Трактат Сунь-Цзы «Искусство войны» и комментарии к нему
КЛЮЧИ К ПОБЕДЕ
Начальный фрагмент статьи А. Горбылева с сайта, посвященного окинавскому каратэ (www.okinawa-karate.ru).
Учение о «полноте» и «пустоте» в дальневосточной традиции воинских искусств
«Одной из самых характерных черт дальневосточной традиции воинских искусств является стремление понять и сформулировать наиболее общие законы, приложимые к столкновению любого масштаба, будь то сражение между двумя армиями или рукопашная схватка. Познание этих законов мыслится как залог гарантированного достижения победы в бою. Как писал великий китайский теоретик военного дела Сунь-цзы, «тот, кто хорошо сражается, стоит на почве невозможности своего поражения и не упускает возможности поражения противника».
(У Сунь-цзы достаточно витиеватые формулировки, которые не так просто привязать к конкретике. В «Ледоколе» это формулируется более понятно и практически применимо: держать свою «форму» и уметь нарушать «форму» противника).
Каким же образом это достигается? Как же все-таки одерживают победу? «Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу». Но что именно подлежит наблюдению и оценке? «Полнота» (яп. дзицу) и «пустота» (яп. кё), отвечает все тот же Сунь-цзы.
Учение Сунь-цзы о «полноте» и «пустоте»
Под «полнотой» Сунь-цзы подразумевает полноту боевой подготовки, способность к активным действиям, полную неуязвимость для противника.
Под «пустотой» же имеется в виду несовершенство подготовки, слабая способность к действиям, уязвимость. Вместе с тем слово «полнота» Сунь-цзы прилагает и ко всякому частному случаю, называя так всякий сильный пункт; словом же «пустота» он называет любой слабый, уязвимый пункт. Именно за этой «пустотой» у противника, за его дефектами, недостатками, слабыми, уязвимыми сторонами и должен следить полководец, и здесь очень важно, чтобы он умел оценивать, так как лишь опытный глаз может открыть наличие уязвимого пункта.
В битве пустоте противника следует противопоставить свою полноту, его уязвимости – собственную неуязвимость, причем именно там, где обнаружилась уязвимость противника. Если у противника обнаружилось утомление, нужно противопоставить ему свежесть своих сил; если у него появился недостаток боеприпасов, нужно противопоставить полноту своего снабжения и т. д. Полководец, сумевший открыть уязвимый пункт противника и противопоставить ему свою собственную неуязвимость, уже тем самым гарантировал себе победу, которую сражение лишь оформляет. Используя понятия «полноты» и «пустоты», Сунь У уподобляет удар уже победившей армии по армии, уже, в сущности, побежденной, удару «камнем по яйцу», «полным по пустому».
Итак, победа есть результат столкновения своей полноты (плотности) с пустотой противника.
Однако пустота и полнота взаимопреходящи.
Японский комментатор Огю Сорай пишет: «Полнота и пустота так меняются, так переходят друг в друга, что между ними нельзя просунуть даже тончайшего волоска. То, что до сих пор было полнотой, вдруг меняется и становится пустотой; то, что до сих пор было пустотой, вдруг меняется и становится полнотой. Как нет раз навсегда установленной полноты, так нет и раз навсегда установленной пустоты».
(Это опять довольно сложные формулировки [вероятно, это сделано специально, чтобы непосвященные вообще не понимали, о чем тут в действительности говорится]. «Полнота» (по-русски более соответствующее понятие «плотность») и «пустота» – это только часть того, что надо видеть в форме [стойке и движениях] противника и чувствовать в своей.)
Учение о «полноте» и «пустоте» в японских бугэй
Эти идеи были глубоко усвоены последователями японских воинских искусств. Не существует ни одного направления будзюцу или будо, в которых бы наставники не подчеркивали значения различения «полноты» и «пустоты». Вот что пишет об этом мастер кэндо Мураками Сададзи в своей популярной книге «Кэндо нюмон»:
«Введение в кэндо»: «Говорят, что Ёсиока Киити хоган (легендарный знаток военного искусства XII в., специалист по гаданиям по инь и ян и по китайской книге по военному делу «Лютао» – «Шесть стратегий») вручил Минамото Ёсицунэ (выдающийся японский полководец второй половины XII в.) следующее наставление: «Когда приходят – встречай, когда уходят – провожай, когда противостоят тебе – гармонируй. Пять и пять – десять, два и восемь – десять, один и девять – тоже десять, достигай гармонии в соответствии [с этим принципом]. Следи за «полнотой» и «пустотой», помни о невидимом. Большое покрывает большую площадь, малое проникает в мельчайшие частицы. Смерть и жизнь заключены в благоприятном моменте (кикай); отвечай на изменения вовремя. Имея с чем-либо дело, не двигай сердце (сознание)».
Сначала эта фраза может быть не совсем понятна: «Как это не двигай сердце?» В действительности здесь речь идет о состоянии «решимости», «несгибаемого намерения», когда с твоего пути тебя не сдвинуть никакими помехами. А они могут быть самыми разнообразными… Один из способов тренировки абсолютной решимости в каратэ такой: бойцу дается задание атаковать противника, а в момент начала атаки тренер хлещет его концом пояса по лицу. Если атака сбивается такой помехой, это говорит о недостаточной решимости. Когда боец привыкает не бояться препятствий, не реагировать на помехи, считается, что его намерение несгибаемо, и он становится действительно БОЙЦОМ.
Кроме этого наставления, в кэндо издревле было очень много наставлений о «пустоте» и «полноте». Говорят, что нужно наносить удар по «пустоте» и избегать «полноты».
(Что это значит в применении, например, к рукопашному бою? Возьмем простой пример: противник находится в левосторонней стойке, а вы во фронтальной (разговорной). И он наносит вам прямой удар левой рукой в голову, неважно, боксерский или каратистский. Что при этом происходит в боевом пространстве? Где создается пустота и плотность? Если противник выбрал вашу голову в качестве своей мишени, то, вероятно, именно на ней он и хотел бы сделать плотность. И, вероятно, с не очень хорошими последствиями для так называемой морды лица… Пока мы не будем размышлять над морально-этическими аспектами этого процесса… Просто попробуйте вспомнить (если это у вас было, конечно) свою первую реакцию. (А естественная она или нет, это мы попытаемся разобраться…) Что было: двигалась рука, чтобы сбить руку противника с траектории (это проще), или у вас было движение всем телом в какую-то зону пространства (это сложнее)?
Конечно, большинство обнаружит, что первый импульс был с руки. Это и есть особенность современных методик тренировки, когда техническое движение отрабатывается без базы, без «корней». «Ветви» пытаются что-то делать, не опираясь на «корни»!
Итак, когда рука противника движется в направлении вашей головы, она пытается создать плотность в предполагаемой точке соприкосновения, предположим в районе челюсти. В это самое время создаются две пустоты: одна ближе к противоположному, правому плечу противника, а вторая с внешней стороны левой руки.
И если вы натренировали движение всем телом, то у вас могут получиться два стандартных входа в противника. Соответственно «вход внутрь» с возможной контратакой левой рукой в голову, и «обход снаружи» с контратакой правой или контролем. А в какую сторону в реальной ситуации надо будет уходить, зависит от положения ваших ног и общей тенденции движения. Если она у вас есть, конечно… (Если нет, то вы так и останетесь на месте, пытаясь бороться с противником только на верхнем уровне.)
А теперь вспомните, что вас чаще заставляли делать на тренировках: просто отбивать удар рукой, что может сработать, а может и нет (в зависимости от уровня подготовки противника), или видеть (чувствовать) создающиеся в боевом пространстве пустоты и плотности и цельно двигаться всем телом, используя их? Понятно, что в большинстве методик этого просто нет… Кому-то это сложновато, а кому-то и не надо: например, если каратист готовится к соревнованиям по ката, зачем ему эти пустоты и плотности? На его выступлениях они все равно никакого значения иметь не будут…
А теперь представьте, что во время боя ваше подсознание отслеживает (чувствует) создающиеся и изменяющиеся зоны в боевом пространстве, а ваше тело приучено двигаться так, что всегда успевает попадать в нужную зону раньше противника. Это было бы достаточно интересно? Конечно, всем хотелось бы работать по пространству, только как этого добиться? Есть разные способы. Первый – общепринятый: вам дают какую-то технику, и вы ее отрабатываете, пытаясь довести до «автоматизма». Правда, если техника неестественная, не соответствует именно вашим телесным качествам и при этом вы не чувствуете, где создаются и как меняются те же пустота и плотность, то в критический момент она «почему-то» не работает. Это ее минус, а плюс в том, что в этом случае не надо самому что-то ощущать, думать, искать и т. п. Все «покажет тренер». Большинству это подходит… Второй способ – экстремальный, спецназовский. Человека ставят в условия, когда его природные рефлексы просто вынуждены начать работать, потому что ситуация на грани выживания. Это обучение в спецназе, когда бойца ставят в грузовик с открытыми бортами, который едет на большой скорости по бетонной «стиральной доске». Это кочергинское удушение поясом или шлахтеровская постановка человека перед наезжающим поездом. Плюс его в том, что человек готов действовать на пределе возможностей, а минус в том, что и здесь думать и чувствовать самому не надо…. Для бойца спецназа это подходит, потому что ему всегда скажут, что надо делать, а для обычного человека не совсем… Но есть и третий способ: начинать изучать технику с базовых движений «по ключам» и начать с основного навыка, к которому может потом приложиться все, что угодно – с ЦЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. На это движение вы сможете наложить любую технику…)