Кажется, что лоб примерзает к нему, как язык к железу на морозе. От лба прямо в голову, в мозг бьет ледяная молния, трепещет в спазме сердце, словно что-то острое входит в него. Я охаю и отшатываюсь, и зрение играет со мной несмешную шутку — от того места, где лоб касается зеркала, по амальгаме расходятся круги, но не по поверхности, а внутри сумеречной комнаты, что отражается в нем. Волнуются силуэты дивана и кресла, идут рябью, но волнение быстро затихает, все становится спокойным, опять все тихо, только в отражении между диваном и стеной теперь сидит она и говорит:
— Как ты изменился.
Медленно поворачиваюсь. Опять меня трясет, стучат зубы, шапка сползает на глаза. Пальцем приподнимаю ее.
Ребенок или девушка в легком платье, руки прижала к груди. Темные волосы. Красивая или нет — не разобрать в темноте.
Я обхватываю себя за плечи, чувствуя неодолимое желание забиться куда-нибудь под диван или на антресоли, в дальнюю, темную, тихую нору, свернуться там, укутаться со всех сторон, с головой, замереть и заснуть, исчезнуть, раствориться в сонном тепле и безопасности.
Бочком подбираюсь к незнакомке.
— Ты забыл меня?
Я с трудом выговариваю:
— Ты кто?
Незнакомка поднимает на меня глаза, видны темные круги под ними, запавшие щеки, искусанные воспаленные губы.
— Ты забыл? Даже меня?
Пристально вглядываюсь в ее лицо, не понимая, почему оно кажется мне знакомым.
— Ты стал старым. Некрасивым. Холодным. Что они сделали с тобой?
Придвигаюсь ближе, понимая, что впервые за много лет начинаю согреваться. От незнакомки течет слабое, но ощутимое, трепетное и нежное тепло. Что-то выходит из моего сердца, даря облегчение. В комнате будто становится светлее и теплее. Озноб отступает, но лишь на миг — хлопает дверь, и три женщины, одна за другой, появляются в комнате. Холод расходится от них. Ударом ледяного кулака он отбрасывает меня к зеркалу.
Сотрясаемый дрожью, падаю на спину. Сима уже склонилась над незнакомкой, Снежана подошла ко мне, Лида встала посреди комнаты. Снежинки танцуют вокруг них.
Но как сильно изменились соседки! Сима стала тоньше и выше ростом. В постели со мной она и раньше не лежала, а как бы возлежала, с таким видом, будто не просто дает соседу, а оделяет столичной царской милостью нищего провинциала. А теперь ее надменное лицо стало и вовсе величавым.
И Лида изменилась. Домашняя клуша, наседка, она как-то насупилась, даже набычилась, если так можно сказать о женщине. Будто в себя ушла, и то, что обнаружила там, оказалось так мерзко, что ей совсем не понравилось, но вернуться обратно уже не было ни сил, ни желания, и она, мучаясь от отвращения, осталась внутри себя.
А Снежана, обычно быстрая и подвижная, теперь выглядела какой-то дерганой. Личико заострилось, движения стали нервными, в глазах — горячечный блеск.
— Почти теплый! — взвизгивает Снежана. — Надо, чтоб он опять остыл! Сима переводит на меня взгляд льдистых голубых глаз.
— Ну так остынь его.
Снежана подскакивает ко мне и начинает сдирать одежду, не расстегивая, а отрывая пуговицы. Вот сумасшедшая девка! Я пробую отбрыкиваться, да куда там. Ручки ее на изумление проворны и сильны.
Шапка-ушанка летит в одну сторону, плед в другую. Трещит, разрываясь на груди, свитер. Потом рубашка, майка — и руки вцепляются в мои домашние спортивки.
Тут уж я начинаю пинаться. Снежана зовет Лиду на помощь, и та, задрав подол, садится мне на колени. А снежинки танцуют вокруг них все быстрее и быстрее.
Пока эти двое раздевают меня, Сима приближается к сжавшейся в углу незнакомке, и я слышу такой разговор:
— Зачем ты пришла? Как смогла проникнуть сюда?
— Я долго искала, где вы спрятались. Ты и твои сестры убиваете его.
— Мы не убиваем. Теперь он просто наш. Уже долгие годы наш.
— Он мой. И он может еще проснуться, ожить. Вы не даете ему сделать это.
— Он сыт, он удовлетворен. Он всегда удовлетворен.
— Вы насыщаете его тело своими телами, но вы замораживаете его дух, Царица.
— Он уже почти погрузился, а когда погрузится совсем, ничто не сможет помешать. Что ж, теперь придется провести глубокую операцию. Сестры!
Меня тем временем раздели. Тело сотрясает дрожь, я чувствую, как ледяные руки касаются кожи, и она становится хрусткой и ломкой, будто свежий наст. Сидящая в ногах Лида хлопает меня по мошонке и вымораживает пах до самого позвоночника. А Снежана вдруг резко наклоняется и целует меня в грудь. Словно большая сосулька опускается сверху, пробивает грудину. Вижу, как расходится кожами как снежники падают сквозь рану. Я ору, выгибаюсь дугой и сбрасываю Лиду со своих ног. Они со Снежаной встают и подходят к Симе, а я рывком переворачиваюсь на бок.
И вижу их всех в зеркале.
Нельзя смотреть в разбитое зеркало. Вместо комнаты там — ледяная пещера… не пещера — дворцовый чертог. Звучит громкая, холодная музыка, хрустальный звон лир, певучие трели флейт и рокот барабанов. Ковры из пушистого снега на полу и стенах, в ледяных подсвечниках холодным огнем горят ледяные свечи, и посреди блистающего великолепия стоит огромное зеркало, отражающее темную комнату, диван и стул, рядом с которым нахожусь я.
На белом ковре возле зеркала лежит юноша и рассматривает меня в отражении.
Нет трех женщин: есть Зима, Лед и Снег, замершие над единственным цветным пятном во всем этом белоснежном пространстве — над незнакомкой. Еле уловимая призрачная дымка, дрожащее марево тепла все еще исходят от нее. Царица и ее младшие сестры, стараясь не попадать в теплое облако, поднимают руки, и метель окутывает незнакомку.
Разноцветное пятно съеживается, исчезает.
Я лежу здесь — и лежу там — но все же я здесь — не юноша перед зеркалом в зале ледяного дворца. Я здесь, в этой комнате, а не там, в зеркале, смотрю на трех женщин, склонившихся над четвертой, которая умирает, а не на Зиму, Лед, Снег и бушующую метель.
То тепло, что еще осталось во мне, улетучивается через разверстую в груди рану. Я вижу покрытые изморозью легкие и свое сердце — еще пульсирующий комок, единственное, что пока живет в сияющем ледяном чертоге, которым стало мое тело.
И я вижу его.
Тонкий осколок в своем сердце.
Вот оно! Вот почему озноб был моим постоянным спутником. Сима, Снежана и Лида лишь поддерживали холод чувств, который на самом деле шел от меня.
Осколок тонко звенит, отблескивает ледяным светом и начинает медленно погружаться в сердце.
Незнакомка, моя сестра, имя которой я уже почти вспомнил, умирает. Стужа обволакивает ее тело и стягивается на нем стеклянной пленкой, кожа под ней белеет.
Она лежит, протянув ко мне руку, пытаясь сказать что-то, беззвучно шевеля губами. Вглядываюсь, стараясь понять ее. Губы шевелятся. Я приподнимаю руку. Губы шевелятся, но все еще беззвучно; тихо шелестит, покрывая тело, снег, а в зеркале, в ледяном чертоге кипит снежная буря. Чертог сияет. Среди белых вихрей, целиком уже скрывших теплое цветное пятно, медленно кружатся Зима, Снег и Лед.
Они танцуют под звуки холодной музыки в ледяном сердце мира, в моем сердце, куда уже почти погрузился осколок. Медленно поднимаю руку и касаюсь пальцами своего сердца.
Вот тогда я и вспоминаю, кто она и кто я. Ее имя и свое имя. Пальцы дотрагиваются до осколка и пронзительный звон разносится по комнате и по ледяному дворцу.
Зима, Лед и Снег поворачиваются, глядят на меня — на юношу возле огромного зеркала — и Царица кричит что-то. Лед и Снег бросаются к юноше, а его бесстрастное лицо искажает боль. Он медленно вытаскивает из груди осколок и рассматривает его. На пушистый ковер капает кровь.
В снежной буре, в клокочущих воронках белых смерчей, Лед и Снег бегут к юноше, а позади них идет Царица Зима. Юноша недоуменно оглядывается, и взгляд его падает на зеркало.
Увидев это, Царица кричит, испуганно и предостерегающе. Ее сестры уже близко, когда юноша, растерянно хмурясь, вставляет осколок в зеркало. Оно наполняется сияющим светом и разбивается.
Хлопок, звон, я вижу, что стою на четвереньках, и что сквозь распахнутое окно, приподнимая, как парус, штору, вместе с ветром и снегом течет широкий поток света. Он теплый, теплый, и в этом свете растворяются, извиваясь и корчась, три фигуры, а четвертая протягивает мне руку, за которую я хватаюсь. В пустой раме уже нет ледяного чертога, в груди тепло, сквозь пелену проступают очертания зеленых холмов под синим небом. Видны черепичные крыши, домики городка, маленького и тихого, приютившегося между холмами, и ведущая к нему дорога. Я ошибаюсь, или по ней в самом деле, держась за руки, идут двое?