Вряд ли на оси истории можно найти ту конкретную точку времени, когда наш далёкий предок, пробудившись однажды, вскричал: «Эврика! Я — экстрасенс!» Природа и эволюция так не работают. Да и экстрасенсорика не та область, которая постоянно была в центре внимания летописцев, и засвидетельствованных фактов сохранилось мало. Но всё же история ясно говорит о том, что экстрасенсорные феномены всегда проявлялись у людей, и им всегда находилось применение. С древнейших времён люди сталкивались с вещими снами, предчувствиями, предсказаниями, случаями спонтанной телепатии и ясновидения, удивительными мгновенными излечениями от болезней и другими подобными явлениями. Будучи не очень частыми, эти явления всегда вызывали интерес и недоверие одновременно, и, конечно же, люди старались использовать их для практических целей: поправить здоровье, найти пропавшего человека или вещь, узнать предстоящую погоду или будущие события.
//__ * * * __//На заре цивилизации все эти задачи решали шаманы. Шаманизм — самая древняя и самая универсальная религия человечества, которая одновременно является ещё и системой целительства, и способом решения жизненных проблем. Единообразие шаманских методов в различных культурах говорит о том, что люди в разных местах и в разные времена имели дело с одними и теми же аспектами нашей реальности. Самыми существенными моментами шаманской практики, по мнению большинства исследователей, являются особые состояния сознания и следование мифологическим архетиповым процессам. В особых состояниях сознания шаман приобретает новые силы и возможности, такие как ясновидение, телепатия и другие, которые он использует для решения стоящих перед ним задач. Благодаря своей способности видеть невидимое шаман становится посредником между двумя мирами — физическим миром людей и миром духов. Об этом много писали такие замечательные исследователи, как Джозеф Кэмпбелл, Майкл Харнер и другие. Нам же любопытно взглянуть, как шаманы использовали свои экстрасенсорные способности в конфликтах.
Прямой задачей шамана всегда была борьба в потусторонних мирах за интересы соплеменников. Поэтому одна из главных задач шамана — экстрасенсорная война, сражение с невидимым. Вот как российский антрополог С.И. Вайнштейн рассказывает о сражении со злым духом очень старого и физически немощного тувинского шамана:
«Чувствовалось, что костюм и бубен тяжелы для старика, и невольно возникало сомнение, сможет ли Шончур двигаться в таком одеянии… Вдруг шаман… резко вскочил. Почти в танце он сделал несколько движений, очень удивив меня их лёгкостью и свободой. Прикрываясь бубном, как щитом, он легко бегал и прыгал по юрте, гоняясь за злым духом, не открывая глаз, однако и, как это ни странно, никого из присутствующих при этом не задевая. Он прыгал и наконец настиг врага. Началась борьба. Враги упали и катались по полу юрты. Шаман крепко прижимал злого духа бубном» [9].
Интересно, что бубен при этом был не только музыкальным инструментом, но и оружием, а часто и вместилищем магической жизненной силы шамана. У ряда народов, как, например, в алтайских племенах, было распространено убеждение, что если уничтожить бубен, то умрёт и сам шаман.
Чаще всего свои экстрасенсорные способности, обретаемые в иных состояниях сознания, шаманы направляли на помощь людям. Но при столкновениях племён от шаманов требовалось обеспечить победу: призвать своих духов на помощь, узнать у них о намерениях врага и наслать на него порчу. Вот одно такое шаманское экстрасенсорное камлание-сражение, описанное по шаманской песне исследователем И.М. Сусловым в 1927 году в Сибири:
«Шаман вскочил на ноги. Теперь тревожной песней созывает он своих лучших духов-помощников. Подвластные шаману духи-бумумуки обращаются в коров, коней, оленей и под охраной духов-помощников где-то в темноте формируются в отряд. И вот отряд мстителей мчится к врагам. Во главе духов — душа самого шамана… верхом на корневище молодой лиственницы.» [10]
Кроме того, шаманы ведь тоже люди, и нередко случалось, как и в наши дни, что обычные человеческие страсти брали у шамана верх над его высшими устремлениями, и это выливалось в использование экстрасенсорных качеств в корыстных целях, таких как получение власти, богатства или мести. Если в такой ситуации шаман сталкивался с противодействием другого шамана, то начиналась уже настоящая экстрасенсорная война между ними.
На основе описаний в современной антропологической литературе такое личное сражение двух шаманов можно представить примерно таким образом: шаманы, борющиеся за первенство, предстают друг перед другом в полном ритуальном облачении, увешанные своими амулетами-защитниками. Глядя друг другу в глаза и двигаясь по кругу, они начинают свои шаманские танцы и песни, причём каждый аккомпанирует сам себе на своём бубне. Закончив пение, они ложатся на землю головами друг к другу, закрывают глаза и погружаются в иные миры. Отмечено, что время от времени тела их вздрагивают, из уст вырываются хрипы и стоны, по которым видно, что сражение продолжается где-то в далёких пространствах. Так иногда продолжается много часов, часто целую ночь. Отмечены случаи, что когда утром люди подходили к ним, то оказывалось, что оба шамана лежат на своих местах, но оба они мертвы.
Исследователи шаманизма Сибири отмечают, что если во время таких войн погибал сам шаман, то с ним часто погибали его ученики и дети, особенно в возрасте до 3-х лет, поскольку они составляли с ним единое целое. Кроме того, ученики и дети могли погибнуть даже раньше шамана, внутренне не выдержав сражения, так как в мире духов разрушались их основные источники жизненной силы. Или шаман мог принести своих подопечных в жертву противнику в обмен на свою жизнь. Такие случаи были известны в Приамурье у нанайцев и угличей даже в 20 веке.
Само слово шаман происходит из якутского языка, а предания якутов и других народов Сибири повествуют о многочисленных экстрасенсорных сражениях шаманов. Аналогичные описания можно найти в шаманских традициях практически во всех уголках земли. Это говорит о том, что на протяжении тысячелетий войны между шаманами и войны с участием шаманов были едва ли не более частыми, чем войны без них.
Раз уж мы заговорили о шаманизме Сибири, отметим одну его любопытную особенность, которая имеет отношение к экстрасенсорике и не очень широко известна. Речь идёт о загадочном заболевании мерячении, которое вплоть до начала 20 века охватывало довольно большие группы населения Сибири и Крайнего Севера. Иногда оно возникало совершенно спонтанно, но чаще проявлялось во время выполнения шаманских обрядов. Люди при мерячении повторяли движения друг друга и выполняли любые команды. Это состояние врачи относили к индуцированным массовым психозам истерического типа и даже называли его термином «психическая зараза». Похожие феномены наблюдались в Западной Европе и Азии во время вспышек религиозного фанатизма. Но есть и отличие.
По наблюдениям некоторых исследователей, при мерячении люди иногда повторяли общие движения, не видя друг друга! Это говорит о том, что в этом состоянии они подключались к экстрасенсорным каналам информации, точнее, к одному и тому же каналу. Правильность такого предположения косвенно подтверждается тем общеизвестным фактом, что натуры истерического типа часто имеют сильные экстрасенсорные способности.
Хотя у нас нет конкретных антропологических данных, вряд ли можно сомневаться, что временами шаманы и вожди племён старались использовать мерячение в своих целях, в том числе и военных. Автоматическое подчинение и особый канал для отдачи мысленных приказов — это заветная мечта завоевателей всех времён. Ну чем не строки из фантастического романа!
Таким образом, на примере шаманизма мы видим, что экстрасенсорные войны имеют почти такую же долгую историю, как и войны обыкновенные. На протяжении тысячелетий архетип Войны Магов проявлялся в реальности, прежде всего, через шаманские сражения.
//__ * * * __//Со временем наследниками шаманов стали всевозможные маги, жрецы, оракулы и колдуны. Правители и военачальники искали таких магов и прорицателей, старались заручиться их поддержкой и очень часто использовали для войны. Не все эти «маги» обладали реальными экстрасенсорными способностями, но почти все для поддержания своего авторитета и кармана старались раздувать славу о своих потусторонних силах и победах в экстрасенсорных сражениях. Так проявлялась другая сторона архетипа Войны Магов — мифотворчество, легенды и сказки, распространённые у всех народов. Интересным примером широкой популярности архетипа Войны Магов в Древнем Египте и Средней Азии может служить текст Библии:
«И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами. Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями; но жезл Ааронов пожрал их жезлы» (Исход, 7:10–12).