Смирнов Алексей Неофиты
Алексей Смирнов
Неофиты
Кошмарная пьеса в двух сценах без пролога, но с упованием в конце
Участвуют:
Одушевленные:
Д у х о в
Ш а п к и н
Б о р о в и к о в
О в е ч к и н а
К р я к о в а
П ь я н ы й х у л и г а н
Одушевленные, но в действии не материальные:
Автор-исполнитель Ч е р н о д у е в
Неодушевленные:
Д и н а м и к
Ш к а п
Т е л е в и з о р
Т а з
С ц е н а 1.
На сцене - столик. По виду его можно догадаться, что действие происходит в кафе. За столиком - Д у х о в и Ш а п к и н. Д у х о в похож на боярина: он толст, могуч, высок ростом, бородат; жизненные соки распирают его в целом кроткое, но с пронзительными глазами лицо. Ш а п к и н - ни то, ни се - в общем, довольно мил, однако какому-то неуловимому штриху удается испортить все приятное впечатление. В движениях его - скованность и неловкость, прикрытые нарочитой развязностью и как бы хмельным удальством.
ДУХОВ. Что ж, начнем?
Ш а п к и н мычит, таращит глаза, нелепо жмет плечами.
ДУХОВ (с ласковой заботой). Не раздумал?
Ш а п к и н: та же мимика, но с оттенком патетического негодования.
ДУХОВ. Ну, с Богом! (Торжественно лезет в карман полушубка, достает аптечный пузырек, ставит на столик с вкрадчивым стуком).
ШАПКИН (кривляясь и озираясь). Да уж с Ним, с Ним самым!
Д у х о в бросает быстрые взгляды по сторонам; смиренно потупив глаза, выливает себе и Ш а п к и н у в кофе прозрачную жидкость.
ДИНАМИК (в глубине кафе).
В жару и стужу жгучую,
Чтоб не было беды,
Не пей ни в коем случае
Ты ведьминой воды!
ДУХОВ (улыбаясь триумфально). Ну вот тебе и первый знак.
ШАПКИН. Знак беды?
ДУХОВ. Ну, пока еще не беды, но голос чернуха подает. Вода-то святая.
ШАПКИН. А совпадение исключается совсем?
ДУХОВ. Случайность - непознанная необходимость. Говорю тебе: при осуществлении акции такого масштаба активизация чернухи неизбежна.
ШАПКИН. Когда сюда ехал - у троллейбуса дуга соскочила.
ДУХОВ. Тоже неплохо. Впрочем, это мог быть твой посыл от душевного перенапряжения.
ШАПКИН. Да нет, особого напряга не было...
ДУХОВ. Это ментально для тебя не было, а витально - ты весь кипишь. (Вытягивает руку, делает пассы под носом у Ш а п к и н а). Конечно, не подкорка, а кастрюля.
ШАПКИН. Вот обида - не осознаю!
ДУХОВ. За прорыв! (Выпивает священный кофе и крестится).
Ш а п к и н ухмыляется; потом, посерьезнев, выпивает кофе и тоже осеняет себя крестным знамением.
Появляется п ь я н ы й х у л и г а н.
ХУЛИГАН. А-ап! (Заваливается на столик, удерживается на локте. Полулежа, глядя на Ш а п к и н а исподлобья, хватает чужой эклер и кусает).
ДУХОВ (Ш а п к и н у, негромко). Молчи.
Ш а п к и н с терпеливым и высокомерным видом смотрит на х у л и г а н а. Руки Ш а п к и н а, тем не менее, слегка дрожат.
ХУЛИГАН. Понял! Уже понял. (Встает). Все путем, ребята! (Склоняется к ним). У вас жены есть?
ДУХОВ (вежливо). Есть.
ХУЛИГАН (с экспрессией). Так - поезжайте!.. И... эт самое их! И все будет путем! Во так я скажу! Возражений нет! Нет возражений? . . Га-а, молодцы ребята! (Важно хлопает Д у х о в а и Ш а п к и н а по плечам и, покачиваясь, удаляется).
ДУХОВ (улыбается). Ну вот и номер два.
ШАПКИН. Молитву творил?
ДУХОВ. Как же без этого?
Оба молчат. Д у х о в смотрит на часы.
ДУХОВ. Так. Через полчаса в Спасе - горят. В Николе - горят. В Шувалово - тоже горят. В Лавре сейчас зажжем. Когда выйдем - смотри внимательней по сторонам и под ноги. Не исключены дорожно-транспортные происшествия.
ШАПКИН. Слушай, а почему нельзя по мостам ходить?
ДУХОВ (коротко). Вода. Смывает.
ШАПКИН (помедлив и не дождавшись разъяснений). Смывает - что?
ДУХОВ. Непознанную материальную сущность духовного налета, говоря примитивно.
ШАПКИН. Но... вода-то материальная! А тут - духовный налет с непознанной сущностью...
ДУХОВ. Ее материальная сущность тоже до конца не познана. (Вспоминает). Был один человек, прочитал в Писании про хлеб, отпущенный по водам. Купил он каравай, пришел на Литейный мост, ка-ак размахнется - только каравай и видели.
ШАПКИН (с сомнением). И что?
ДУХОВ (смеется, похлопывает Ш а п к и н а по плечу). Проказы молодости! Я был глуп. Конечно, все не так грубо, но... Сегодняшний, в общем, результат может оказаться в прямой связи с той наивной выходкой.
ШАПКИН (махнув рукой). Ладно, не хватало еще каравая... Значит, всякий раз, как поставишь свечу, нельзя ходить через воду, иначе смоет всю благодать?
ДУХОВ (смеется). Ты - уникум! Нет, не всегда, но опять же... сегодня вот точно нельзя.
ШАПКИН. Почему?
Д у х о в с загадочным видом безмолвствует.
ШАПКИН. Ну, хорошо, нам пора.
Оба встают, допивают кофе, идут прочь.
ШАПКИН. Фу, дьявол, перекреститься забыл! А что - если кого с пустыми ведрами встретим, это тоже знак?
ДУХОВ (возведя глаза). На сей счет в сферах тоже есть свое мнение.
Уходят.
ДИНАМИК.
Не зря от солнца спряталась
В крапиву и репей,
И ты ее, проклятую,
Не пей, не пей, пей!
С ц е н а 2.
Несколько массивных кресел, старинный стол, горящие свечи. В глубине комнаты - т е л е в и з о р и маленький резной ш к а п. Среди кресел суетится Б о р о в и к о в - маленький, плотный, очень подвижный. Он то и дело замирает на месте, рассматривает под разными углами зрения обстановку, склонив голову набок. Что-то бормоча, щелкает пальцами и вновь приходит в движение. На столе вырастают чайные приборы. Время от времени Б о р о в и к о в заглядывает в резной ш к а п. Заглянув, останавливается в сомнении, чешет нос, потом бурчит, хмурится и притворяет дверцу. Исполинские старинные часы бьют шесть раз.
БОРОВИКОВ (самому себе). Как сильно рыба двинула хвостом!
Безволие - преддверье высшей воли!
Входят Д у х о в и Ш а п к и н.
БОРОВИКОВ (всплескивает руками). Ах!
ДУХОВ. Это мы, сударь, не пугайтесь.
БОРОВИКОВ (пряча улыбку в усы). Да уж вижу, вижу.
Ш а п к и н заваливается в кресло, смотрит на часы.
ШАПКИН (нетерпеливо). Ну где же?
БОРОВИКОВ (разводит руками). Бабы-с!
Входит О в е ч к и н а. На ней белый платочек, глаза - лучатся.
ОВЕЧКИНА (с нервным хихиканьем). Впервые в жизни прихожу вовремя.
ШАПКИН. Свечу зажгла?
ОВЕЧКИНА. Зажгла. Ой, как не было неудобно! Понимаете, опаздывать стала, поймала машину - так всю дорогу тряслась, как бы по мосту не проехать.
ДУХОВ. И как?
ОВЕЧКИНА. Обошлось.
ШАПКИН (щурясь). А как же ручей?
ОВЕЧКИНА. Какой ручей?
ШАПКИН. У вас там ручей. Забыла?
ОВЕЧКИНА. О! (в ужасе замирает).
ДУХОВ (торжествующе обводит собрание взглядом). Новый знак!
Все молчат.
ОВЕЧКИНА (дрожащим голосом) Может, обойдется?
ДУХОВ. Плохо, конечно. Ну да будем уповать.
ОВЕЧКИНА. Там было так хорошо! У всех такие светлые лица! И образа тоже такие светлые! И батюшка ко мне подошел - светлое-светлое лицо. Я у него благословения попросила.
ШАПКИН (закатив глаза). Дал?
ОВЕЧКИНА. Дал.
ШАПКИН. А зачем - сказала?
ОВЕЧКИНА. Нет, он куда-то спешил.
ШАПКИН. Ну-ну. Лучше б под ноги смотрела. Я хочу сказать - под колеса. К вопросу о ручье.
БОРОВИКОВ. Будет, будет вам ссориться! Лучше располагайтесь за столом. Чай уж готов. Будете чай? (В вопросе Б о р о в и к о в а слышна не вполне понятная надежда на отказ: он хлебосольный хозяин, и видно, как что-то гложет его).
ДУХОВ. Не откажемся, знаешь ли.
Рассаживаются. Появляется К р я к о в а. У нее благородное лицо, много месяцев не стираный джемпер, на правом чулке - небольшая дыра, шов перекошен.
КРЯКОВА (с порога). Ах, вы, суки! Боровиков, христианин хуев, гони мне чаю.
БОРОВИКОВ (в театральном конфузе). Манечка!
КРЯКОВА. Что тебе не нравится, паскуда? (Усаживается в кресло, берет пирожное, кусает). Как истинный христианин ты обязан денно и нощно заботиться о моем естестве.
Д у х о в пытается негромко прыснуть, но у него получается громко.
КРЯКОВА (вполоборота к нему). А ты вообще молчи, сука. Еб твою мать! Я думала, усрусь со страху. Поймала тачку, села, едем. А я (смеется)размякла, носом стала клевать, вдруг гляжу - на мост въезжаем. Я шоферу как заору: стой, пидор! разворачивайся! (Не может с собой совладать, хохочет и повизгивает).
БОРОВИКОВ (хрюкает от смеха). А он что?
КРЯКОВА. Ну что, бля? посмотрел, как на ебнутую.
БОРОВИКОВ. Но развернулся?
КРЯКОВА. Конечно, сука, развернулся - куда ему деться?
ДУХОВ (утирая огромный лоб огромным же платком в клетку). Ладно, повеселились - и довольно. Нам предстоит настроиться на серьезный лад.
КРЯКОВА. Боровиков, сука, жрать давай.
ОВЕЧКИНА (строго, отчаянно). Манюша, ты бы в такой день поостереглась сквернословить.
КРЯКОВА. Да ладно! . . Ортодоксы херовы...
ДУХОВ. Это все - пена, астрал у нее чистый.
Все умолкают. Молчание затягивается, нарастает неловкость.