. Не можешь говорить шепотом! Прямо несчастье какое-то!

О л я. Спите, спите. Т-ш... Игорь, говори шепотом.

И г о р ь. Я говорю шепотом.

О л я. Слушай. Ну, хорошо. Допустим. Ты там будешь, наверное, врачом. А жена твоя чем?

И г о р ь. По специальности.

О л я. Ну что ж, это меня вполне устраивает. Мы с тобой давно знаем друг друга. Со школьной скамьи. Я была в четвертом, а ты уже в восьмом. Ты интересный парень. Ничего не скажешь. Я тоже ничего себе: девушка без адреса. Самая подходящая парочка. Верно? Тогда лады. Я согласна. Принимаю твое предложение.

И г о р ь. Разве я сделал тебе предложение?

О л я. Я тебя поняла именно так. Чего ж ты стоишь? Садись! Девочки, спите, спите, это вас не касается. Мы вам не мешаем. Садись, Игорь, садись, не стесняйся. Только не стучи стулом. Чаю хочешь? Я тебе сейчас тихонечко вскипячу на электроплитке. (Обращается к одной из спящих.) Любочка, разреши, я у тебя возьму "Крымскую смесь"? Завтра отдам. Ничего, ничего. Ты себе спи.

Т р е т ь я д е в у ш к а. Ох, господи боже! Бери что хочешь, только не мешай мне спать.

О л я. Не буду, не буду. Спасибо, золотко. Спи себе спокойненько. Я тебе сейчас налью, Игорек. Бери печеньице.

И г о р ь. А парад кинозвезд?

О л я. Чего я там не видела? Могу и не пойти.

И г о р ь. Билет пропадет.

О л я. Билеты на руках у Васи. Увидит, что меня до сих пор нету, и продаст кому-нибудь у входа на стадион. Только и всего.

И г о р ь. А кто это Вася?

О л я. Один человек. Ты его не знаешь. Он из другой компании. Но можешь не беспокоиться. Для меня это абстрактная живопись. Так как же: по рукам?

И г о р ь. Как ты странно говоришь.

О л я. А чего странно?

И г о р ь. Можно подумать, что мы совершаем какую-то коммерческую сделку.

О л я. Почему именно коммерческую?

И г о р ь. Ну, не коммерческую.

О л я. Не понимаю, что тебя не устраивает. Может быть, ты подозреваешь что-нибудь насчет Васи? Девочки, вы спите? Они спят. Если ты подозреваешь что-нибудь насчет Васи, то можешь быть совершенно спокоен. (Оглядывается на спящих.) Ни Васи, ни кого другого. Нет и никогда не было. Вся перед тобой, как есть с головы до ног. Чиста, как слезинка. И буду тебе абсолютно честной женой, подругой. Не сомневайся.

И г о р ь. Я не сомневаюсь, но все же как-то странно.

О л я. А чего странно?

И г о р ь. Хоть бы сказала, что любишь, что ли.

О л я. На кой тебе это надо?

И г о р ь. Да, конечно. Но все-таки.

О л я. Чудак человек. Я за него иду замуж, а он непременно хочет, чтобы я сказала, что люблю. Какое это имеет для тебя значение?

И г о р ь. Никакого.

О л я. Пей чай. Бери печенье. "Крымская смесь".

И г о р ь. Спасибо.

О л я. Только тихо... Ш-ш-ш... Не грызи так громко сахар... Так по рукам?

За дверью шум, стук.

Кто там еще ломится в дверь? Подожди, я сейчас открою. (Открывает.)

В а с я (входит). Оля, в чем дело? Простите, что помешал.

П е р в а я д е в у ш к а. Ой, братцы, только не деритесь!

О л я. Тише! Ввалился, как медведь. Не видишь, что здесь отдыхают девушки? Я занята.

В а с я. А билеты?

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке