Научно-техническая революция разворачивалась в рамках создания принципиально новой армии трудящихся: физически здоровой, квалифицированной и добросовестно работающей во всех своих как руководящих, так и производящих звеньях. Производственный процесс дал капиталу возможность содержать такую крепкую, вышколенную, умелую, а поэтому и дорогую рабочую силу. И он эту возможность использовал! Капитал создал развитую систему общего образования и специального обучения. Он развернул системы здравоохранения, страхования и пенсионного обеспечения, которые позволили трудящимся спокойно встречать старость. Забота о сохранении здоровья и работоспособности трудящихся заставляет капитал все активнее бороться с курением, наркоманией, всем комплексом жизненно опасных заболеваний и поддерживать чистоту окружающей среды. Капитал, вопреки своей собственной изначальной сущности, начал вынужденно делать добрые социальные дела. И произошло маленькое чудо: в его пустой дотоле государственной груди, где ранее не было ничего, кроме холодного коммерческого расчета, под давлением развернутых во имя собственного процветания социальных программ затрепетало и робко забилось человеческое сердце.
Современный капитализм - это не анархический капитализм XIX века, а высокоорганизованный - планируемый и управляемый капитализм. Капиталистическое общество сегодняшнего дня предстает перед нами в пышном обрамлении разного рода защитных и обеспечивающих программ, проводимых в жизнь на государственном, частнопредпринимательском и общественно-инициативном уровнях. Иначе говоря, современный капитализм - это не чистый, а гуманизованный, социализованный капитализм. Своеобразный гибрид анархического капитализма, исследованного К. Марксом, и планово-организованного социализма, пунктирные контуры которого были намечены в марксистском учении, но фундаментальная теория которого, увы, и по сей день так и не разработана.
Но и в своей новой, облагороженной, социализованной ипостаси капитал как зеницу ока оберегал святая святых своего существования, приносящую ему доходы, - область производства, а вместе с нею и всю экономику, поддерживая в ней возможно более высокую культуру труда с ее дисциплиной, добросовестностью и профессионализмом. Во имя высокой культуры труда капитал пошел на содержание огромной по меркам недавнего прошлого армии безработных, в которую сливались наиболее недисциплинированные, неумелые и просто неугодные предпринимателям кадры. Из более подготовленной, но не желающей или не умеющей получить высокую квалификацию молодежи формировались нижние этажи производства, наемной армии, полиции, индустрии развлечений и профессионального спорта. И даже в эти, нижние этажи деятельности пропуском являлся достаточный профессионализм. Тем, кто не хотел или не мог профессионально трудиться, дорога одна - в армию безработных. Меры по поддержанию высокой культуры труда за счет сепарирования рабочей силы и позволили США полномерно использовать все достижения НТР и выйти на дорогу экономического процветания, вопреки нарастанию давления разрушающего человеческого фактора.
В нашей стране социально-экономическая ситуация носит качественно иной характер, облегчающий и даже провоцирующий тормозящее действие человеческого фактора на производство и все иные формы трудовой деятельности. Многие десятилетия у нас господствовала и настойчиво проводилась в жизнь ошибочная идея об однородном, социалистическом обществе, которая искусственно выравнивала людей. В нашем обществе не было создано сколько-нибудь эффективной сепарации рабочей силы за исключением некоторых особых, привилегированных областей человеческой деятельности. Да и те все более загрязнялись семейственностью, коррупцией и прямым взяточничеством. У нас десятилетиями господствовало и ныне господствует ошибочное, урезанное толкование культуры.
Достаточно познакомиться с перечнем задач, которыми занимается наше министерство культуры, послушать так называемые культурные новости по радио или телевидению, почитать публикации, посвященные культурным проблемам в нашей прессе, чтобы понять: под культурой у нас подразумевается искусство с сопутствующим кругом развлечений и просветительской работой. Имеется в виду искусство в его широком понимании, включающем, помимо искусств изобразительных, также театр, кинематограф, литературу, музыку и хореографию. Наша урезанно понимаемая, министерская культура в общественном своем выражении охватывает лишь области развлечений и просветительства. В рамках именно такого, урезанного понимания культуры и рождаются столь же смелые, сколь и наивные идеи об управлении обществом с помощью культа красоты, словесное просветительство воздвигается на пьедестал панацеи для лечения всех и всяких социальных бед, а развлечения в их откровенной и прикрытой политическими лозунгами форме возводятся в ранг первейшей жизненной необходимости.
Культура - несравненно, принципиально шире ее ущербленного толкования, принятого в нашей стране. Культура - это слово заимствовано из латинского языка - означает обрабатывание, возделывание, совокупность материальных и духовных ценностей человеческого общества вместе с процессами их создания, применения и распространения. Так, по крайней мере, толкуется понятие культуры в марксизме и в мировой науке, так оно определяется в учебниках, словарях и энциклопедиях. Помимо культуры развлечений и просветительства существует культура семьи и быта, культура обучения и воспитания, культура труда и производства, культура познания и отношения к природе. Область деятельности нашего министерства культуры это всего, лишь актовый зал в огромном здании человеческой культуры, ничего сам по себе не определяющий и не решающий.
Все это я говорю к тому, что по культуре труда капитализм во второй половине XX века был на голову, а может быть, и на две головы выше социализма в нашем, отечественном исполнении. Как зеницу ока берег капитал культуру труда, любовно шлифовал и совершенствовал ее по ходу НТР, а вместе с тем совершенствовал профессионально и носителя этой высокой трудовой культуры - человека.
В силу всего этого социалистическая общественная система, развивавшаяся плановым методом на основе устаревших догм, оказалась гораздо более уязвимой но отношению к действию загадочного человеческого фактора, тормозящего развитие производства, нежели система капиталистическая, приспосабливавшаяся к нему методом проб и ошибок через механизмы рыночной экономики. Наши неудачи в деле социалистического строительства обусловлены причинами многими в разными. Но одна из них, сокрытая под маской человеческого фактора, действовала в нашем обществе практически бесконтрольно, и ущерб, нанесенный ею нашему обществу, особенно высок. Борьба с прямыми в косвенными проявлениями коварного человеческого фактора одна из насущных задач перестройки. И если мир капитала может пока мириться с тем, что его тормозящая и разлагающая природа остается неизвестной, то мы уже не можем.
ОЧЕРК ВТОРОЙ
ГОСПОЖА АКСЕЛЕРАЦИЯ, КТО ВЫ!
Осмысливая исторические процессы второй половины XX века, нетрудно подметить, что в капиталистическом мире существенно смягчилось противоречие между трудом и капиталом, когда-то определявшее там всю картину социально-экономической жизни и, соответственно, ослабла классовая борьба, особенно в политическом ее выражении. А центр социальных противоречий, волнений и конфликтов переместился в молодежную среду. Молодежные, в частности студенческие, волнения, протесты, забастовки и даже вооруженные восстания стали настолько характерной приметой нашего времени, что вряд ли есть смысл как-то подтверждать это обстоятельство и приводить примеры.
Молодежные акценты буквально всех и всяких социальных конфликтов, обозначившиеся во второй половине нашего века по всем регионам мирового сообщества, позволяют сделать естественный вывод, что наибольшие изменения под влиянием НТР претерпела именно молодежная среда. Поэтому можно говорить о том, что формально вычлененный, но так доныне и не натурализованный человеческий фактор сидит своими корнями в среде подростков и юношества обоего пола, еще не определивших окончательно своего места в жизни. Присмотримся с этой позиции к событиям и некоторым явлениям, происходившим в молодежной среде по ходу НТР.
В первую очередь внимание привлекает, конечно же, такое явление, как сексуальная революция. Кстати говоря, появляющиеся время от времени в печати успокоительные заверения о том, что сексуальная революция исчерпала себя, и что как сугубо временное явление она начинает естественно угасать,ровно ни на чем не основаны. Напротив, ее масштабы и глубина растут. Но растут они медленнее, чем в 50-60-х годах, ибо сексуализация человеческого общества в развитых странах близка к насыщению - дальше ехать, так сказать, уже некуда. А сами люди, особенно те, которые выступают с успокоительными заверениями, привыкли к когда-то шокировавшим их явлениям и, что называется, вошли во вкус.