Журналист - Елена Ханпира

Шрифт
Фон

Елена Ханпира Журналист

Иуда бар Симон с независимым видом постучался в дверь редакции. Собственно, это было бы равнозначно тому, как если бы мы сказали: «Постучался в дверь главного редактора», ибо саддукейская газета «Сын Израиля» не располагала пока средствами для того, чтобы занимать большую площадь. Редактор, Барух бар Иосиф, демократично делил свой кабинет с секретарем и со-трудниками, уповая на лучшие времена. Он же и встречал редких посетителей — редких, ибо газета была хоть и честолюбива, но молода, и не достигла еще пика своей популярности.

Редактор и журналист обменялись приветствиями.

— Ну, что там у тебя? — лениво спросил Барух.

— Вот, — Иуда протянул редактору мелко исписанный лист пергамента. — Как ты и велел, воспоминания очевидца.

— Какого очевидца? — редактор наморщил лоб.

— Ну как же, — Иуда никак не мог привыкнуть к ветрености начальства. — Старейшина Александр, сын Сираха, присутствовавший на заседании по делу свержения римского орла патриотически настроенными юношами… Описание казни и…

— А ну-ка дай сюда, — редактор сосредоточенно уткнулся в текст. — Убить тебя за твой почерк. Хуже, чем у врача. Сколько лет этому старикану?

— Восемьдесят два года.

— Так он из ума давно выжил. Утверждает, что к преступникам применялись пытки. Старый хрыч. Нет, в таком виде выпускать нельзя.

— Почему? — опешил Иуда.

— Хочешь, чтобы нас закрыли? — прошипел редактор. — Он же на Ирода бочку катит. На Ирода Великого! Надежду и опору Рима! Да меня затаскают по коврам за твое драное интервью. Нет, ты посмотри на этого козла!.. При Ироде сидел тихо в Синедрионе и не рыпался, а теперь осмелел. Ох и не хватает нам сильной руки…

— Место про Ирода можно вырезать, — уныло предложил Иуда.

— И про «патриотически настроенных юношей» убери. Ты соображаешь, кто нас прикармливает? Что мы саддукейский орган — соображаешь? Перепиши все, чтоб нейтрально было. Что у тебя еще?

Иуда вздохнул.

— Не знаю, пойдет ли… Некоторые сведения, о мерах, направленных…

— Короче.

— Группа уважаемых граждан собирается подать петицию в Рим против Пилата. В связи с расхищением клада Корбана…

— В связи со строительством водопровода на общественные средства, — поправил Барух. — Все им неймется. Напиши, я посмотрю, может, сойдет, если в нужном тоне. Что еще?

— Беспорядки в Галилее…

— Уже писали в «Славе Израиля» и в «Гласе Господнем». Никакой у нас оперативности. Еще?

— Бульварная хроника. В Вифании писарь в пьяном состоянии зарезал жену и двоих детей.

— Давай уж, что делать… Что-то давно нет у тебя остренького.

«А ты мне позволяешь, что ли?» — — зло подумал Иуда.

— Все? — редактор подавил зевок.

— Новый проповедник объявился.

— А, это уже что-то. Какая платформа?

— Да боюсь, он малость аполитичен. Пока что, по крайней мере, никаких политических заявлений.

— Замерла жизнь в стране, — с горечью констатировал редактор. — Перевелись в народе Иуды Гавлониты.

— Он вроде как последователь Иоанна Крестителя. То есть слышали, что он о нем хорошо отзывался.

— Можно написать, что ближайший друг, — задумчиво пробормотал редактор. — Об Иоанне мы успели пару заметулек тиснуть, пока его не замели. М-да. Если не ошибаюсь, это кое-чего стоит. Креститель много шуму наделал. Этот тоже Антипу клянет?

— Не выяснял еще.

— Выясни.


Через два дня Иуда вручил Баруху папку с целым ворохом свидетельств, интервью и биографических справок. Редактор разочарованно перелистал документы.

— И всего-то? Кто это станет читать?

Иуда пожал плечами. У них с редактором расходились вкусы. Барух тяготел к политике, Иуда считал себя специалистом в культурной области. Одно время хотел даже заняться писательством, но надо было кормить семью. По крайней мере, Иуда считал, что газету можно сделать популярной именно через ее культурную часть.

— Разве обязательно брать что-то значительное? — начал он толкать свою заветную идею. — Важно привлечь читателя, а уж значение событию само придастся.

— Воля твоя, но я ничего в этом блаженном не вижу. Заблудившийся ессей какой-то. У всех пророки так пророки, а ты мне заморыша притащил. Когда у него там конец света?

— Он говорит, что знает только Бог.

— Вот видишь. Другие хоть дату назначают, есть чем публику раззадорить.

— Наоборот, вся прелесть в неопределенности, в таинственности. Можно такую конфетку сделать!.. Барух, ну нужно же с чего-то начинать. Должно быть у газеты свое лицо…

— Ладно мне про лицо, сам знаю. Только не превращай газету в агитационный листок. Я в этом не разбираюсь, но этот твой Иешуа, кажется, серьезно с саддукеями расходится. Вот тут, по вопросу Царства Божия. Так что выбирай тон. Давай вот что… Будешь давать что-то вроде хроники. Как будто это очень значительное лицо. У него какое окружение?

— Да почти никакого. Претендует на роль утешителя страждущих. Согласись, это ново. Человек пять за ним ходит.

— Да, не тот размах, что у Крестителя, не тот… Он сам называет себя пророком?

— Называется Сыном Божьим.

— Простенько и со вкусом. Это же может значить что угодно. Вот тебе поле деятельности. Жаль, что он провинциал.

— Говорят, сотворил пару чудес.

— Ладно, по рукам. Смотри только, чтоб поострее. И кстати, не забудь материал о Вифлеемской вдове.


Вифлеемская вдова, обиженная городскими властями, так и не дождалась своей очереди. Иуда, подстегиваемый честолюбием и легкостью в кошельке, решил показать, на что способен. Первый материал о проповеднике из Галилеи был выдержан в скептическом тоне, и под этим умеренным соусом подавались такие факты, как: близкая дружба с покойным Иоанном Крестителем и даже клятва на могиле последнего донести до народа весть о Царстве Божием; исцеление одержимого бесом в Галааде; многосотенные толпы, собираемые популярным пророком под открытым небом. Все это автор статьи как бы нехотя излагал под видом непроверенных слухов. Галаад Иуда выбрал как самую отдаленную область; опровергнуть факт клятвы на могиле также никто не мог; а вскоре Иуда пожалел, что поскромничал и не приписал Иешуа нескольких тысяч приверженцев, ибо статья вызвала у обывателя интерес.

Редакцию забросали письмами с требованиями подробностей. Писали из любопытства, писали из благочестия, писали из возмущения… Новый пророк приобретал все большую популярность благодаря «Сыну Израиля». В короткий срок Иуда состряпал имидж Иешуа Га Ноцри (он же и пустил слух о причастности Иешуа к секте назореев). Особенным успехом у публики пользовались некоторые пикантные подробности биографии пророка. «Поклонники нового проповедника, — гласила очередная статья, — утверждают, будто Иешуа бар Иосиф рожден от девы, что было бы несомненным подтверждением древнего пророчества… Также ходят слухи, что он принадлежит к колену Давида… Но мы не имеем в своем распоряжении точных сведений…» Газету расхватывали, редактор был доволен, саддукеи тоже пока не возражали: позиция корреспондента была вполне корректна.

Чтобы все же не вызвать подозрений в злостной апологетике, Иуда бар Симон порой возмущался предосудительным поведением проповедника бедности и смирения: «Как нам стало известно из компетентных источников, числа пятнадцатого елула месяца вышеупомянутое лицо имело беседу с народом, во время которой ему доложили, что у дверей дома, где проходило собрание, стоит его старая мать и любящие братья, горящие желанием увидеть родственника. Новоявленный пророк отказался впустить родню и заявил: «Разве они мне мать и братья? Вот мать мои и братья! — с этими словами он обвел глазами собрание. — Ибо кто исполняет мою волю и волю Отца моего, тот мне и брат, и сестра, и мать». После чего мать и братья пророка вынуждены были в слезах удалиться».

Иуде приходилось самому додумывать за Иешуа его мысли, договаривать его речи и доделывать его дела, ибо сама фигура пророка не располагала к вниманию. Иуда пару раз брался читать тщательно законспектированные его проповеди (с оказией переданные друзьями из Галилеи) и дважды был разочарован. Иешуа бар Иосиф был совсем никакой. И на вид, судя по рассказам очевидцев, и на слух. Но из его плоских толкований на Закон и Пророков Иуда научился извлекать настоящие перлы. Он нарочно не ездил слушать его, чтобы не смазывать созданный образ и не мешать полету фантазии. Иуда сам придумывал изречения и притчи, чудеса и знамения, задорно описывал столкновения с родственниками и фарисеями. Наконец, в одном выпуске «Сына Израиля» появились развернутые тезисы Иешуа Га Ноцри, составленные вдохновенным журналистом, которые уже исходил не из буквы и духа речей реального Иешуа, а из собственного чувства возвышенного. Тезисы вышли под изящным заголовком: «Нагорная проповедь». Публика неистовствовала. У жалкого пророка из провинции появились поклонники и меценаты. Появились и оппоненты: они слали в редакцию возмущенные письма с требованием заклеймить позором этого неуча в Законе.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора