Несмотря на возраст – а Чамаеву было под семьдесят, – он держался до сих пор прямо, как будто палку проглотил, ступал мягко и неслышно.
Увидев гостя, он не удивился, а только коротко спросил женщину:
– Накормила?
Полковник поднялся со своего места, поклонился, приложив руку к сердцу.
– Да пошлет Аллах удачу этому дому. Да пребудет с вами милость и благословение Аллаха, да вознаградит Он вас за доброту к путнику. Я сыт и всем доволен.
Сказано все это было на пушту, языке афганских племен.
– И с тобой да пребудет милость Аллаха. Да поможет Он тебе в нелегком пути, – сказал генерал. – Что ты ищешь здесь?
– Доброго совета и помощи в нелегком деле.
Генерал покачал головой и спросил:
– Разве наш народ еще может чем-то помочь вашему?
– Аллах ожесточил сердца людей и затмил их разум, поселил среди нас рознь и безумие в наказание нам, но правда всегда найдет путь к тому, кто просит о ней.
Генерал снял тяжелую промокшую бурку, набросил на плечи другую, почти такую же, и заявил:
– Поехали.
На старой «Волге» они поднялись к самому краю города, к развалинам древней крепости. От нее кое-что осталось, намного больше, чем в других местах. Были частично целы стены и даже внутренние помещения. Крепость стояла прямо над самым городом, почти на гребне холма, непоколебимым монументом, бросая вызов самой вечности.
Сиюминутное было здесь в виде настоящей свалки, устроенной под этими стенами. Там грудились какие-то пакеты и пустые пластиковые бутылки, припорошенные снегом, а само сооружение было не менее древнее, чем, допустим, Стена Плача в Иерусалиме.
– Что ты здесь ищешь? – спросил генерал, как только они вышли на стену.
Сейчас Каспий был едва виден отсюда, хотя в хорошую погоду он просматривался отлично.
– Мне нужна помощь.
– Ты на службе?
– Да.
Генерал покачал головой.
– Не могу сказать, что я этому рад.
– Я слышал, вы стали хаджи? – спросил полковник.
– Да, хотя это уже не то, что прежде. Люди садятся в самолет и просто летят в Мекку. Знаешь, что учинили с мостом?
– Да, слышал.
– Они сделали его семиэтажным! – недовольно сказал генерал. – Я был там в первый год после того, как открыли новый мост. Для побивания шайтана мне выдали камешки в пакетах, все одного размера, а столбы теперь обтянуты резиной. Зато там безопасно, есть место всему и всем. Кроме веры.
– Вера укрепляется страданиями?
– Именно! – Генерал поднял палец.
– Но разве то, что происходит сейчас в Багдаде, в Карачи, в Кабуле, совершается по воле Аллаха? – спросил полковник. – Неужели Он, милостивый и милосердный, хочет, чтобы одни мусульмане убивали других? Всевышний велит негодяям закладывать в бомбы гайки, болты, рубленую арматуру, чтобы изорвать взрывом людей? Где находится в это время Аллах?
– Зачем ты приехал?
– Мне нужна помощь.
– Тебе или нам?
– Мне, – твердо сказал полковник. – Я взялся за дело и не могу отступиться.
– И чья же помощь тебе нужна? – спросил генерал. – Наша? Зачем? Мы теперь другая страна. Да, мы живем в Российской Федерации, голосуем на выборах, платим за все рублями, но стали для вас теперь черными. Вы же для нас неверные.
– И это хорошо?
– Это факт. Имей мужество, чтобы изменить то, что можешь, и еще больше, чтобы признать – есть вещи, с которыми ты справиться не в силах.
– Когда-то вы так не говорили.
– Все изменилось.
– Да, – сказал полковник. – Все изменилось. И вы знаете, кто это сделал и как, потому что стояли у истоков. Я тоже. Мы работали в Пешаваре и видели лагеря беженцев своими собственными глазами. Мы слышали, кто, что и как проповедовал, встречались с пакистанскими военными. Помните, какими они были гордыми? Эти люди определяли власть в Пакистане, были ею. А что они теперь?
– О чем ты?
– О мужестве. Кое у кого хватило мужества изменить очень многое. Тридцать лет прошло, а мир не узнать. Лагеря беженцев, смертников!.. Вы хотите, чтобы это было и здесь?
– Ты не понимаешь причин.
– Так расскажите.
– Знаешь, в Курбан-байрам резали баранов всегда. Но это делали для того, чтобы накормить мясом бедных, голодных. Этот праздник часто был единственным днем, когда они могли вдоволь наесться мяса. А теперь барана режут, чтобы утолить жажду крови. Напугать. Пустота внутри нас, и с ней не справиться оружием.
– А как?..
– Словом. Теперь я часто собираю людей в маленькой мечети. Мы обсуждаем Аллаха, думаем, как хоть немного приблизиться к Нему и к образу Его. Если мне удается хоть немного заполнить пустоту в людских душах, то я чувствую себя счастливым.
– Пророк Мухаммед воевал не только словом, но и мечом.
– Я уже сказал, что эту войну не выиграть мечом.
– Ошибаетесь. – Полковник покачал головой. – Именно мечом ее и можно выиграть. Вы лучше меня знаете, как Пророк отказался благословить землю Неджда, сказав, что именно из нее появится рог сатаны. Он уже трубит, и те, кто слышит его зов, встают под знамена сатанинской армии. Они идут по земле, где раньше были мир и согласие, оставляя за собой взорванные, разрушенные города, растерзанные людские души, ненависть и озлобление. Вы не хуже меня помните Пакистан. Во что он превратился?! Советский Союз строил там заводы. Теперь вместо них там медресе, а вместо честного заработка – гуманитарная помощь и Талибан. Я помню Багдад, каким он был при Хусейне, даже после поражения. Иракцы – сильные, смелые и честные люди. Теперь они, озверев, убивают друг друга.
Генерал только покачал головой и осведомился:
– И где ты собираешься размахивать мечом?
– В Пакистане.
– Конкретно?
– Долина Сват. Мы так думаем, но это может быть и любое другое место на племенной территории. Даже вне ее. Бен Ладен прятался в Абботабаде.
– А я? Ты не считаешь, что я слишком стар для меча?
– Мне нужен человек, который проникнет в долину и укажет на цель. Потом мы его эвакуируем.
– Туда невозможно проникнуть, иначе как поступив на обучение в один из лагерей.
– Именно. Мне нужен человек из местных, который хочет отомстить ваххабитам.
Генерал отрицательно покачал головой. В своей бурке он теперь походил на старого нахохлившегося ворона.
– Ты просишь слишком много.
Полковник достал из внутреннего кармана планшет, набрал код и передал его генералу.
– Два человека были захвачены в заложники бандитами, действующими в Пакистане. При этом они убили представителя исмаилитов, тоже правоверного мусульманина. Он хотел добра своей стране.
– Исмаилитам нельзя верить ни в чем.
– Да, но разве не грех, когда одни мусульмане хладнокровно убивают другого? Где здесь Аллах?
– Люди ожесточены.
– Только не говорите, что это все последствия бедствий и лишений. Если эти люди чего и лишены, так это совести и чести. Но есть и еще кое-что похуже. Прокрутите дальше. Это снимок одного из наших представителей. Айрат Сергеев наполовину русский, наполовину татарин, правоверный мусульманин. Они похитили его и угрожают отрезать ему голову, если мы не выплатим им пять миллионов долларов. Это поведение правоверных, страшащихся гнева Аллаха? Так и должны вести себя мусульмане? Вы же хаджи, скажите.
– Нет, так не должно быть, – ответил генерал.
– И как нам поступить? Выплатить им деньги? Вы не только мусульманин, но и кавказец, представитель уважаемого рода. Что в таком случае делать?
– Воевать, – сказал генерал.
– Взять в руки меч и сражаться. Разве джихад против отступников, настоящих негодяев – не благое дело?
Долина Сват, Пакистан, неконтролируемая территория4 февраля 2015 годаОни не знали, что с ними происходит. Грохочущая машина и повязки на глазах – вот и все. Потом их перегрузили в какую-то другую машину, в которой было очень душно. Пленники едва не задохнулись от выхлопных газов. Они не знали, что эту машину бандиты специально приспособили для перевозки похищенных людей и нелегальных грузов. В ней был тайник. Через какое-то время машина остановилась, и бедняги почувствовали приток свежего воздуха.
– Выходи!
Сергеев вылезал вторым. В отличие от толстого и неприспособленного напарника он сумел сдержать себя. У Михальчука же были мокрые штаны, что вызвало радостный ржач боевиков. В глубине души они помнили британское владычество и боялись белого человека. Видеть его в стеснительных или затруднительных обстоятельствах было для них в радость.
– Сюда!
Свет резал глаза. Что происходит?!
– Только эти двое?
– Да, но за них много дадут.
– За этого жирного, если его продавать на вес, как бабу.
– Он русский.
– Вот как? Откуда они здесь?
– Шайтан принес.
– Не поминай.
– Ничего. Даст Аллах, мы скоро пойдем по их земле войной.
Сергеев и ухом не повел, хотя понимал многое из сказанного. Он знал пушту, пусть и не в совершенстве, но вполне прилично.
– Сколько за них будешь просить?