Убрать Картрайт - Том Грэм

Шрифт
Фон

ТОМ ГРЭМ УБРАТЬ КАРТРАЙТ

ЖИЗНЬ НА МАРСЕ - 4

ГЛАВА 1 - ТЕНЬ ПРОШЛОГО


Стояло воскресное утро. В Манчестере было сонно и тихо. А детектив-инспектор Сэм Тайлер смотрел прямо в лицо смерти.

Боже мой...! Это он...

Кровь застыла у него в жилах.

Не убегай. Обороняйся.

Сердце Сэма молотом стучало в груди.

Вот он. Решающий момент. Не убегай - будь мужчиной - самое время покончить с этим!

Молчаливое противостояние между ним и смертью оказалось внезапным, а потому непредвиденным. Сэм прогуливался по городу в типичное безмолвное воскресное утро. Манчестер пока еще валялся в постели - с опущенными шторами, с головой под одеялом - отказываясь сдвинуться с места. Здесь, в 1973, торговля по воскресеньям пока была лишь обещанием - или угрозой - из будущих времен. Кроме как у нескольких магазинчиков и придорожных кафе, ставни были повсюду опущены. По улицам изредка проезжали одинокие машины. Престарелый мужчина выгуливал своего престарелого пса. Неприкаянный муниципальный работник подбирал выброшенные пивные банки и вонючие бумажные пакеты от картошки. И мимо всего этого, погрузившись в свои мысли, держал путь Сэм.

Возле кинотеатра "Рокси"[1] его взгляд привлекло неожиданное движение. Он посмотрел туда - и тут же остановился, как вкопанный, хватая ртом воздух. От темного фасада кинотеатра бесшумно отделилась смутная фигура, невыразительная и безликая. Она возникла на пути Сэма, неподвижно восстав на фоне бесвкусной афиши с фильмом "Мир Дикого Запада"[2] - так, что рисунок просвечивал сквозь ее туманное, зыбкое тело. Лицо Юла Бриннера - облезающая маска, скрывающая под собой механизмы робота - с гротескной неправдоподобностью просматривалось там, где должно было быть собственное лицо тени.

Сэму тут же стало понятно, что - или, скорее, кто - был этим фантомом. Ему была хорошо знакома нависшая над ним аура кошмарного сна, от которой кровь стыла даже быстрее, чем от окружающего это жуткое видение первобытного ужаса.

Облизнув губы сухим языком, Сэм как можно спокойнее произнес: - Вот как. Похоже, вы нашли меня, мистер Гулд.

Никакого ответа. На него сквозь пустую маску Дьявола во Тьме взирал Юл Бриннер.

Сэм попытался собраться с духом и сделать решающий шаг к этому порождению тьмы. Но ноги его не слушались. Он продолжал стоять, как вкопанный, стараясь выглядеть крепче, чем ощущал себя: - Как мы будем разбираться со всем этим? Подеремся? Или ты просто располосуешь меня смертоносным лучом? Как бы там ни было, давай приступим. Прямо сейчас. Давай с этим покончим.

Отважные слова. Только чувствовал он все что угодно, кроме отваги. По лицу Сэма прокатилась капелька пота.

Тень сместилась, и теперь сквозь смутные формы Сэм мог прочитать слоган фильма, отчетливо просвечивающий через грудную клетку Гулда:

Центр развлечений для искателей острых ощущений, где роботы сделают для вас что угодно, и где ничего не сможет пойти не так...

- Не стой там без дела, - сказал Сэм, поднимая голову и не желая смириться с происходящим. - Тебе нужна Энни? Забудь об этом. Ты ее не получишь. Теперь она со мной, ты понял, мерзкий, драчливый ублюдок. Ты ее больше и пальцем ни разу не тронешь. С тем, что было между вами, покончено, это уже в прошлом. Но между нами, мистер Гулд, дело еще не завершено. - Он поднял кулаки, чувствуя, какие они хилые и слабые, как у ребенка. - Так что давай-ка разберемся.

Клайв Гулд, Дьявол во Тьме, так и оставался тихим и безмолвным, неясной тенью, мутным, темным пятном в воздухе. Но Сэм хорошо помнил его лицо с крупным носом и кривыми зубами, с той самой страшной ночи, когда он стал свидетелем убийства отца Энни, констебля Тони Картрайта. В картинах во снах и наяву Девочка с Заставки показала ему достаточно примеров жестокости Гулда, его отвратительное обращение с Энни, которая в той жизни страдала от его грубости, от побоев и насилия, от психологических истязаний. И хотя сам он этого не видел (и слава богу), он знал, что Энни погибла от рук Гулда. Она умерла, как умер и сам Сэм, и Джин Хант, и все остальные - и оказалась здесь, в странном подобии 1973 года, которое лежало где-то между Жизнью и тем, что за Жизнью.

И в какой-то момент Клайв Гулд тоже умер, подумал Сэм. Но, в отличие от Энни, сюда он попасть не смог. Его место было где-то еще. Но это не остановило его. Он силой пробивается в 1973 год, укрепляется здесь, становясь все более и более реальным. Сначала он был сном, вспышкой чего-то страшного в темных глубинах моего разума. Потом я увидел его олицетворение в чудовищных татуировках на теле подпольного боксера Пэтси О'Риордана. Потом, во Фрайерс Брук, я видел его истинное лицо, я видел, как он убивал отца Энни.

И сейчас - в эту минуту - я снова вижу его. Тень... призрак...

Сэм замер, склонил голову и задумался.

- Ты не слишком-то разговорчив, мистер Гулд. Что такое? Не хочешь убивать меня здесь и прямо сейчас? Или... хочешь, но пока еще недостаточно силен?

Тень, наконец, пошевелилась. Казалось, она расправила плечи, будто готовясь напасть. Но Сэм осознавал, что все это показное.

- Я прав, - сказал он, приободрившись. - Ты пока еще недостаточно силен, чтобы ударить. Ты просто пытаешься сломить меня психически перед решающей схваткой. Жалкий, ничтожный задира. Ну... может, ты и не готов к этой драке, но я...

Сэм бросился вперед, вложив в удар по телу Гулда силу всего своего веса. Он потерял равновесие и покачнулся, но тут же выпрямился и выставил левую руку, чтобы отразить ответную атаку. Но никакой атаки не последовало. Улица возле кинотеатра была пуста. Сэм смотрел на Юла Бриннера, а Юл Бриннер пристально смотрел на него в ответ, но от Клайва Гулда не осталось и следа.

- Убегай, если хочешь, - прокричал Сэм пустой улице. - Я больше не буду бегать! Уже набегался. Я приду за тобой, Гулд! Я найду тебя, врежу по морде и отправлю обратно в тот ад, откуда ты появился!

Кровь его кипела, он был готов к битве - но враг уже покинул поле боя. Сэм успокоил дыхание и разжал кулаки. Вытер рукавом кожаной куртки блестевший от пота лоб. Его колени дрожали.

Несмотря на опасение, что призрачное появление Гулда ему привиделось, Сэм почувствовал вдруг, что в нем поднимается странное чувство надежды и неповиновения. Гулд становится все сильнее, но у него все еще нет необходимого для финальной дуэли. Он станет оттягивать окончательный поединок, пока не наберется сил - если только Сэм не выследит его раньше и не покончит с ним раз и навсегда.

И я на это способен! Если я смогу втянуть его в борьбу до того, как он будет готов к ней, если я смогу спровоцировать его напасть на меня слишком рано... у меня все получится! Я смогу победить!

Ощущение того, что игра между двумя заклятыми врагами движется к концу, придало Сэму сил, оживило его. Победа - или, по крайней мере, возможность победы - была у него в руках. Для Сэма наступила возможность навсегда избавиться от Гулда. У него не было выбора - он должен был выиграть эту битву, цена поражения была череcчур высока. А когда он наконец уничтожит Гулда, их с Энни совместное будущее будет широко открыто, как сияющая равнина под золотистым солнцем, совсем как Нельсон показал ему как-то в "Railway Arms".

- Я здесь не для того, чтобы тащить твою ношу, - сказал ему тогда Нельсон. - Она твоя и только твоя. Будь сильным! От этого зависит будущее, Сэм. Твое будущее. Твое и Энни. Потому что у вас двоих есть будущее, если вы сможете дотянуться до него. Вы можете быть счастливы вместе. Это возможно. Это очень даже возможно.

Возможно - но не гарантированно.

- "Возможно" - это лучшее, что я могу получить, - сказал себе Сэм. - Пожалуй, я смогу увеличить эти шансы с чьей-нибудь небольшой помощью. Но к кому мне обратиться?

В эту же секунду он остановился, глядя на закопченую, запущенную городскую церквушку, из которой едва слышно доносились звуки медленной, хрипящей музыки. Органист разминался перед службой. Разгадка мелодии заняла у Сэма несколько мгновений - он стал прочесывать свою память, как захламленный чердак - и вдруг, довольно неожиданно, нашел то, за чем охотился.

- "Благодатная Скала", - пробормотал он себе под нос. И откуда-то из закоулков мозга вдруг стали появляться и накладываться на мелодию слова:

Лишь дыханье испустив,

Смертным снов глаза закрыв,

Воспаряю в те миры...


- Что-то, что-то ды-ды-ды, с благодатною скалой, расколовшейся пред мной.

Старые гимны, как фотографии в альбоме, имели такое могущество, что никакое количество рационализма и скептицизма не могло окончательно заглушить их. В нем пробудились глубинные эмоции - отчасти ностальгия, беспокойство, сожаление, отчасти надежда. Сэм задумался о своей жизни и смерти - и о Клайве Гулде, выступившем из сумрака - и о Нельсоне, который сорвал покровы, разоблачив в себе куда более значимую личность, чем обычный улыбчивый бармен из прокуренного паба - а еще он подумал об Энни, и воспоминания о ней, как и всегда, заставили дрогнуть его сердце и наполнили его странное, ненадежное существование тем смыслом и сосредоточенностью, о каких он только и мог просить.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке