Последние слова я уже не слышал, ибо заснул.
* * *Следующие две недели прошли под знаком вопроса. Я спрашивал, спрашивал и спрашивал. О ситуации в мире, о ситуации с кланом, просто о кланах, о том, что было, о том, что есть сейчас. Рассказывать, что я узнал слишком долго, но стоит отметить, что напали на усадьбу, где жил Шигеру с дедом, не простые разбойники, тем ничего и не светило бы, а нукенины страны Земли. И далеко не факт, что это были настоящие нукенины. Однако спросить больше некого — старик Джиро, когда заметил дым над усадьбой, потерял над собой контроль и просто превратил нападающих в фарш, когда прибежал туда. Он, кстати, возвращался из того самого городка, в единственной гостинице которого мы сейчас жили. Когда я спросил о его подозрениях по поводу нукенинов, он ответил, что, как правило, преступники–шиноби не собираются в толпу из десяти джоунинов «А» ранга и пары десятков чунинов. А если такое происходит, то это, опять же, нукенины разных стран. Но даже в этом случае, такая силища не стала бы размениваться даже на очень богатую усадьбу, что уж говорить о поместье среднего достатка. А ведь именно средний достаток дед и демонстрировал всем.
Очередной ответ, который породил у меня кучу вопросов. Но в тот раз я решил сконцентрироваться лишь на одном.
— Слышь, старик, а на что мы живем? — спросил я, сидя на веранде третьего этажа гостиницы. — В смысле, чем занимаемся официально?
— Печати, — пожал он в ответ плечами. — Чем сильны, на том и зарабатываем.
— То есть, — потер я переносицу, — мы скрываем, что Узумаки, но зарабатываем на печатях, в которых наш клан особо известен? Где смысл?
— Ну, во–первых, — усмехнулся Джиро, — изготовителей печатей навалом. Чуть ли не каждый третий шиноби может создать ряд изделий. Тот, кто на этом зарабатывает, знает побольше. Во–вторых — печати Узумаки создают не только Узумаки. Есть множество вещей повсеместного изготовления. Да, у нас они получаются получше, но ты ведь не думаешь, что твой дед не учитывает этого фактора? Ну и в-третьих — Узумаки не монополисты. Любой уважающий себя клан, нет–нет, но создаст что–нибудь. Те же взрыв–печати придумали отнюдь не мы, что не запрещает нам их создавать и продавать. Сейчас официально существуют и здравствуют аж три клана, специализирующиеся на печатях. Хотя тень конкуренции нам могли создать только суновцы. Правда, клан Ганрюко больше известен тем, что второй Казекаге вышел из их рядов, но, может, потому они и процветают по сей день. Так что, Ши–чан, если искать Узумаки среди тех, кто продает печати… надо запастись огромным мешком терпения.
— Ладно, с заработком я понял — ты просто не зарываешься и продаешь ширпотреб. Тогда поясни, как мы сумели прославиться печатями? Что у нас их так выделяет?
— Две вещи… нет, даже три. Мы начали первыми, фактически открыв эту науку. Наш геном… хотя нет, тут несколько иное… скорей, наша чакра, которая делает печати в несколько раз мощней. Ну и, конечно, разнообразие. Печати для быта, для войны, для медицины. Узумаки — единственный клан, что жил под девизом — печати могут все. Да, по сравнению с некоторыми умельцами они грубоваты, особенно у линии Широ, что специализировались на барьерах, но тут такое дело… — задумался дед. — Когда ты окончательно поправишься, я начну обучать тебя создавать печати, и ты поймешь лучше, но пока просто запомни — все печати делятся на уровни. Первый уровень — это просто рисунок. Скажем, кандзи. Второй уровень — это рисунок, созданный из других рисунков. Много–много кандзи, образующих другое кандзи. Третий уровень — это когда из двухуровневых кандзи появляется трехуровневое. Да, может, на первом уровне наши печати и грубы, но уже на втором разница несколько сглаживается. А на третьем, если печать рабочая, ты уже будешь говорить не грубая, а ювелирная. На четвертом… ладно… скажу только, что пятиуровневые печати создавали только Узумаки. А элегантные печати каких–нибудь Хьюг из Конохи не выдерживают уже четвертый уровень.
— А шестой уровень есть? — ну не мог я не задать этот вопрос.
— Шестой уровень есть, — ответил старик медленно. — Но это уже… — не смог он сразу подобрать слова. — Это работы отдельных гениев. Такие печати всегда индивидуальны и создаются скорей для показа своих способностей. Толку с таких печатей маловато. Нет, они и правда… гениальны, но всегда можно просто увеличить размер пятиуровневой печати, чтобы задать нужный эффект. Время и усилия на создание такого изделия не оправдываются ее эффектами.
— Да ладно, например, шестиуровневая защита на стенах города может сильно помочь.
— Ох, малыш–малыш… — засмеялся дед. — Защита стен — это всегда система из множества печатей. Чтобы обеспечить шестерками стены той же Узушиогакуре потребовалась бы тысяча лет расчетов. И еще лет… — запнулся он. — Даже не знаю, сколько надо для нанесения таких вещей на стены. Хотя, как раз это уже не важно. Можно было бы и постараться.
— Ну а стены поменьше? Например, кланового квартала?
— А в этом случае уже не важно. Если твой квартал осаждают, то либо хватит обычных средств, обычных — не значит плохих, отмечу, либо тебе уже ничего не поможет. Все–таки не забывай — хоть пятерка, хоть шестерка — идеальной защиты не существует. Дай только время, все сломать можно. Да и купить такую защиту никто бы не смог. И давай уж откровенно, даже в этом случае, жизни одного человека не хватило бы, а подхватывать чужую работу и продолжать ее развитие… — покачал он головой. — Да на подобном уровне…
Понятно. С кварталом в действие вступает система цены–качества. Но ведь и с городом такая же фигня. За тысячу лет и без шестого уровня можно такую защиту поставить… м-дя… Узумаки, вон, поставили. Так поставили, что сумели своей смертью фактически войну остановить. Воевать просто стало некому. Сколько там, старик говорил, было противников? Сорок тысяч? Против пяти тысяч Узумаки. Ну а возвращаясь к шестиуровневой печати, я так понимаю, что создать ее можно, хоть и трудно, а вот создать две–три и увязать их в систему… Я, конечно, еще ничего про печати не знаю, но если старик говорит, что даже жизни Узумаки не хватит, то и бог с ними, с этими шестерками.
— И на что способна печать шестого уровня? — спросил я из чистого любопытства.
— Ну, например, общаться с шинигами. — Программа–переводчик между людьми и шинигами? Дайте две. — На маске шинигами стоит именно шестиуровневая печать. Я потом тебе про нее расскажу. Она сейчас в Храме рядом с Конохой. Была одна запретная печать, что позволяла становиться саннином. Но шанс на это был крайне мал. Настолько, что ее определили в запретные. Слишком многие обратились в камень.
Многие? Сомневаюсь, что это были Узумаки. Люди слишком хотят жить, чтобы добровольно так рисковать, и раз их было много, вряд ли это были добровольцы. Хотя, такое тоже можно предположить… мало ли, вдруг плата была достойной. Но в мире постоянных конфликтов, да не найти «добровольцев»? Я бы точно платить не стал.
— И все? Три печати? — спросил я задумавшегося деда.
— Почему же, были и другие. Штук двенадцать в общей сложности. Я, если честно, не очень этим интересовался. Точнее, совсем не интересовался. Помню, как мой дед сокрушался, что потратил пол жизни ни на что. Он так и не смог сконструировать шестиуровневую печать. А ведь с его талантами мог бы стать каге, — покачал головой старик.
— А как вообще в Водовороте каге избирали? — метнулась моя мысль.
— Голосованием старейшин родов. Только вот стать каге могли лишь члены четырех главных ветвей. Кано, Широ, Дайчи и Сугако. Я был каге, твой отец был каге, а до меня каге был Рюске — глава ветви Дайчи. Тебе же, малыш, будет сложней всего — восстановить клан Узумаки. Сомневаюсь, что доживу до этого дня, но пока жив, сделаю все, чтобы помочь тебе в этом.
— Да ладно тебе, старик, — отмахнулся я. — Еще лет двадцать–тридцать минимум протянешь. За это время мы дважды клан восстановим.
— К сожалению, — улыбнулся он, — я еще старше, чем выгляжу. Сто два года, это и для Узумаки срок.
Вот ведь. Так я старше его? Э…кхм… ладно. Не буду шутить. Но и стариком его называть… ой, да пофиг. Мне сейчас пять, ему сто два, и не будем плодить сущности. К тому же, я и в своем мире себя стариком не ощущал и выглядел, к слову, на сорок. Это я хвалюсь, если что. Ведьмаков ранга «абсолют» настолько мало, что если не нам, то кому вообще хвалиться?
Хотя, я ж теперь даже не ведьмак.
* * *Вот уже год я живу с дедом Джиро. Через четыре месяца после первого нападения произошло другое. Опять джоунины, опять кучка чунинов, опять Земля. В тот раз от того городка, где мы со стариком жили, осталась лишь половина, но больше всего мне было жаль гостиницу. Привык я к ней. Люди? А они мне кто вообще? Здесь, я имею ввиду этот мир, у меня нет ни родины, ни государства, которому я давал присягу, ни друзей. Лишь дед. Может, со временем, я и обрасту всем этим, да по–любому обрасту, но сейчас мне плевать на всех. Конечно, смотреть, как убивают ребенка, я не стану, но это скорей личные принципы и частный случай.